Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дифференциальная диагностика невротической (логоневроз) и неврозоподобной форм заикания. Дифференцированные формы воздействия.




Заикание- нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.Исследователи выделяют две формы – невротическую и неврозоподобную, обусловленные разными патогенетическими механизмами. При неврозоподобным причина может быть в повреждении головного мозга. Например, из-за тяжелого протекания беременности, родовой травмы, сотрясения мозга, перенесенного воспаления - менингита, энцефалита и др. Возникает в возрасте 3-4 лет, начинается постепено, не зависимо от психотравмы. Темп речи ускорен или замедлен, голос мало модулирован, речевое дыхание нарушено, слова произносятся во время вдоха или полного выдоха. Динамика нарушения: волнообразная. Активное внимание заикающихся к процессу говорения облегчает речь, запинок становится меньше. В то же время наблюдения показывают, что физическое утомление, продолжительное психическое напряжение, перенесение соматических заболеваний ухудшают качество речи. Моторика: Страдает динамический праксис, мышечный тонус неустойчив, наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук. С трудом удерживают в памяти темп и ритм движений. Все движения органов артикуляции несколько ограничены. Зависимость проявлений заикания от эмоционального состояния нет. Для подростков и взрослых наиболее характерно пассивное отношение к своему речевому дефекту. Они обращаются за помощью, как правило, по настоянию своих родных или близких знакомых. Нет периодов плавной речи, речь не зависит от ситуации. Речевые запинки проявляются в любой обстановке, как наедине с самим собой, так и в обществе. При хроническом течении у взрослых лиц речь характеризуется нередко тяжелыми тоно-клоническими судорогами во всех отделах речевого аппарата. Отмечается резкое нарушение дыхания в процессе речи: длительная задержка, прерывистость, судорожность и т.д. Речь обычно сопровождается разнообразными движениями пальцев рук, притоптыванием, кивательными движениями головы, покачиванием туловища и другими содружественными движениями, напоминающими гиперкинезы, т.е. насильвенные сокращения мышц, не носящие маскирующего или эмоционально-выразительного характера. При тяжелой форме заикания речевое общение утомляет взрослых заикающихся. Вскоре после начала беседы они начинают отвечать односложно, жаловаться на чувство физической “усталости до изнеможения”. Для психического состояния взрослых характерны трудность адаптации к новым условиям, снижение памяти и внимания, истощаемость. Большинству из них занятия с логопедом приносят облегчение в речи, в тех случаях, если коррекционная педагогическая работа носит регулярный и длительный характер. Невролог назначает медикаменты для лечения основного заболевания или его последствий. С ребенком должен заниматься логопед. Он, преже всего, учит говорить медленно, четко, выразительно, контролировать свою речь. Второй вид заикания – это логоневроз или невротическое заикание. Неврозы возникают под воздействием психических травм, стресса, чрезмерного эмоционального напряжения. Типичный случай: ребенок испугался собаки и стал заикаться. Если же стрес сильнее: например, собака искусала ребенка, то ребенок может вообще сначала замолчать, а заикание появится уже позднее - в период возобновления речи. Заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет. Темп речи обычно быстрый, голос достаточно модулирован. Норм развитие общей моторики. Общие движения как у подростков, так и у взрослых достаточно грациозны и пластичны, хорошопереключаются с одного движения на другое, чувство ритма развито достаточно высоко. Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.).Невротическое заикание усиливается при волнении, сильных эмоциях. В спокойной обстановке речь может быть обычной, без запинок. А при сильном волнении, контактах с незнакомыми людьми и в других ситуациях такие дети либо начинают заикаться, либо вообще не могут говорить. При невротическом заикании отмечаются повышенная эмоциональность, или склонность к истерикам, или страхи и повышенная тревожность и т.д.При особо неблагоприятном течении невротической формы заикания у взрослых нередко формируется сложная клиническая картина, характеризующаяся дисгармоническим развитием личности. У взрослых заикающихся это проявляется в чувстве социальной неполноценности со своеобразной системой суждений, постоянно сниженном фоне настроения, ситуационном страхе перед речью, который нередко генерализуется, сочетаясь с отказом от речевого общения вообще. Эффективность комплексного медико-педагогического воздействия на таких лиц бывает низкой.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.