Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поэтапный ход логопедической работы при устранении дизартрии. Особенности логопедической работы при дизартрии.




Коррекционная работа строится комплексно, т.е. включает в себя медицинское и логопедическое воздействие. Медицинское воздействие: Медикаментозное лечение (назначает врач, а не логопед). Физиотерапевтическое лечение. Массаж (служит для возбуждения иннервации речевой и лицевой мускулатуры, преодоления амимичности лица и малоподвижности артикуляционного аппарата). Перед массажем рекомендуется провести упражнения на расслабление массируемой мышцы. Массаж проводится теплой рукой; начинается он обычно с поглаживания, этим же приемом его хорошо и закончить. Другими приемами будут легкое похлопывание и пощипывание пальцами по краю нижней челюсти снаружи, по подъязычной мышце и глоточно-нёбной мышце. Применяют также поглаживающие движения кожного покрова лица (щекочущие движения). Продолжительность массажа не более 2 мин. Логопедическое воздействие: Работа строится с учетом структуры речевого дефекта и на основе клинической картины, включает в себя следующие разделы: Развитие общей моторики; Развитие мелкой моторики; Развитие мимической мускулатуры; Развитие артикуляционной моторики; Коррекция звукопроизношения (постановка звука, автоматизация, дифференциация); Коррекция и развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа; Развитие лексико-грамматической стороны речи; Коррекция личности ребенка в целом. Развитие общей моторики: используются комплексы гимнастических упражнений для снятия излишнего напряжения мышц. Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, игры с кукольными и теневыми театрами, шнуровки, мозаики, различные конструкторы, лепка, работа с шаблонами, штриховки и т.п. Развитие мимической мускулатуры: используются специальные упражнения. Надувание-втягивание щек, Полоскание рта воздухом, Нахмуривание бровей, Подмигивание и т.д. Если ребенку не удается выполнить упражнения, то оно дается в пассивном варианте.Если напряжение мышц лица повышено, то напряжение может передаваться на мышцы артикуляционного аппарата. Для снятия можно использовать массаж. Развитие дыхания: нижнее диафрагмальное дыхание, выработка ротовой воздушной струи, дифференциация ротового и носового дыхания, выработка целенаправленной воздушной струи. Работа над голосом – при дизартрии голос слабый, затухающий из-за недостатка иннервации языкоглоточного и блуждающего нерва. Развитие и коррекция артикуляционной моторики: работа по преодолению саливации (жевание сухарей, глотание, глотание воды маленькими порциями, жевание и глотание с запрокинутой головой, проглатывание слюны разовым толчком с последующим проговариваем звука) – эти упражнения необходимо проводить каждое занятие, пока ребенок не научится самостоятельно следить за слюной. Выучить правило: прежде чем начнешь говорить – проглоти слюну; артикуляционная гимнастика, направленная на развитие мышц артикуляционного аппарата в целом. Может быть пассивная, пассивно-активная, активная. Пассивная гимнастика – это оказание помощи ребенку в том случае, когда самостоятельное выполнение невозможно: с помощью логопедических зондов, шпателя, рукой логопеда, использование рефлекторных актов («вкусное варенье» - обмазать вареньем, медом верхнюю губу, для широкого языка – облизать блюдце). Пассивно-активная гимнастика – логопед помогает ребенку начать делать упражнение, затем он продолжает делать его самостоятельно. Активная гимнастика – используется для выполнения тех упражнений, которые ребенок может делать самостоятельно. Специальная артикуляционная гимнастика проводится также как и при дислалии: каждое движение выполняется многократно с длительным удержанием позы. Ребенок выполняет движения перед зеркалом. Особое внимание отводится на работу с родителями: они должны быть в курсе всей коррекционной работы и не ждать быстрого эффекта, необходимо требовать от родителей тщательного выполнения домашнего задания. Структура логопедического занятия при дизартрии: Оргмомент, Нормализация мышечного тонуса, Расслабляющий массаж лица при повышенном тонусе, Упражнения на развитие дыхания, Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, Развитие мимики, Развитие голоса, интонационной стороны речи, Борьба с саливацией. Далее структура урока зависит от структуры речевого дефекта (постановка, автоматизация, дифференциация звуков). Речевого материала на занятии не должно быть много, он должен быть многократно проработан. В том случае, если дизартрия у ребенка сочетается с задержкой психического развития, с уо, необходимо сознательно планировать коррекционные мероприятия по развитию ВПФ.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.