Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ № 6.






1. Характеристика речевого развития ребенка с первым уровнем ОНР. Задачи и содержание логопедической работы с детьми, имеющими первый уровень ОНР.

ОНР у детей с норм-м слухом и первично сохранным интеллектом форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов реч-й системы, относящихся как к звук-й, так и к смысловой сторонам речи, позднее начало речи: первые слова к 3-4, к 5годам; Речь аграмматична и недостаточно фонетически офомлена; Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли; Речь детей с ОНР малопонятна. 1 уровень реч-го разв-я. РеЧ-е средства об­щения крайне ограничены. Активный словарь - небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов, ис­п-тся жесты, мимика. Характерна многозначность употребляемых слов. Небольшой запас слов отражает непосредственно вос­принимаемые предметы и явления. «Фраза» состоит из ле-петных элементов.Пассивный словарь детей шире активного. Звуковая сторона речи характ-тся фонетич-й неопредел-ю. Фонематическое развитие нахо­дится в зачаточном состоянии. Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:
• развитие понимания речи;
• развитие активной подражательной речевой деятельности;
• развитие внимания, памяти, мышления детей.

Задачи: ОНР I-II уровня речевого развития решаются следующие задачи:
1.Формирование и развитие речеслухового внимания.
2.Формирование и развитие ВПФ.
3.Формирование и развитие слоговой структуры.
4.Подготовка артик-го аппарата к звукопостановке(разв. артик-й моторики).
5. Формирование и развитие фонематического восприятия.
6. Развитие понимания обращенной речи, обогащение пассивного словаря.
7.Развитие мелкой моторики.
8. Развитие элем-х форм устной, расширения словарного запаса. В работе с первым уровнем речевого развития главные задачи: развитие понимания речи, развитие активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний, развитие внимания ипамяти. Лог. занятия с безречевыми детьми проводятся небольшими подгруппами (2-3 чел.) игровые ситуации. Работа по расширению понимания речи представлений о предметах и явл-х окруж-й действительности и ситуаций, понимания конкретных слов и выражений, наглядным действием. Логопед говорит короткими фразами из 2-4 слов, употребляя одни и те же слова в разных грамматических формах, повторяя отдельные словосочетания. Материал - игрушки, одежда, посуда, продукты питания и т. д. ед. и множ. числа сущ-х и гл; обращения (сядь — сядьте); Точное понимание речевых инструкций, исп. Муз-е занятия, ИЗО, экскурсии, прогулки и т. д. Развитие самостоятельной речи -словосочетания и фразы.Создается ситуация, которая вызывает коммуникативно-познавательную потребность в речи. На этом этапе детей учат называть: близких людей (мама, папа, баба); простые имена (Тата, Ната, Коля, Оля); выражать просьбы (иди, на, да) в сопровождении жеста и т. д., одно-двух-трехсложных слов (мак, киса, машина), учат приращивать одинаковые слоги (ру-ка, нож-ка). грамматически правильно строить предложения типа: им. падеж сущ. + гл. 3-го лица наст. Времени, вовлекает детей в речевое общение -как краткий ответ на вопрос-ДИАЛОГ.Работа по формированию звуковой стороны речи в этот период заключается прежде всего в развитии восприятия речи. Рекомендуются различные специальные упражнения: • выделение заданного слова в ряду других слов. различение слов, близких по звучанию, но разных по смыслу (уточка-удочка); различение сходных по звук-му составу предлож-й(показать картинку: Кто купается, а кто катается). Для расширения объема слуховой памяти и удержания последовательности слов - запоминание ряда из 3—4 картинок и т. - артикуляционные упражнения, уточнение правильного произношения Формирование произношения -послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова -отхлопыванием. формируется активное отношение ребенка к языковой действительности. эмоциональная игра с определенной учебно-речевой задачей -направленности на овладение словарным запасом, начатками грамматических значений.

Комплексный (медико-психолого-педагогический) подход к устранению ринололии. Задачи и направления логопедической работы в дооперац и послеоперац. периодах при врожденной открытой ринололии.

Ринолалия (гнусавость) – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Во время фонации происходит патологическое изменение резонирования носовой полости. При открытой форме ринол ротовые звуки приобретают назальность. Ринол, обусловленная врожденными расщелинами губы и неба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов. У детей с врожденными расщелинами имеются функциональные расстройства (сосания, глотания, внешнего дыхания), которые снижают сопротивляемость различным заболеваниям. Они нуждаются в систематическом врачебном наблюдении и лечении. Помощь им оказывается в рамках системы диспансерного наблюдения и лечения. Основной задачей логопедической работы при открытой ринолалии как в дооперационном, так и в послеоперационном периоде является формирование нормального звучания речи, т. е. формирование речи без носового оттенка. Навыки, приобретенные до операции, удерживаются и после операции и тем облегчают дальнейшую работу и укорачивают ее сроки. Главным условием в работе с ринолаликами является активизация здоровых отделов речевого аппарата (нижнего и среднего). Дефектный верхний отдел в процессе логопедического воздействия должен нести наименьшую нагрузку. Коррекц обучение детей, имеющих отклонение только с фонетической стороны: активизация дея-ти артикул-ого аппарата (различными приемами в зависимости от состояния врожденного дефекта); формирование артикуляции звуков; устранение назального оттенка голоса; дифференциация звуков с целью предупреждения нарушения звукового анализа; нормализация просодической стороны речи; автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении. Коррекц обучение детей, имеющих ффнр, включает перечисленные выше направления плюс упражнения по коррекции фонематич восприятия, формированию морфологических обобщений, преодолению дисграфии. Коррекц обучение детей с онр направлено на формирование полноценной фонетической стороны речи, развитие фонематических представлений, овладение морфологическими и синтаксическими обобщениями, развитие связной речи. Логопедические занятия в дооперационный период предотвращают возникновение серьезных патологических изменений в функционировании органов речи. Одновременно подготавливается активность мягкого нёба; нормализуется положение корня языка; усиливается мышечная деятельность губ; вырабатывается направленный ротовой выдох. Тем самым создаются условия для более эффективных результатов операции и последующей коррекции (гимнастика для неба; работа над дыханием (для воспитания правильной звуковой речи); гимнастика для губ и щек; гимнастика для языка). После операции (через 15-20 дней) многие спец упражнения повторяются. Большое значение уделяется массажу мягкого неба для сглаживания и большей эластичности послеоперационного рубца. Основная их цель в этом периоде — развитие эластичности и подвижности смыкания. В послеоперац период необходимо развить подвижность мягкого нёба, устранить неправильный уклад органов артикуляции и подготовить произношение всех звуков без назального оттенка. Воспитание правильного звукопроиз-ния проводится обычными коррекц методами. Специфичным является контроль за направлением воздушной струи. В трудных случаях можно применять временное зажимание носовых ходов для внятного и звучного произнесения звука. Занятия проводятся как в группе, так и индивидуально. На индивидуальных занятиях применяются специальные упражнения, направленные на устранение специфических для этой аномалии дефектов. На результативность коррекционного воздействия большое влияние оказывает активное участие родителей в воспитании нормальной речи у детей с расщелиной. Среди некоторых факторов, оказывающих влияние на результаты коррекции (возраст, в котором сделана операция, ее качество; возраст, в котором началось логопедическое обучение; продолжительность обучения), выделяется и фактор сотрудничества с семьей ребенка. Логопед инструктирует родителей об используемых приемах коррекции и значительную часть хорошо отработанных упражнений рекомендует для систематического применения в домашних условиях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.