Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи.




Нарушения звукопроизношения во вспомогательной школе встречаются гораздо чаще, чем в массовой школе. Произношение учащихся младших классов вспомогательной школы характеризуется и гораздо большим количеством дефектных звуков, которое приходится в среднем на одного ученика. Л.Г. Парамонова выделяет следующие основные причины: несформированность познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом речи; позднее развитие фонематического восприятия, которое является сложным видом психической деятельности; общее моторное недоразвитие, особенно недоразвитие речевой моторики. Наряду с общим недоразвитием речевой моторики, у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения правильным произношением звуков речи; аномалия в строении артикуляторных органов: губ, твердого и мягкого нёба, челюстей. Следует отметить, что нарушения звукопроизношения у у/ о детей вызываются комплексом патологических факторов. У у/ о, как и у детей с нормальным интеллектом, чаще нарушаются артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, звуки л-л', р-р'. В младших классах массовой школы единичны случаи замены звуков.У у/ о школьников, особенно в младших классах, наряду с искажениями звуков речи отмечается большое количество замен. Соотношения искажений и замен у у/о детей очень разнообразны. Можно выделить несколько видов: 1)преобладающее количество замен. Значительное преобладание замен наблюдается при произношении звуков ч, щ, л, ц; 2)значительное преобладание искажений над заменами (р-р'); 3)большая распространенность как искажений, так и замен (с, с', з, з'. ш, ж, л').Следующая особенность нарушений звукопроизношения у у/о детей — большая распространенность неправильного использования имеющихся правильных артикуляторных установок. Это проявляется в большом количестве смешений звуков. Правильное использование звуков в самостоятельной речи представляет для у/о детей значительную сложность и формируется чрезвычайно медленно. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры головного мозга, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, слабостью контроля. Правильное использование звуков в самостоятельной речи отмечается у этих детей лишь к старшим классам вспомогательной школы. Таким образом, для умственно отсталых детей характерно резкое расхождение между умениями правильно произносить звуки и использовать их в речи. Нарушения звукопроизношения у у/о детей часто носят вариативный характер и проявляются по-разному. Один и тот же звук умственно отсталый ребенок в одних случаях произносит правильно, в других случаях пропускает, заменяет или искажает. Это во многом зависит от характера звукослоговой структуры слова, а также от места звука в слове. В простом слове и в начале слова ребенок может правильно произносить звук, а в середине сложного слова или при стечении согласных — пропускать или искажать (" сом", но " котюм"). Дефекты звукопроизношения у у/о детей чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отражаются на письме. Это относится прежде всего к заменам звуков. У у/о детей нарушения произношения звуков являются полиморфными не только по симптоматике, но и по патогенезу. Нарушения звукопроизношения у у/о детей характеризуются стойкостью симптоматики. Дефекты звукопроизношения у у/о детей часто сочетаются с нарушениями звуковой структуры слова. Искажения звукослоговой структуры слова не столь многочисленны, как дефекты звукопроизношения, однако они все же имеют место в речи школьников с у/о. Искажения звукослоговой структуры слова у у/о детей проявляются как в нарушениях количества и последовательности слогов, так и в нарушении структуры отдельного слога. Более характерны для этих детей искажения структуры отдельного слога со стечением согласных. Усвоение количества и последовательности слогов в структуре слова оказывается более доступным. Самыми распространенными являются пропуски согласных при стечении: " мое" (мост), " такан" (стакан), " поло-теце" (полотенце). При воспроизведении стечения согласных у/одетьми наблюдаются и замены звуков, заменяется, как правило, первый согласный звук: " светы" (цветы), " кушенка" (кушетка). Искажение структуры отдельного слога у у/о школьников проявляется и в перестановках звуков соседних слогов: " пикарис" (кипарис), " моносафт" (космонавт). При этом последовательность слогообразующих элементов слова (гласных) воспроизводится правильно, изменяется последовательность только согласных слова. Нарушения слоговой структуры на уровне слова у у/о школьников проявляются в основном в пропуске слогов: " сатар" (санитар), " баса" (колбаса), " межонок" (медвежонок). Когда говорят об особенностях просодических компонентов речи у у/о детей, отмечают прежде всего, что речь у них монотонная, маловыразительная, лишенная сложных и тонких эмоциональных оттенков. По темпу речь умственно отсталых детей может быть замедленной или ускоренной, что во многом определяется преобладанием процессов возбуждения или торможения. У детей с преобладанием процесса торможения голос тихий, слабый, немодулированный. В случае преобладания процесса возбуждения часто голос крикливый, резкий, металлический. При наличии симптомов стертой формы дизартрии отмечаются назализация, неярко выраженные расстройства голоса.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.