Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика развития связной речи
Работа по развитию речи включает в себя несколько этапов – подготовительный, этап развития временных и причинно-следственных связей, этап развития связной речи. Подготовительный этап включал в себя игры и упражнения, подготавливающие детей к выполнению основных упражнений, направленных на развитие связной речи, основой данной работы явились следующие упражнения: Ø сюжетно-ролевые игры с элементами театрализации, которые, с помощью моделирования социокультурных ситуаций и отношений, позволяют детям осваивать окружающий мир в диалоговом речевом общении; Ø творческие игры-превращения, которые отвечают любви старших дошкольников к сказочности, волшебству; они также связаны с театральностью и содержат в себе момент произвольного изменения детьми своего поведения, мимики, пластики и речи в соответствии с превращением; Основной этап включал в себя развитие временных и причинно-следственных связей и развитие связной речи средствами устного народного творчества. Основным методом при работе с детьми явился пересказ. Особо важную роль играет работа над кратким пересказом текста, т.к. именно такой пересказ даёт ёмкое представление о поиске основного содержания, которое позволяет воспроизводить главное, а значит, учит определять концепт, который и делает чтение осмысленным. Проводился многоаспектный анализ текста – композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и т.д.); – стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов); – типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов); – лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений). Использовался план работы с текстом, предложенный Ф.А. Сохиным определил примерный план анализа текста любого типа речи: 1. Выразительное чтение текста; 2. Словарная работа; 3. Тема текста; 4. Идея текста; 5. Тип текста; 6. Стиль текста; 7. Выразительные средства речи и их роль. К основным дидактическим методам организации процесса проблемного обучения по лингвистическим дисциплинам относятся следующие: монологический; рассуждающего изложения; диалогического изложения; эвристических заданий; схематизации; моделирования речевых, условно-речевых ситуаций; языкового сопоставления. Работа включала в себя следующие упражнения: настольный театр картинок, настольный театр кукол, игры-драматизации с пальчиками, игры-драматизации с куклами, импровизация. Работа проводилась по следующему плану: 1. Осмысливать содержание просмотренного видео (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); 2. Групповое обсуждение увиденного, составление некоторого плана; 3. Пересказывать кратко текст по составленному плану; находить героев, которые представлены в сказке; 4. Составлять план для краткого и полного пересказов (работа производится без использования терминологии, наводящими вопросами выделяются основные герои, структурные части сказки); 5. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно; 6. Драматизация сказки. Организационная работа воспитателей по использованию театрально- игровой деятельности для развития связной речи детей в итоге выстроилась в следующий оптимальный вариант: 1-й шаг: ориентировать детей в игровой ситуации. 2-ой шаг: эмоциональное и пластическое раскрепощение детей с помощью коротких игровых этюдов, пластических импровизаций на заданные темы; 3-й шаг: помощь детям в создании игрового замысла (косвенным образом – с помощью предложений, наводящих вопросов, вопросов-размышлений); 4-й шаг: наблюдение за самостоятельной игрой детей; 5-й шаг: поддержка и закрепление речевой активности детей в театрально-игровой деятельности.
|