Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие связной речи в онтогенезе






 

Речь возникает и развивается под воздействием потребностей в общении и служит целям общественного объединения людей. Между речью и языком сложные диалектические взаимоотношения: речь осуществляется по правилам языка; под воздействием ряда факторов (требования общественной практики, развитие науки и др.) она изменяется и совершенствуется; вне речи невозможно формирование сознания.

Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передаёт законченную тему (т.е. представляет единое целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой. Связная речь, включающая достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом и грамматическим строем, именно в ней реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения).

В старшем дошкольном возрасте применяется подход к развитию речи, предложенный О.С. Ушаковой, реализация принципа перспективности представлен в развитии связной речи дошкольников – данный подход основой имеет развитие синтаксиса.

Связная речь по О.С. Ушаковой является речь, которая понятна слушателю на основе ее предметности. Логопедическая работа по формированию связной речи представлена в двух направлениях – осознание предметных связей и их представление в речи, второе направление – выстраивание предметных связей в речи.

Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова) выдвигает следующие задачи обучения: развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих); обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носитель языка; расширение представлений об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка; развитие творческих способностей; развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления и др.

Таким образом, в развитии связной речи можно выделить несколько уровней: лексический, грамматический, синтаксический. Специфическим компонентом развития связной речи является синтаксический уровень языка.

В.И.Селиверстовым отмечено, что норма речевого развития характеризуется отсутствием синтаксических ошибок: правильное употребление предложений с однородными именами существительными, сформированность умений правильного согласования слов в предложении, сформированность навыков правильного согласования слов в предложениях, активное использование простых видов сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, формирование навыка составления простых и сложных предложений. При нормальном речевом развитии наблюдается использование прямой и косвенной речи в текстах [19].

Нормальное речевое развитие по мнению Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботович допускает наличия ряда ошибок, к которым авторы относят [14]

- Искажения при использовании падежных форм;

- Допущение ошибок в употреблении рода существительных;

- Наличие ошибок при согласовании прилагательных и числительных с существительными;

- Отсутствие или неправильное употребление предлога;

- Неспецифические нарушения навыков словообразования.

По мнению В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко, развитие связной речи включает в себя следующие компоненты:

1. Происходит качественное и количественное обогащение словарного запаса;

2. Практика употребления обогащённой лексики в активной речи;

3. Формирование грамматического строя, закрепление использования разнообразных, в том числе сложных, грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний;

4. Усвоение структуры связных высказываний (рассказов), формирование способности их построения, развитие планирующей функции речи;

5. Развитие способности к речевому самоконтролю;

6. Воспитание чувства языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи;

7. Усвоение некоторых художественных приёмов и средств русского литературного языка устного народного творчества;

8. Параллельно и одновременно с речевыми процессами совершенствование и активизация познавательных процессов восприятия, представления, воображения, внимания, памяти и мышления, особенно логического.

А.Н.Гвоздев наметил три периода в формировании грамматического строя [8]:

1. Первый период- период предложений, состоящих из аморфных слов;

2. Второй период- период усвоения грамматической структуры предложения;

3. Третий период- период усвоения морфологической системы, усвоение типов склонений и спряжений.

Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии.

Работа с детьми по теме словосочетаний ориентирована на развитие связной речи. Поэтому упражнения со словосочетаниями должны иметь выход к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи.

При построении высказывания в мыслительном аспекте идет ориентация на мысль, содержание. В этом смысле средством выражения мысли является предложение. Строя каждое отдельное предложение по вопросу, школьник, естественно, не может иметь в виду всю тему, весь предстоящий текст: перед ним стоит ближайшая задача – ответить на вопрос, т. е. составить предложение. Итоговым результатом построения предложений является связный текст.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.