Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые нервно- психические нарушения в детском возрасте.






Невроз - функциональное заболевание нервной системы, вызванное «ошибкой» возбуждения и торможения. Невроз - граница нормы и патологии. Это болезненные формы реакции нервной системы на травмирующие психику ситуации. Неврозы иначе называет психогенными -патологическими реакциями. Основная причина - психические травмы. Чем меньше возраст ребенка, тем больше вероятность невротического срыва. Стрессорами могут быть резкий звук, сверхмощный раздражитель, неблагоприятные условия жизни, недостаточный сон, плохое питание, новый человек и т.д.

Известны следующие основные невротические проявления: психогенные шоковые реакции, неврастения, невроз страха, невроз навязчивых состояний, невроз навязчивых действий, энурез, заикание, логофобия.

Психогенные шоковые реакции возникают при острых психических травмах.. Проявляются страхом, расстройством сознания, психомоторным возбуждением попыткой бежать, метанием, и, напротив - двигательным ступором.

Неврастения чаще возникает вследствие физических или умственных перегрузок, длительного воздействия травмирующих факторов. Ее признаками являются: неустойчивое настроение, повышенная возбудимость, плаксивость, утомляемость, головная боль, вялость, сонливость, капризность, психомоторная расторможенность. (возможны лишь отдельные симптомы подобных расстройств - расстройство сна и аппетита, что уже симптоматично).

Невроз страха проявляется как беспокойство о своем будущем, боязнь умереть или потерять близких и т.д. Невроз страха не следует путать с нормативными детскими страхами: страхом темноты, диких животных, разбойников, чудищ, незнакомых людей, отделения от матери и одиночества. В норме дети преимущественно боятся воображаемых вещей, хотя у них могут возникать и страхи, вызванные реальными событиями – страх перед доктором, цирковым клоуном, страх наказания за неблаговидный поступок и т.п. У городских детей страхи проявляются интенсивнее, чем у деревенских; у живущих в отдельных квартирах детей чаще,. чем в коммунальных; у детей единственных в семье – чаще, чем у тех, кто имеет братьев или сестер. Недостаточная двигательная и игровая активность, отсутствие навыков коллективных игр также приводят к появлению страхов. Поводом для детских страхов могут явиться нервно-психические перегрузки матери, принятие ею на себя социальной роли главы семьи: много работающая и доминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, что вызывает у них ответные реакции беспокойства. Неизбежно приведут к страхам частые и шумные конфликты между родителями. Исследователи отмечают, что более ранимыми в этих ситуациях оказываются девочки. Упорные страхи должны настораживать взрослых, ибо могут быть симптомами серьезных отклонений развития. Их проявления требуют вмешательства специалистов. Устойчивые страхи (фобии) принимают патогенный характер и нуждаются в устранении, так как подавляют нормальное развитие и нарушают его ход. Фобические состояния могут проявляться как н евроз навязчивых состояний - в виде упорных страхов острых предметов открытых пространств, сказочных явлений, темноты, заражения, школьных ситуации. Они встречаются чаще у детей с истерическим развитием.Наиболее типичен невроз навязчивых состояний для детей в возрасте от двух с половиной до четырех лет, а также от десяти до четырнадцати лет. Они могут сопровождаться компульсивными действиями – ритуалами, специально придуманными для защиты от неприятностей. Всем известны такие компульсивные действия как постучать по дереву, сплюнуть через плечо (чтобы «не спугнуть удачу»). Порой подобные действия проявляются как поведенческая причуда. Компульсивные ритуалы чаще всего развиваются как способы снижения или снятия тревожного состояния: такие дети не чувствуют себя защищенными, напротив – берут на себя функцию защиты себя и близких доступным им способом. Такие дети нуждаются в психологической коррекции. Близкие люди могут помочь им, создавая обстановку защищенности и внимания.

Невроз навязчивых действий. Такие действия как шмыганье носом, частое моргание, гримасничанье, подергивание плечом нередко квалифицируют «нервного» ребенка и вызывают сочувствие. Навязчивые действия вторичны, они используются детьми как защита от навязчивых состояний и исчезают, когда ребенок находится один: увлеченно играет или чем-либо занят. Проявляются они чаще всего в обществе людей, в волнительных ситуациях. Следует помнить, что навязчивые действия плохо поддастся лечению, порой они сопровождают человека всю его жизнь. Первое правило при общении с детьми, страдающими этим неврозом - не заострять внимания на этих действиях, не требовать следить за собой, ибо действует это только усугубляюще.

