Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебная система Российской Федерации. Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации.






 

Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано:

" 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом...

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституций Российской Федерации и федеральным конституци­онным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается".

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст. 125—127 Кон­ституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими су­дами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех дру­гих подчиненных им судов. В первой из этих статей определен ста­тус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституцион­ность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Как будет видно по материалу соответствующей главы учеб­ника, ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов федерации, хотя его решения могут иметь существенное значение судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику.

Что касается Верховного Суда РФ, о котором говорится в ст. 126, то ему отведено несколько иное место. У него есть, как будет показано ниже, своя подсистема судов. В отношении каждой из них он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает им разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура судебной системы в целом определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и неоднократно упоминавшегося выше Закона о судебной системе, а также ряда других законодательных актов: Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона о мировых судьях.

 

суды в Российской Федерации подразделяются на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации

В ст. 126 Конституции РФ федеральные суды именуются судами общей юрисдикции. К ним наряду с Верховным Судом РФ причисляются прежде всего верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автоном­ных округов, районные суды. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют " общими ", " гражданскими ", " гражданскими (общими) " или " общими (гражданскими) " судами.

Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они " осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба" (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из гарнизонных военных судов, окружных (флотских) воен­ных судов, а также Военной коллегии — одного из основных подразделений Верховного Суда РФ.

Закон допускает возможность образования в системе судов об­щей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Конституции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он, как отмечено выше, не осуществляет надзора ни за какими федераль­ными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов Федерации.

Законом о судебной системе предусмотрена возможность образо­вания судов субъектов Российской Федерации. К нимотнесены конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировые судьи (об этих судах см. гл. XI учебника).

Такой вид судебная система приобрела сравнительно недавно. Ранее, после проведения судебной реформы в 1922—1924 гг., она вы­глядела значительно проще: в нее входили только гражданские (общие) суды трех уровней (народные суды, суды среднего звена и Вер­ховный Суд РСФСР). 15 декабря 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял решение об образовании Конституционного Суда РСФСР, а 24 мая 1891 г. — арбитражных судов. 28 декабря 1991 г. издано Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР ''О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР'', на основании которого эти органы, бывшие до тех пор судами Союза ССР, перешли под юрисдикцию России. Соответственно Военная коллегия Верховного Суда СССР стала одним из основных подразделений Верховного Суда РФ. Наконец, 31декабря 1996 г. Законом о судебной системе непосредственно санкционировано образование названных выше судов субъектов Российской Федерации. Другими словами, нынешний вид российская судебная система приобрела с 1 января 1997г.

 

Сложившуюся к настоящему времени российскую судебную систему можно изобразить так, как это сделано ниже

 

• 7 февраля 2014г. Принят закон о внесении изменений в ФКЗ от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ " О судебной системе Российской Федерации»

• Упоминание о Высшем арбитражном суде РФ исключается: ст. 3 п. 2) Закона: в части 1 статьи 10 слова " Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, " исключить;

• Вместо ВАС РФ создается Коллегия по экономическим спорам в составе Верховного суда РФ

• В таблице представлена старая судебная система РФ

• Новая судебная система не включает Высший арбитражный суд РФ. Федеральные арбитражные суды округов, апелляционные арбитражные суды и арбитражные суды субъектов сохраняются без изменений.

• Дисциплинарное судебное присутствие переименовано в Дисциплинарную коллегию по Закону о Верховном суде РФ от 5 февраля 2014

 

•. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов,

районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.";

• 2) в части 1 статьи 10 слова " Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, других" исключить;

 

Глава 2. Состав и организация деятельности Верховного Суда Российской Федерации

Статья 3. Состав Верховного Суда Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации состоит из ста семидесяти судей Верховного Суда Российской Федерации.

2. Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе:

• 1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;

• 2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;

• 3) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

• 4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

• 5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

• 6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

• 7) Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;

• 8) Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;

• 9) Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

 

• Статья 2. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации

• 1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом

по гражданским делам,

делам по разрешению экономических споров,

уголовным,

административным

• и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом " О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами.

• 2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом " О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

• 3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.