Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российской Федерации. Россия как социальное государство




Россия как социальное государство. Как и формула о России как правовом государстве, данное конституционное положение сегодня больше отражает стремление, цель, задачу стать таким государством, нежели уже достигнутую реальность. И тем не менее формулирование в КРФ такого стремления, таких целей и задач имеет большое значение, ибо без этого трудно рассчитывать на постепенное складывание и утверждение у нас все большего числа общих черт социального государства и соответствующей этому социальной политики. Положения КРФ направлены на то, чтобы политика государства обеспечивала создание максимально возможных на данном этапе развития страны благоприятных условий и возможностей обеспечения достойной жизни и свободы человека, в том числе и путем регулирования им социально-экономических сфер, а также защиты и поддержки малоимущих и слабо социально защищенных слоев населения. Статья 7 КРФ гласит, что РФ — «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В этой формуле обращает на себя внимание прежде всего указание на органическую взаимосвязь социального характера государства с его демократическим и правовым характером. В принципе и тоталитарное государство может обеспечить на какое-то время достаточно высокий материальный уровень жизни, но от этого оно не будет действительно социальным, ибо в последнем высокий или достойный уровень материальной обеспеченности населения не может достигаться за счет ограничения или подавления его свободы. Социальный характер РФ находит свое выражение и в том, что, согласно ч. 2 ст. 7 КРФ, государство обязуется обеспечить: охрану труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Кроме того, такой характер российской государственности более широко и подробно раскрывается в ряде других статей КРФ, характеризующих социальные права и свободы граждан и их гарантии (ст. 37—43), о которых уже говорилось выше (см. § 6 гл. 4). + бесплатное обеспечение малоимущих жильем, предоставление различных компенсационных выплат и др. Конституционные положения о социальной политике РФ конкретизируются и развиваются в целой серии специальных федеральных законов, например, «Об основах социального обслуживания населения в РФ»,«О социальной защите инвалидов в РФ» Социальное обслуживание населения РФ осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.



Идеологическое и политическое многообразие как основы конституционного строя Российской Федерации. Конституционно-правовой статус политических партий и иных общественных объединений.

 

Конституция РФ в ст. 13 закрепляет идеологическое и политическое многообразие, плюрализм.

Основные характеристики данного принципа:

· идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания;

· невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной - необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Эта гарантия означает, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению (и политическому), и государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной - ограничивать права человека на свободу совести, мысли и слова;

· принцип политического многообразия, или многопартийность, - свобода образования и деятельности политических партий. Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Основное назначение партий - выражение воли населения или отдельных его групп (слоев). В политически развитом обществе партии занимают про межуточное положение между индивидом и государством, выступая в качестве соединительного звена между ними. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими;



· свобода общественных объединений. Общественные объединения - это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом;

· пределы принципа идеологического и политического плюрализма. Свобода идеологической и политической, иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы свободы Конституция устанавливает через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены:

o на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

o на подрыв безопасности государства;

o на создание вооруженных формирований;

o на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Плюрализмпредполагает, что в обществе могут сво­бодно формироваться и пропагандироваться политические взгляды и теории, граждане вправе создавать любые объ­единения, преследующие политические цели. Демократия представляет собой не статическое состояние общества, а его постоянное развитие, выражающееся в непрерывном столкновении интересов социальных слоев, групп, партий. Во всех современных демократических государствах власть в значительной степени раздроблена (децентрализована) между множеством политических, профессиональных, эко­номических, социальных, культурных и религиозных орга­низаций.

Все граждане и их объединения формально в равной мере допускаются к участию в управлении государством. Формально равный доступ к власти, местному самоуправ­лению означает свободную конкуренцию политических ин­тересов. Объединения граждан мобилизуют общественное мнение, вырабатывают компромиссные решения, выполня­ют посреднические функции между различными социаль­ными группами, представляющими их социальную базу.

Плюрализм как основа конституционного строя пред­полагает:

· стимулирование многообразия общественной жизни, автономии;

· наличие противоречивости мнений, оппозиции, противостояния политических сил, существо­вание конфликтов;

· поддержание равновесия между аль­тернативными общественными структурами с помощью системы сдерживания.

Достоинство плюрализма в том, что меньшинство пред­лагает альтернативу господствующему в данный момент направлению. Оно является законной оппозицией суще­ствующему большинству, как и наоборот: господствующее большинство постоянно является потенциальным мень­шинством. Возможность смены ведущих политических групп создает возможность единения, так как меньшинство в своем стремлении стать большинством должно согласо­вывать возможно большее количество частных интересов. Такое сосуществование порождает определенное равнопра­вие политических сил, имеющих своим следствием то, что уменьшается опасность злоупотребления властью.

