Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация






Если функция планирования отвечает на вопрос — ЧТО? (Что включить в план?; Что предпринять?; Что необходимо предвидеть? и т. д.), то функция организация ставит вопросы — КТО? и КАК? (Кто и как будет реализовывать план действий?).

Сам термин «организация» в менеджменте употребляется в двух значениях. Первое значение относится к упорядочению деятельности работников, второе — к раскрытию структуры предприятия, учреждения, ведомства и т. д. В данном случае разговор в основном идет о первом значении — как организовать деятельность человеческого фактора. Второе значение играет здесь вспомогательную роль.

Осуществляя организаторскую деятельность, менеджер действует в условиях сложной структуры предприятия, существенными компонентами которой являются: а) работник; б) формальная организация; в) неформальная организация; г) трудовой коллектив; л) корпорация.

Работник.

Главным структурным компонентом процесса является работник. Он выступает в процессе своей активности в четырех проявлениях — это человек, индивид, индивидуальность и личность.

Понятие «человек» употребляется для подчеркивания субъекта деятельности. Человек понимается как живое существо, обладающее членораздельной речью и сознанием, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного трудового процесса. Это родовое понятие. Конкретный человек как представитель определенной группы людей обозначается видовым понятием «ИНДИВИД». Когда же характеризуется неповторимость существенных, признаков индивида, употребляется слово «индивидуальность», которая включает телесные (соматические) и психологические особенности, как унаследованные, так и благоприобретенные. Понятием «личность» обозначается единство социальных образований, черт и качеств, воспитанных во взаимодействии с людьми. Это социальное качество человека.

Менеджер, управляя работником, действующим в группе, имеет дело с его сложными психологическими образованиями. Здесь прежде всего следует назвать характер и темперамент.

Характер — это совокупность устойчивых психологических свойств, определяющих линию поведения человека, его отношение к делу, к другим людям, к самому себе, к вещам.

Менеджер, вычленяя степень выраженности черт характера; может сделать для себя немало выводов. Ведь подобного рода черты не случайны. Они вытекают из конкретных условий жизнедеятельности человека, а потому достаточно цельно характеризуют человека.

Обычно в системе приобретения опыта любой человек может овладеть необходимым минимумом знаний, умений и навыков. Однако при равных внешних условиях разные люди будут овладевать ими с разным темпом. Там, где один, все схватывает на лету, другой тратит много сил. Один достигает высшего уровня мастерства, а другой едва дотягивает до уровня середнячка. Естьотдельные виды деятельности, в которых успеха может достигнуть человек только с определенным набором данных. Петь могут все, но хорошо петь могут только люди с музыкальными данными. Многие играют в футбол, но мастерами становятся единицы. В этом проявляется биосоциальное единство личности.

Формальная организация.

В известном плане — это каркас для размещения отдельных работников (рядовых, специалистов, руководителей всех звеньев), Обычно данная структура представляет пирамиду

соподчинения: директор — заместитель — начальник подразделения — бригадир и т. д. В этой цепи нет руководителя, который бы не подчинялся сам и которому не подчинялись бы другие. Исключение составляют низовые рабочие и служащие, которые подчиняются всем, но сами подчиненных не имеют. Такая иерархическая структура организации называется линейной.

Неформальная организация.

Каждое предприятие, кроме формальной структуры (цех, отдел, бригада), объединяет в себе ряд неформальных социально-психологических образований (микрогрупп), формирующихся на основе самых различных психологических факторов, но главным образом на базе симпатии —антипатии. Что касается размеров таких групп, то они, как правило, колеблются в пределах 2—5человек.

Наличие неформальных малых групп имеет место в любой организации и любом коллективе. Такие как: а) актив: б) здоровый пассив; в) гниющий пассив: г) «болото» (по А.С.Макаренко). Неформальные группы на предприятии возникают в процессе взаимодействия членов коллектива между собой. Люди при решении стоящих перед коллективом задач вступают, на основе предписаний и указаний руководителя, в деловые контакты. Наряду с этим они также вступают и в неофициальные контакты друг с другом. Причиной этому является стремление удовлетворить некоторые свои потребности. Это могут быть потребности в общении, в кооперации с другими людьми, в привязанности, в дружбе и т. д. Бывает, что такие контакты побуждаются потребностями эгоистических устремлений человека, домогающегося возможности доминировать над кем-либо.

Неформальная структура предприятия возникает и развивается спонтанно. Укрепление ее нарастает по мере того, как работники общаются друг с другом. Взаимоотношения на неформальном уровне постепенно доходят до того, что начинают восприниматься людьми как весьма значимые и желательные.

Неформальные группы создаются вне компетенции руководства. Администрация не может сделать так, чтобы такие группы не создавались. Законы общения, ставящие под свое начало активность людей, игнорируют волю руководителей. Такие законы всеобщи, они дают себя знать на любых предприятиях.

В трудовых коллективах, как и в любых других общностях, складываются самые разнообразные неформальные структуры.

Неформальная структура трудового коллектива характеризуется наличием в каждой образовавшейся группе своего лидера. С точки зрения социальной психологии лидерство — это стержневая проблема неформального поведения людей в обществе.

Неформальные лидеры выдвигаются из среды членов малых групп:

а) авторитеты б) привлекательные, в) честолюбивые, г) трудяги, л) безответственные, е) выскочки, ж) нытики, з) любимчики, и) «козлы отпущения»; в) «белые вороны»; л) мастера на все руки; м) подхалимы; н)неуживчивые.

Лидерами как правило часто становятся представители первых трех групп, Другим обычно отводятся роли ведомых, последователей, исполнителей и т. д.

Коллектив в своем нынешнем выражении — это конечно социальная группа. Однако не каждая социальная группа называется коллектив. Коллектив — это высшая форма социальной группы. В коллективе диалектически объединены два компонента — материальный и духовный. Материальный компонент — это люди, а духовный — направленность людей, их мысли, чаяния, переживания и т. д. Право называться коллективом обретает социальная группа при условии если она обладает рядом признаков: общественно-полезная цель, мораль,

сплоченность, наличие органов управления и руководства. Развитый коллектив представляет собой, кроме того, - самоуправляющуюся и саморегулирующуюся систему.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.