Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность






Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Для младшего дошкольника – это конструктивная игра, для среднего и старшего дошкольного возраста – сюжетно-ролевая. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.

Игру называют «королевой детства». При умелом использовании она может стать незаменимым помощником взрослого в развитии ребенка. Игра - это особая сфера человеческой активности, в которой не преследуется других целей, кроме получения удовольствия Природа создала детские игры для разносторонней подготовки к жизни, поэтому они имеют генетическую связь со всеми другими видами деятельности. Психологи относят игру к интрогенному поведению, то есть детерминированному внутренними потребностями, в отличие от экстрагенного, определяемого внешней необходимостью. Игра выступает одновременно как бы в двух измерениях - в настоящем и будущем. С одной стороны она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей, с другой - она всегда направлена в будущее, так как в ней либо моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, умения, способности, несводимые для физической закалки, лицо для выполнения социальных функций. Игра - средство многостороннее: это и самостоятельная деятельность, способствующая развитию личности, и средство сплочения детской общности, и метод организации других видов деятельности, и способ общения, выступают как специфически детская форма познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта - отсюда и названия игр. Игра оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие - дети учатся обобщать предметы, сравнивать их, развивая тем самым умственные операции. От мышления в предметном манипулировании они переходят к мышлению представлениями, развивая способность действовать во внутреннем плане, то есть способность к умственным действиям.

На протяжении дошкольного возраста содержание игры качественно изменяется: если для младшего дошкольника основное содержание игры - воспроизведение чужих действий на основе подражания, то старший дошкольник уж включается в роль, проигрывая отношения людей, интерпретируя их сообразно собственному пониманию ситуации.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернуты действие и т.п. Каждый ребёнок свободен в выборе средств воплощения образа. А так как в игре находят выражение основные потребности дошкольника, то в ней реализуется самое главное – в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое он разыгрывает. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребёнка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребёнку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражения ребёнком определённых действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом игровые действия малыша (крутит руль машины, готовит обед и т.д.) – одно из основных средств реализации сюжета. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку). На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Кроме того, в каждую эпоху происходили серьёзные, иногда экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. Например, в течение многих лет дети нашей страны играли в войну, в партизан, современные дети в играх используют сюжеты боевиков. В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и т.д. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времён и народов отличаются своим содержанием, как отличается всё и в реальной жизни.

Содержание игры, отмечает Д. Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. В зависимости от глубины представлений ребёнка о действительности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократно повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели у больного горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении врача прибавились новые действия. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отображается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек – предмет»). Затем, по мере понимания ребёнком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек – человек), а сами предметы легко заменяются или только мысленно представляются. По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребёнок не может представить игру до её начала, не улавливает логическую последовательность между событиями. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормили куклу – уложили спать; снова покормили – и снова уложили спать. А.П.Усова охарактеризовала такие игры как игры-действия. Причём интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребёнка. Однако на четвёртом году жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Например, играющие начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта, из книг, которые им читали, из сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра. На пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отображаемых событий. У дошкольников складывается интерес к сюжетам, в которые они играли раньше; но, в тоже время, они живо откликаются и на новые впечатления, вплетая их в знакомые игры. В этом возрасте начинаются обобщение и сокращение изображаемых в игре ситуаций, которые хорошо усвоены ребёнком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на доступном им уровне планируют развитие содержания. Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по направлениям усиления целенаправленности (а значит, и последовательности, связности изображаемых событий) и постепенного перехода от развёрнутой игровой ситуации к свёрнутой, к обобщению изображаемых действий (использованию условных и символических действий, словесных замещений);

Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительность, которые изображаются в игре, созвучность этих знаний интересам и чувствам ребёнка. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребёнка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребёнком с помощью роли, которую он берёт. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребёнка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о нём. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребёнком из окружающей его жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Подчинение ребёнка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Таким образом, для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребёнок оценивает поведение участников игры, а затем и своё собственное. Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребёнка от взрослого; одновременно растёт желание действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, играя, малыш выполняет отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого, хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и ещё один признак: ребёнок «озвучивает» игрушку, говоря от её лица.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия; затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями. Взятая роль придаёт определённую направленность, смысл действиям с предметами. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует атрибутики. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы, а также предметы-заместители. Ролевое взаимодействие между играющими детьми осуществляется посредством предметно-игровых действий.