Энурез (ночное или дневное недержание) является невротическим, если возникает после психической травмы. Сам по себе он неприятен лишь по гигиеническим соображениям, но дети стыдятся его как страшного дефекта и сильно переживают по этому поводу. Невротический энурез не следует путать с несформированной привычкой вставать ночью в туалет. В данном случае нужна постановка медицинского диагноза и соответствующего лечения (очень длительного и кропотливого). В бытовых условиях важно предупреждать проявления энуреза, травмирующие психику детей: соблюдать минимальный водный режим вечером, избегать употребления на ночь фруктов и т.п. укорять или стыдить за подобные явления ни в коем случае нельзя.

Речевые нарушения делятся на две группы. В первую группу входят: фонетическое или фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи, во вторую- заикание. К первой группе относятся недоразвития речи как вторичные признаки патологий развития. В качестве примеров рассмотрим такие нарушения как алалию, ринолалию и дизартрию.

Алалия проявляется как отсутствиеили нарушение способности пользоваться речью при сохранном слухе и интеллекте.Если моторная алалия дает возможность понимания речи, то сенсорная лишает и ее, блокируя пользование речью. Такие едти нуждаются в щадящем звуковом режиме, их следует ограждать от от частого контакта с окружающими, устранять излишние раздражители.

Ринолалия -проявляется в нарушениях тембра голоса и звукопроизношения. Причина- непроходимость носовой полости из-за полипов, аденоидов, искривления носовой перегородки и пр. дефект может исчезнуть при устранении подобных помех.

Дизартрия связана с недоразвитием моторики в целом, поэтому дети испытывают серьезные трудности при выполнении операций с предметами, самообслуживании. Наряду с соответствующей коррекцией они нуждаются в постоянном внимании и помощи.

Заикание же имеет невротическую природу. Причины у него могут быть самые разные: испуг, волнение, изменение привычного стереотипа поведения, предрасположенность в семье. Причина может состоять и в перегрузке речевой информацией. Дети испытывают от заикания большой дискомфорт: они не могут быстро выразить мысль, стесняются своего отличия от других. Следствием заикания становится то, что дети избегают речевого общения, при попытках говорить в ответсвенных ситуациях усиливаются вегетососудистые нарушения и они заикаются еще сильнее. Современная медицина и логопедия располагает методами успешного лечения заикания, с ним следует справляться в раннем возрасте. Во время и после лечения родителям следует создавать щадящий речевой режим для заикающихся детей – не заставлять произносить трудные слова, договаривать за них невыговариваемые фразы, обеспечивать им обязательный дневной сон. Для таких детей оправдан «режим молчания», но, разумеется, не насильственный. Не в коем случае нельзя акцентировать внимание ребенка на его дефекте, особенно в присутствии посторонних. В этом смысле разумным будет узкий круг общения со сверстниками (желателен один друг). Соблюдение подобных правил может ускорить избавление от заикания.

Логофобия - страх речи, чаще развивается в школьном возрасте. Логофобии проявляются как дидактогении под влиянием отрицательной оценки учителя у впечатлительных, тревожных детей. Страдающий логофобией ребенок не может начать ответ, особенно у доски, он долго откашливается, мучительно пытаясь заговорить, но ничего из этого не получается. В классе возникает гнетущая обстановка. Как правило, логофобии сопровождаются повышенной возбудимостью, нарушением сна, тиками. Такие дети нуждаются в специальном режиме и терапии.

Мутизм – (немота) – проявляется как пассивная реакция протеста на неблагоприятные воздействиях. Он может быть избирательным – как реакция конкретного человека, например, в случае, если ребенок противится появлению нового члена семьи. Чаще встречается у младших школьников, причем более всего - у девочек. Следует помнить, что мутизм может быть признаком шизофрении, истерических реакций.

Перечисленные нервно - психические нарушения могут быть обусловлены рядом причин. Наряду с психотравмирующими факторами, воздействующими на ребенка, причиной может состоять и в эмоциональном состоянием женщины во время беременности. К примеру, отрицательное отношение к беременности, несоответствие пола ожидаемому может быть причиной невроза страха. Первичная нервная ослабленность встречается практически у каждого второго ребенка. По данным на 1995 г. по московскому региону у 30% детей школьного возраста наблюдались отклонения в нервно- психическом развитии (причем, соотношение мальчиков и девочек - 4/1).

Невропатия часто связана со стрессом, перенесенным матерью; может быть вызвана вредоносным воздействием на плод заболеваний матери, травмами при рождении, депревацией и нарушением связей между ребенком и матерью в младенчестве. Особенно критическим в этой связи считается период от семи месяцев до одного года двух месяцев. Причиной невропатий может оказаться и неправильное воспитание: социально запущенные или сверх заласканные дети обычно имеют проблемы с социальной адаптацией. Появлению отклонений может способствовать и школа. Поэтому столь важна работа школьного психолога, способного не только диагностировать то или иное отклонение от нормального развития, но и осуществить своевременную коррекцию.

