Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. В базовом компоненте дошкольного образования отмечается, что одним из главных заданий дошкольного образования является формирование личности ребенка и






 

В базовом компоненте дошкольного образования отмечается, что одним из главных заданий дошкольного образования является формирование личности ребенка и подготовка его к учебе в школе. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует об увеличении количества детей дошкольного возраста с нарушениями устной речи.

Общее недоразвитие речи представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множе­ственных нарушений речевой деятельности. Среди основных проявлений общего недоразвития речи можно выделить ограниченность лексического состава речи, нарушения процесса словообразования, сложность усвоения грамматических норм языка, и как результат – сложности овладения связной речью.

В настоящее время изучению детей с ОНР посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований Н. Новотворцева, Т. Филичева, Г. Чиркина и др. Проблемами технологий образования занималось множество отечественных исследователей – В.П.Беспалько, С.Я. Батышев, М.В. Кларин, Г.К.Селевко, В.В. Сериков. Классификация технологий обучения отражена в работах В.Н.Боголюбов, А.А. Вербицкий, М.В. Кларин, Н.В.Кузьмина, М.М. Левина, П.И.Образцов, Г.К. Селевко, М.П. Сибирская, В.А.Сластенин, С.А. Смирнов, Ю.Г.Татур, А.И. Фоменко, В.Т. Фрадкин, Ф.А.Уман и др.

Проблемами коррекционной работы общего недоразвития речи и анализом причин их возникновения занималось множество исследователей. Среди них можно выделить работы Р.И. Лалаевой, Л.В. Лопатиной, В.И.Селиверстовым, Т.А. Ткаченко, Т.Б.Филичевой, М.Е. Хватцевым, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др.

Проблема развития речи в контексте развития когнитивных, психологических функций рассмотрены в работах Г.М. Андреевой, Ю. Н. Емельянова, Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, Е.В. Руденского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др.

Вопросами развития языкового строя речи отражены работах Ю. Д. Апресяна, Л. А. Введенской, Т. А. Ладыженской, Д. С. Лихачева, М. Р. Львова, Л. Г. Павловой, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Ф.А. Сохина, А.М. Бородича и др.

Проблема формирования и развития связной речи у детей с ОНР занимает одно из основных направлений в современной логопедии. Однако на сегодняшний день проблема коррекции ОНР у старших дошкольников остается недостаточно разработанной.Недостаточная разра­ботанность проблемы коррекции нарушений при общем недоразвитии речи является основой актуальности данной проблемы. В трудах Н.В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой, Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаевой, Л.В.Лопатиной, В.И.Селиверстовым, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичевой поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель: определение организационно-содержательных компонентов использования устного народного творчества коррекционно-развивающей работы логопеда по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Объект дипломной работы: особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Предмет дипломной работы: содержание и эффективность коррекционно-развивающих логопедических занятий по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР при использовании средств устного народного творчества.

Гипотеза исследования. Предполагается, что работа по коррекционная работа формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи при использовании средств устного народного творчества способствует устранению данного речевого нарушения, развитию связной речи и воспитанию личности ребенка в целом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ отечественных и зарубежных психолого-педагогических литературных источников по проблеме формирования и развития связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста;

2. Составить план исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, провести обследование речи в соответствии с планом исследования;

3. Определить направления и содержание формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и реализовать программу развития в условиях дошкольного образовательного учреждения с использованием устного народного творчества;

4. Провести контрольную диагностику развития связной речи детей старшего дошкольного возраста и сделать выводы об эффективности предложенной программы логопедической работы.

Методологической основой исследования явились теории:

- детерминированность психических процессов внешними и внутренними факторами, являющихся основой развития, разработанная в трудах А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др;

- наличия причинно-следственных связей явлений, состояний и свойств, разработанная в работах К.А. Абульханова-Славской, А.В. Брушлинского, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьева и др.;

- представление развития как системно-синергетического процесса с идеями самоорганизации личности, разработанные в трудах В.А. Барабанщикова, Ф.Е. Василюка, Э.Н. Гусинского, В.И. Слободчикова и др.;

- формирование психических процессов в контексте включения в деятельность, отраженного в работах А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др.

Теоретическая основа исследования основывается на ряде исследований:

- теории развития речи (Ю. Д. Апресяна, Л. А. Введенской, Т. А. Ладыженской, Д. С. Лихачева, М. Р. Львова, Л. Г. Павловой, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Ф.А. Сохина, А.М. Бородича и др.);

- психолого-педагогические исследования особенностей речи (Г.М. Андреевой, Ю. Н. Емельянова, Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, Е.В. Руденского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др.)

Для подтверждения гипотезы использовались такие методы исследования как:

- теоретические: анализ отечественной психолого-педагогической литературы по проблемам идентификации языкового материала при чтении;

- диагностические;

- методы математической статистики.

Работа состоит из двух основных частей – анализа теоретических данных и эмпирического исследования, а так же введение, заключения и приложений.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.