В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребёнка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника четырех-пяти лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребёнок охотно берёт на себя те роли, отношения в которых ему понятны. В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребёнок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребёнок проходит следующие этапы развития игровой деятельности.

Первым таким этапом является ознакомительная игра - её содержание составляют действия – манипуляции: взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные предметы (игрушки). К игрушкам младенец тянется уже с трех-четырех месяцев, рассматривает их, случайно натыкаясь на игрушку, радуется, пытается повторить движение. В пять-шесть месяцев ребёнку предлагают игрушки из разных материалов, отличающиеся по форме, величине, цвету. Его учат захватывать игрушку, перекладывать из ручки в ручку, размахивать ею. В процессе самостоятельных манипуляций с игрушкой ребёнок познаёт её свойства. В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребёнка. Такая преднамеренность – предпосылка развития целенаправленности, характерной для сюжетно-ролевой игры.

На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребёнка направлены на выявление специфических свойств предметов и на достижение с их помощью определённого эффекта. Ребёнка учат играть с предметами в зависимости от их свойств и назначения. Ребёнка девяти-десяти месяцев учат соотносить предметы по форме, по их физическим свойствам: (например, снимать и надевать на стержень колечки пирамиды). Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребёнка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, то есть обобщать действия.

Третий этап относится к концу первого - началу второго года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Для развития этого вида игры необходимо наличие образных игрушек, с помощью которых педагог вовлекает детей в решение игровых задач («Мишка устал, уложи его спать»; «Зайка хочет кушать, свари ему кашку»). Перед ребёнком ставится условно-игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат. Итак, игры, посредством которых ребёнок знакомится с предметами, удовлетворяет потребность ориентироваться в окружающем мире, развиваются на втором году жизни. Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры – это совместные игры взрослого и ребёнка. Чтобы научить детей развивать содержание игры, взрослый обыгрывает жизненные ситуации: например, видоизменяет ситуацию: вводит новые персонажи или изменяет место действия и т.п. Он создаёт ситуации, стимулирующие ребёнка к использованию предметов-заместителей, к действиям в воображаемой ситуации. К концу этого периода меняется характер подражания: ребёнок в игре передаёт действия взрослых, которые видел сам, а не только те, которым его обучали. К концу этого периода в играх детей заметно подражание взрослым, создание воображаемых образов, стремление активно действовать, познавать окружающий мир.

В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей. Исследования, проведённые А.П. Усановой и её учениками, выявили следующие уровни становления таких взаимоотношений на протяжении дошкольного детства:

- уровень неорганизованного поведения, которое ведёт к разрушению игр других детей (ребёнок отнимает игрушки, ломает постройки и т.д.). Главным образом такое поведение встречается у младших дошкольников, которые ещё не умеют играть; однако в последнее время тенденции к агрессивному поведению и разрушению наблюдаются у большого числа и более старших детей - даже среди старших дошкольников встречаются дети с поведением, характеризующим первый уровень.

- у ровень одиночных игр - он характеризуется тем, что ребёнок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что малыш сосредоточен на своей игре, умеет её организовать, является предпосылкой для перехода к совместным играм.

- уровень игр рядом проявляется в том, что двое-трое детей могут играть за одним столом, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. Ценность этого уровня в том, что у ребёнка складывается понимание, как надо относиться к игре другого. На этом уровне создаются условия для естественного объединения играющих детей.

- уровень кратковременного общения, взаимодействия характеризуется тем, что ребёнок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Новый этап игры отличается появлением замысла и стремлением детей подобрать соответствующие предметы, игрушки. Но замысел ещё не устойчив, в ходе игры дети могут изменить его или забыть о нём. Такое поведение свидетельствует об отсутствии умения организовать игру, спланировать её. Но самое главное заключается в том, что дошкольники пока ещё не чувствуют своей связи и зависимости от общей деятельности.

- уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к содержанию игры. Ребёнок обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре. Он начинает оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников с точки зрения задач совместной игры. Длительность игры связана с заинтересованностью детей. На этом этапе дети достаточно самостоятельны, могут придумать интересный сюжет, организовать игру и долго играть.

- уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединённые дружескими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия.

Знание уровня игрового развития дошкольника может быть полезным для определения уровня его психического развития, а также для решения задач личностного проектирования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.