На основании сказанного можно выделить наиболее типичные черты характеров невротичных детей. Это – эмоциональность, впечатлительность, импрессивность, внутренняя неустойчивость, склонность к беспокойству, беззащитность, выраженность переживаний. Эмоциональность проявляется как непосредственность в выражении чувств, жалостливость, повышенная чувствительность к проблемам в эмоциональных отношениях. Впечатлительность выражается как долговременная эмоциональная память, чаще – как устойчивость отрицательных переживаний (дети долго помнят обиду, пережитой страх). Импрессивность – есть склонность к внутренней переработке переживаний (все держит в себе), внешние эмоциональные реакции таких детей всегда несколько отсрочены. Внутренняя неустойчивость выступает как противоречивость между чувственными и рациональными компонентами психики. Склонность к беспокойству можно квалифицировать как повышенную тревожность, неуверенность в своих возможностях, совестливость и долженствование. Беззащитность проявляется в том, что ребенок не может постоять за себя. Особенно это заметно в отношениях со сверстниками, которые часто злоупотребляют подобной безоответностью. При этом незащищенные дети не умеют отомстить обидчикам, не допуская возможности насилия со своей стороны. Выраженность чувства «я» проявляется подчеркнутом чувстве собственного достоинства, выраженной потребности в самоутверждении. Таким детям не приемлемо положение худшего, они предпочитают лидирующие роли. Они часто бывают непокорны, упрямы, им трудно попросить прощения, сознаться в неправоте. Как правило, такие дети имеют высокую нравственную планку.

В большинстве своем неврозы и отклонения в развитии не возникают внезапно, они развиваются в течение определенного времени, поэтому обнаружение их ранних симптомов может позволить предупредить их развитие и появление нежелательных отклонений в поведении.

Краткое содержание и выводы.

Переход к игре как новой ведущей деятельности означает вступление в новый возрастной период - дошкольное детство. В дошкольном возрасте меняются пропорции тела ребенка, они становятся более гармоничными. По мере образования глиальных клеток и миелинизации, происходят существенные изменения в головном мозге и центральной нервной системе, способствующие улучшению двигательной координации. Продолжается развитие грубой и тонкой моторики, обуславливающей впоследствии формирование значительного арсенала двигательных умений.

Внимание дошкольников привлекают состояния и свойства вещей в настоящий момент, таким образом, источник внимания находится вне ребенка. Установлено, что память детей дошкольного возраста имеет ряд отличий о мнемической деятельности более старших детей. Так, дошкольники легко узнают что-то, но затрудняются воспроизвести без повторного восприятия, они еще не умеют выделять предмет запоминания, пользоваться специальными приемами логической обработки информации. Основным приемом запоминания для них является повторение. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребёнком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребёнок в игровой роли, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого. Мышление детей этого возраста остается на дооперациональном уровне: оно конкретно, эгоцентрично. Вследствие этого дети испытывают трудности с классификацией предметов и явлений, с выделением главного, с оперированием отвлеченными понятиями. Существует мнение, что когнитивная незрелость является не столько недостатком, сколько адаптивным механизмом: скорее всего она необходима для удлинения периода развития. На протяжении дошкольного детства существенно повышается уровень речевого развития. Учитывая, что речь всегда включена в социальный контекст, для ее успешного усвоения необходима обогащенная социальная среда. Овладевая средствами общения, дети ассимилируют такие социальные ценности и нормы как вежливость и послушание, уважение к старшим. Важная роль в развитии детей дошкольного возраста принадлежит игре. Она выступает как полифункциональное средство детского развития, активно способствуя социализации. Игра обеспечивает детям возможность упражнять и развивать двигательные и речевые навыки, познавать окружающий мир и овладевать социальными знаниями и умениями. Все виды игр помогают детям освоить социально одобряемое поведение, научиться сопереживать, согласовывать свои действия с другими, экпериментировать. К концу возрастного периода наблюдается довольно надежное управление чувствами и формирование индивидуального стиля эмоционального поведения. Отмеченные достижения в психическом развития квалифицируют старших дошкольников как готовых к обучению в школе. Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной и производительной сфер. Отставание в развитии хотя бы одного компонента психологической готовности требует коррекционного вмешательства взрослых, ибо может неблагоприятно сказаться на протекании школьной адаптации и в последующем определить качество и эффективность многолетнего школьного обучения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.