Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логопедия как наука. Предмет, задачи, методы логопедии как науки. Связь логопедии с другими науками.






Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах предупреждения нарушения речи, выявление их, устранения средствами спец. обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптомы, структуру нарушений речи, систему коррекционной работы. Предмет логопедии - нарушение речи и процесс воспитания людей с ТНР. Объект изучения - человек. Структура логопедии - дошкольная, школьная, логопедия подростков и взрослых. Задачи науки: Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных нарушениях; Определение симптомов и степеней речевых нарушений; Изучение влияния речевых расстройств на формирование личности человека; Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений; Изучение особенностей формирования речи у людей с другими отклонениями в развитии; Изучений этиологий речевых нарушений; Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств; Совершенствование методов профилактики речевых расстройств; Разработка вопросов организации логопедической помощи. Методы логопедии можно разделить на несколько групп.

Первая группа — организационные методы: сравнительный, изучение в динамике, комплексный. Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных). К третьей группе относятся количественный и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных. Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.). Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры и другая аппаратура, а также рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электроммиография, позволяющие изучать в динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты. Логопедия тесно связана с другими науками. Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным связям относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики (сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой), методикой обучения родному языку, математике, с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками. Логопедия связана с оториноларингологией, офтальмологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией, с лингвистическими науками и психолингвистикой.

2.Комплексный (медико-психолого–педагогический) подход к устранению дизартрии.

Дизартрия — наруш. произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации реч-го аппарата, расстройство артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи, дефектом при дизартрии является нарушение звукопроиз-ой и просодической стороны речи, связанное с орг. пораж. центральной и периферической НС. Нарушения зависят от хар-ра и тяжести поражения НС. В легких случаях имеются отд. искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых набл. искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным. При тяже-х пораж-х ЦНС речь невозможна из-за полного паралича речедвигательных мышц- анартрией. (в любом возрасте) при различных органических поражениях мозга (опухоль), у взрослых более выраженный очаговый хар-р, дети(поражением НС плода и новорожденного).Набл. при: дцп, уо(лёгкая степень), зпр, с min мозговой дисфункцией, онр, ффн, др группы.

Система логоп-го воздействия-комплексный хар-р: корр. звукопроиз-я сочетается с формир-м зв-го анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой раб. явл. сочетание с артик-м массажем и гимнастикой, лог-й ритмикой с общей лечебной физ-й, физиотерапией и медикаментозным лечением. Успех лог-х занятий от их раннего начала и систематичности проведения. Работа над звукопроизнош-м строится с учетом следующих положений: 1. Зависимость от формы дизартрии, уровня реч-го развития и возраста ребенка. 2. Развитие реч-й коммуникации. Формир-е звукопроиз-я должно быть направлено на разв-е коммуникации, школьной и социальной адаптации ребенка. 3. Разв-е мотивации, стремления к преод-ю нарушений, самоутвержд-я, разв.самосознания, чувства собств-го достоинства, уверенности в своих силах. 4. Разв-е дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа. 5. Усиление перцепции артик-х укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений. 6. Поэтапность. Начинают с тех зв-в, артик-я которых у реб. более сохранная. 7. При тяж-х наруш-х, когда речь полностью не понятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и со слогов. 8. У детей с поражением ЦНС важное значение имеет предупреждение тяж-х наруш-й звукопроиз-я путем систем-кой лог-й работы в доречевом периоде. Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно.

1 этап, подготовительный -цели: подготовка артик-го аппарата к формир-ю артик-х укладов, у реб. раннего возраста — воспитание потребности в реч. общении, разв. и уточнение пассивного словаря, коррек-я дыхания и голоса, медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физ-ры и массажа. 2 этап — формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. цель: развитие реч-го общения и зв-го анализа. Проводится раб. по коррекции артик-х нарушений: при спастичности — расслабление мышц артик-го аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артик-х движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Выработка контроля за положением рта. Отсутствие контроля за полож-м рта у детей с дизартрией значительно затрудняет разв. произвольных артик-х движений. Обычно рот у ребенка приоткрыт, выражено слюнотечение. 1 этап работы -упраж. для губ, способствующие их расслаблению и усилению тактильных ощущений в сочетании с пассивным закрыванием рта ребенка. Внимание фиксируется на ощущении закрытого рта, ребенок видит это положение в зеркале. На 2этапе закрывание рта производится пассивно-активным путем. Вначале реб. легче закрыть рот в положении наклона головы и легче его открыть в положении слегка запрокинутой головы. На 3 этапе тренируют активное открывание и закрывание рта по словесной инструкции: «Открой рот широко», «Вытяни губы вперед», «Собери губы в трубочку и возврати их в исходную позицию». Артик-я гимнастика.Коррекция речевого дыхания. Дых-я гимнастика - увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.Развитие ощущений артик-х движений и артик-го праксиса Потряхивание верхней и нижней губы; расправление щек (приподнимание их от зубной арки). Опускание и поднимание нижней челюсти.Помещение языка над нижними и верхними резцами. Коррекция звукопроизношения. Инд. Подход, звук- наиболее легко поддающийся коррек.(который произносится правильно), важно добиваться их различения на слух..Сущ. несколько приемов постан. звуков при дизартрии- метод так называемой фонетической локализации, когда логопед языку и губам реб. пассивно придает необх-ю позицию для того или иного звука. Исп. зонды. Работа путем подражания; типы лог-х учреждений: д/с и школах для детей с тяж. Наруш. речи, в школах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (последствиями полиомиелита и церебр-м параличом), в реч-х отд-х психоневрологических больниц, легких(стертых)формы -поликлиниках, на лог-х пунктах общеобраз-х школ, взаимосвязь в работе логопеда и врача-невропатолога или психоневролога, логопеда и родителей, массажиста, специалиста по лечебной физ-ре, ранняя диагностика в первые годы жизни. В нашей стране разработана система комплексных мероприятий по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением мозга. Эта система включает комплексную медико-педагогическую работу с детьми начиная с первых месяцев их жизни. Работа проводится в спец-х неврологических стационарах.Для профилактики -осмотры детей первых лет жизни с перинатальной патологией, а также детей группы риска, т. е. детей, не имеющих признаков поражения мозга, но у которых отмечалась патология со стороны НС в первые месяцы жизни или которые родились в асфиксии, от патологически протекавшей беременности и т. д.

