Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бихевиоризм






Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – одно из направлений в американской психологии, возникшее в начале ХХ в. и устранившее из психологии такие понятия, как мышление, сознание; бихевиоризм считает предметом психологии поведение, под которым понимаются чисто физиологические реакции на стимулы.

Личность с точки зрения научения – это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Бихевиористы рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер), не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в разуме. Если личность является результатом научения, то важно понять, как оно происходит.

Бихевиоризм существует и в настоящее время, хотя относительно психоанализа и гуманистической психологии находится на втором плане. Его несомненной заслугой признается показ возможностей объективного подхода к психологическим явлениям и разработка методологии и техники экспериментальных исследований. Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним их истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения – приобретения организмом новых форм поведения. Основное значение бихевиоризма для развития категориального аппарата психологии заключается в разработке категории действия, которое в прежних концепциях рассматривалось только как внутренний акт или процесс, тогда как бихевиоризм расширил область психологии, включив в нее внешние, телесные реакции.

Однако ввиду методологических изъянов исходной концепции бихевиоризма уже в 20-х гг. ХХ в. начался ее распад на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий – в частности, гештальт-психологии, а затем психоанализа. Возник необихевиоризм. Важные заслуги бихевиоризма следующие: 1) внесение в психологию сильного крена в естественнонаучную сторону; 2) введение объективного метода, основывающегося на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий, благодаря чему бурное развитие получили инструментальные приемы исследования психических процессов; 3) чрезвычайное расширение класса исследуемых объектов, интенсивное изучение поведения животных, младенцев и др.; 4) в его работах были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и т.п.

Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете сложности психической деятельности, излишнем сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и пр.

Подкрепление – ключевая концепция системы Скиннера, осуществляется посредством прямого опыта.

Научение посредством не прямого опыта, как рассматривал Б.Ф. Скиннер, а через наблюдение в приобретении навыков, через моделирование или на основе примеров – постулировано в социально-когнитивной концепции А. Бандуры. Упор на самоконтроль подразумевает самоподкрепление, самонаказание, планирование окружения.

Область применения: организационная психология, бизнес-консультирование, обучение навыкам общения, тренинги делового общения, а также – лечение страхов, коррекция веса, избавление от никотиновой зависимости, повышение переносимости боли, способность выполнять врачебные реабилитационные процедуры.

Поведенческая психотерапия, базирующаяся на бихевиоризме, использует принципы научения для изменения поведения, ее главное отличие – приверженность научному методу и модель научения, лежащая в основе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.