Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ № 4.






1. Этиология нарушений речи: психосоциальные и биологические факторы риска речевых нарушений; сложность и полиморфность факторов, вызывающих речевые нарушения. «этиология» -учение о причинах.В исслед-х античных ученых наметилось два направления: 1. от Гиппократа- поражения г. мозга; 2, от Аристотеля, наруш-м периферического реч-го аппарата. М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тес­ное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневроло­гические причины. К органическим причинам- недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения. Им были выделены орга­нические центральные (поражения мозга) и органические пе­риферические причины (поражения органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата). Функциональные причины М. Е. Хватцев объяс­нил учением И. П. Павлова о нарушениях соотношения про­цессов возбуждения и торможения в ЦНС. К психоневрологическим причинам он относил УО, нарушения памяти, внимания и другие расстрой­ства психических функций.Важную роль М. Е. Хватцев отводил и социально-психо­логическим причинам - различные небла­гоприятные влияния окружающей среды. Достиж-я в биологии, эмбриологии, те­оретич-й медицины, генетики, иммунологии показали значение экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) вредностей в их возникновении-коррекции реч-х расстройств, прогноза и предупреждения. Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фак­тора или их взаимодействия, которые определяют специ­фику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

Выд-т три критических периода в разв. реч-й функции. 1.(1-2год.), формир-ся речевое развитие, развитие корковых речевых зон, Брока. 2. (3 г.), разв-ся связная речь, переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т. д.)., рассогласованность в работе ЦНС, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т. д.-могут возникать заикание, мутизм, отставание реч-го развития. 3. (6-7 л.)-нач. разв. пис. речи. Возрастает нагрузка на ЦНС ребенка. Любые нарушения речевой функции у ребенка, в эти периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть и новые реЧ-е расстройства. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий, они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами — генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т. д.Этиологические факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны.С очетание наследственной предрасположенности, неблаго-го окружения и поврежд-я или наруш-я созревания мозга под влиянием различных неблаго-х факторов. Анализ этиологии реч-х наруш-й помогает разграничению «первичных» реч-х расстройств, связанных с пораж-м или дисфункцией речевых механизмов, от «вторичных», наблюдаемых у детей с нарушениями интеллекта или сенсорными дефектами, а также при различных текущих заболеваниях центральной нервной системы. экзогенно-органические факторы: Перинаталь-ная (внутриутробная) Наследственные заболеванияГипоксические(внутриутробное кислородное голоданиеТравмотические(внутричерепные кровоизлияния)Биологические (воздействие вирусов, бактерий, простейших)Химические (лекарства, никотин, алкоголь, наркотики, экология, авитаминозы)Радиоактивные (облучение)Иммунологические (Rh-несовместимость)Социально-психологические (стрессы, депрессии, страхи)Заболевания матери во время беременности (острые и хронические) Натальная (во время родов) патология Травматические: -- родовая травма (поврежд-я гол. и спинного мозга; внутричерепные кровоиз-я; порезы рук; отек мозга, ишемия)--акушерско-гинекологическая Асфиксические (кислород-е голодание плода во время родов)Недонош-сть Постнатальная (после рождения) Травматические(открытые и закрытые черепно-мозг. травмы)Биологические (нейроинфекции, вирус. инфекции)Соматические(ослабленность, ЧПЗ, хронические заболевания)Химические Социально-психологические (условия воспитания в семье).

2. Комплексное обследование детей с дизартрией.Диагностика дизартрий в раннем возрасте..

Д. -наруш. произносит-й стороны речи, обусловленное недостаточ-ю иннервации реч-го аппарата, нарушение звукопроизнос-й и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением периферической и ЦНС.В легких случаях-отд. искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых-замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

При тяжелых поражениях ЦНС речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц(анартрия). Дизартрические нарушения речи наблюдаются (в любом возрасте) при различных органических поражениях мозга (опухоль), которые у взрослых имеют более выраженный очаговый хар-р. У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии, (пораж-м НС плода и новорож-го).Набл. при: дцп, уо(лёг. степень), зпр, с min мозговой дисфункцией, онр, ффн, др группы.

Обследование строится на общем системном подходе, разработанном в отеч-й логопедии, с учетом специфики описанных выше речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста. Чем меньше ребенок и чем ниже общий уровень его речевого развития, тем большее значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений, разработаны приемы ранней диагностики дизартрии.Наиболее частым первым проявлением дизартрии является наличие псевдобульбарного синдрома, первые признаки которого можно отметить уже у новорожденного. Это — слабость крика или его отсутствие (афония), нарушения сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов (сосательного, поискового, хоботкового, ладонно-рото-головного). В тяжелых случаях дети в первые дни жизни вообще не берут грудь, их кормят через зонд, отмечаются и нарушения глотания. Дыхание поверхностное, нередко учащенное и аритмичное.Эти нарушения сочетаются с асимметрией лица, подтеканием молока из одного угла рта, отвисанием нижней губы, что препятствует захвату соски или соска. Звуки гуления, лепета отличаются однообразием и появлением в более поздние сроки. Реб. не может жевать, кусать, давится твердой пищей, не может пить из чашки. речевые симптомы: стойкие дефекты произнош-я, недостат-ть произвольных артик-х движений, голос-х реакций, неправ-е полож-е языка в полости рта, наруш. голосообразования и реч-го дыхания, задержанное развитие речи. Сложность- диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии.

Основные критерии диагностики: • наличие слабо выраж-х, но специфических артик-х наруш-й в виде огранич-я объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации; • наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев рук при движениях языка); • замедленный темп артикуляционных движений; • трудность удержания артикуляционной позы; • трудность в переключении артикуляционных движений; • стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков; • наличие просодических нарушений.

В ряде случаев для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают функциональные пробы.Проба 1. Реб. просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направл-х предметом. Проба является полож-й и свидет-т о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону. Проба 2. Реб. просят выполнять артик-е движ-я языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии. Диагноз ставится совместно врачом и логопедом. Важно правильно описать речевые и неречевые проявл-я дизартрии, отметить особенности общего реч-го разв-я, определить уровень реч-го разв-я, а также дать кач-ю хар-ку структуры дефекта, дефект фонетический или фонетико-фонематический. В школьном возрасте влияние речедвигательного дефекта на письменную речь, наличие фонематической или артикуляционно-акустической дисграфии.В речевой карте ребенка с дизартрией, наряду с клиническим диагнозом, который ставит врач, отражая по возможности и форму дизартрии, необходимо логопедическое заключение, основанное на принципе системного подхода к анализу речевых нарушений. Для дифференциальной диагностики дизартрии и дислалии необходимо сопоставить произношение звуков в словах при назывании дошкольником картинок, школьником при дополнении слов и предлож-й, а также при чтении отраженно вслед за логопедом в словах и изолированно в звуках и сопоставить эти данные с особенностями спонтанного произношения. Логопед определяет характер нарушений артикуляционных движений, приводящих к неправильному звукопроизношению. Наиболее частыми нарушениями при дизартрии являются: недостаточный подъем кончика языка, нарушенная скорость в образовании смычки, неправильные структуры, используемые в контакте, недостаточное напряжение, короткая продолжительность контакта, замедленное ослабление или выход из контакта, неправильное направление воздушного потока.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.