3.Понятие «умственно отсталый ребенок».

К лицам с нарушением умственного развития (умственно отсталым) относят лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникшим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдает эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов. Умственно отсталые дети различаются по степени выраженности дефекта:

Дети с легкой степенью умственной отсталости (дебилы) составляют 75-80%. После окончания спец (коррек-ной) школы многие из них трудоустраиваются и социально адаптируются. Дети со средне выраженной отсталостью (имбецилы) – их 15-20% - обучаются по специальным программам в спец классах, осваивают элементарные навыки письма, чтения, счета, простейшие трудовые операции (склеивание коробок, конвертов), бытовые навыки. Эта категория детей имеет статус инвалида. Дети с глубоко выраженной умственной отсталостью (идиоты) –5% - живут и воспитываются в интернатных учреждениях Министерства труда и социального развития, где остаются пожизненно. Данная категория детей также имеет статус инвалида. Дебильность — незначительная степень умственной отсталости. Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Имбецильность является умеренной степенью умственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем— шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления». Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звуко-шение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей. Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно. Идиотия — самая тяжелая степень умственной отсталости. Диагностик этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватна реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и первые слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре. Диагностика основывается также на данных о здоровье членов

семьи, течении беременности и родов, а также на результатах генетически и пренатальных исследований.

У взрослых резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственно ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.

 

БИЛЕТ № 2.

1. Системное строение языка, учет основных теоретических положений о сложной структуре речевой деятельности в процессе логопедической коррекции. Структура речевого дефекта.

Учение Л.С Выготского о системном строении любого дефекта является важнейшим в дефектологической науке. В структуре любого дефекта можно выделить первичные и вторичные нарушения. Первичные - обусловлены органическим поражением мозга или функциональной незрелостью его структур, а вторичные детерминированы первичными, так как психическое развитие ребенка происходит на неполноценной основе. Помимо этого могут возникать третичные, и даже четвертичные нарушения, которые главным образом затрагивают личностную сферу. Чем меньше возраст ребенка, тем более выражен первичный дефект, а вторичные нарушения формируются по мере того, как ребенок развивается на дефектной основе. Возможность компенсации нарушений за счет опоры на сохранные функции. Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.При устранении речевых нарушений используются понятия: «логопедическое воздействие», «коррекция», «компенсация», «развитие», «обучение», «воспитание», «перевоспитание», «коррекционно-восстановительное обучение» и др.Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением. Коррекция нарушений речи — это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрас­тной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение меж функциональных связей. Первичный де фект яв­ляется следствием таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога.Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, наруше­ний умственной работоспособности, мозговых дисфункций. Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, в том случае, если социальное окружение не ком­пенсирует этих нарушений, а напротив детерминирует отклонения в личност­ном развитии. То есть, дефект, препятствующий нормальному, общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, культур­ных ценностей.Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реак­ции на первичный дефект, в виде компенсаторных механизмов. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Структура речевого дефекта По мнению Л. С. Выготского, в аномальном развитии различаются две группы нарушений: первичные —биологического характера болезни (ДЦП, врожд. расщелины нёба, различ. поражения коры головного мозга); вторичные —аномального социального развития. при отсутствии коррекционно-воспитательного воздействия вторичные нарушения выходят на первый план. Наряду с вторичными речевыми нарушениями (дизартрия при ДЦП, ринолалия при врожденных расщелинах нёба, механическая дислалия при нарушениях строения артикуляц-го аппарата, алалия при пораж-х реч-х зон коры больших полушарий г.мозга и т.д.), можно выделить вторичные неречевые нарушения (ЗПРпри ДЦП, ЗПРпри пораж-х речевых зон коры г. мозга и т. д.), при раннем начале коррекц-й работы макс. исп. пластичность НС в коррекции первичного дефекта и предупреждается появл. вторичных отклонений в речевом и психическом развитии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.