Посредством обмена мнениями плюрализм позволяет отражать, учитывать и примирять все эти различия и про­тиворечия, достигать определенного компромисса, устраи­вающего все участвующие стороны, что делает принужде­ние излишним. Поэтому на всех стадиях демократического процесса первоочередными средствами решения возникаю­щих проблем являются переговоры и соглашения, полити­ческий компромисс.

Конституция выделяет два вида плюрализма: идеологи­ческий и политический.

Идеологияпредставляет собой си­стему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и от­ношения людей между собой. Идеологическое многообра­зие предполагает возможность граждан и их объединений: вырабатывать, предлагать обществу и государству взгляды на политическое, экономическое устройство России; про­пагандировать эти взгляды и идеи всеми доступными сред­ствами, в том числе посредством разработки политических программ политическими партиями; публично защищать свою идеологию.

Конституция РФ провозглашает, что «никакая идеоло­гия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ч. 2 ст. 13). Это означает равноправие идеологий в Российской Федерации, возможность граждан добровольно выбирать и придерживаться той или иной идеологии.

Лица, занимающие должности на государственной и му­ниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интере­сах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Ука­занные лица, за исключением депутатов Государственной Думы, депутатов иных законодательных (представитель­ных) органов государственной власти и депутатов пред­ставительных органов местного самоуправления, не могут бытъ связаны решениями политической партии при испол­нении своих должностных или служебных обязанностей. Президент РФ вправе приостанавливать свое членство в политической партии на срок осуществления своих пол­номочий.

Идеологическое многообразие естественно дополняется политическим многообразием,которое предполагает ра­венство перед законом всех общественных объединений. При этом запрещается создание и деятельность обществен­ных объединений, пели или действия которых направле­ны на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, нацио­нальной и религиозной розни.

Федеральный закон «О проти­водействии экстремистской деятельности» усиливает от­ветственность за экстремистскую деятельность. Если ранее ответственность за экстремистскую деятельность несли только физические лица, то теперь ответственность рас­пространяется и на юридические лица. Формами такой от­ветственности могут быть: приостановление деятельности юридического лица при одновременной подаче иска в суд о ее запрете и его ликвидации; ликвидация юридического лица по судебному решению.

Самой развитой формой политического плюрализма яв­ляется многопартийность, обусловленная многообразием интересов различных классов и социальных слоев обще­ства.

Многопартийность предполагает борьбу различных классов и слоев общества за представительство в парла­менте, влияние на содержание законов, принимаемых пар­ламентом, на формирование правительства, на внутреннюю и внешнюю политику, осуществляемую им. Реальная многопартийность предполагает чередова­ние партий в парламенте, периодическую их смену по­средством добровольных и свободных выборов, что обе­спечивает узаконение властных институтов и исключает возможность длительного застоя и их глубокого перерож­дения.

Важным признаком реальной многопартийности явля­ется наличие политической оппозиции. Под политической оппозициейследует понимать политические партии и об­щественные движения, которые действуют организованно и стремятся взять власть из рук правящей партии. Методами действия политической оппозиции являются орга­низованные политические акции: митинги, демонстрации, стачки, забастовки, формирование общественного мнения с помощью СМИ, парламентской деятельности и т.д.

 

ФЗ "О политических партиях", ФЗ "Об общественных объединениях». Право граждан РФ на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий. *Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. *Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;в политической партии должно состоять: с 1 января 2012 года - не менее сорока тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее ста пятидесяти членов политической партии. *Цели: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах. *Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. *Ограничения на создание: запрещаются создание и деятельность действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Не допускается создание по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Создание и деятельность на территории РФ политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются. *Способы создания: *Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. *Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии. *Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ "О гос. регистр. ю/л и ИП" *Политическая партия, вправе: свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи; участвовать в выработке решений ОГВ и ОМСУ в порядке и объеме, установленных настоящим ФЗ; участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством РФ; организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия; защищать свои права и представлять законные интересы своих членов; осуществлять предприним. деятельность. *Политическая партия обязаны:соблюдать в своей деятельности законодательство РФ, допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия проводимые политической партией, Политическая партия ежегодно представляет в федеральный уполномоченный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии и места нахождения, а также информацию о региональных отделениях, *Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. *В случае нарушения политической партией законодательства выносится письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В случае, если политической партией в установленный срок эти нарушения не были устранены может быть приостановлена на срок до 6 месяцев. *Ликвидация политической партии:Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа, по решению ВС РФ в случае не устранения в установленный решением суда срок нарушений; неучастия политической партии в выборах; отсутствия необходимого числа членов политической партии.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал