Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






З. Темперамент и его учитывание в работе воспитателя с детьми.






В развитии ребенка и становлении его как личности огромное значение имеют не только возрастные, но и индивидуально-типологические черты.

Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств характеризующих человека со стороны его динамических особенностей.

Различия в темпераменте – это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Темперамент проявляется в психической активности и эмоциональности.

Среди особенностей высшей нервной деятельности особого внимания заслуживают основные признаки (по Павлову) сил, у аравновешностьан, подвижность. В соответствии этих признаков выделяют 4 типа нервной системы, которые совпадают с 4 типами темперамента.

Сразу после рождения дети отличаются по степени реактивности на стимул при удовлетворении биологических потребностей. В раннем и дошкольном возрасте в связи с расширением сферы жизнедеятельности особенности темперамента ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми сверстниками. На протяжении дошкольного возраста процессы возбуждения и торможения не уравновешаны, преобладает первый – это проявляется в малой выносливости, быстром утомлении (капризничает), быстром возникновении охранительного торможения (становится вялым, не слышит указания взрослого) которые затормаживают действия под влиянием раздражителя. Поэтому ребенок напоминает холерика.

Характеристика детей разных типов темперамента.

Дети – сангвиники (сильный уравновешанный подвижный).

Преобладание хорошего настроения, жизни радостность. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Движения выразительные, живая мимика, но чувства интересы и настроение у этох детей не устойчивы (бросают начатое дело, берутся за новое). Высокая работоспособность, долго могут заниматься тем, что их заинтересовало. Легко переходят от сна к бодрствованию и быстро привыкают к новой обстановке. Любят шумные игры и деятельность связанную с двигательной активностью. Быстро и легко формируются навыки, легко дисциплинировать. Речь таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.

Дети – холерики (сильный, неуравновешанный, подвижный)

Часто меняется настроение, эмоции имеют крайние проявления. Бурно реагируют на внешние раздражители, несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Они очень активны. Навыки формируются у них долго с трудом приспосабливаются. Движения прерывисты, испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Их трудно дисциплинировать, на запреты выражают бурный протест. Плохо засыпают и беспокойно спят. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Дети – флегматики (сильный, уравновешенный, инертный)

Низкая эмоциональность, невыразительная, бедная мимика. Эмоции проявляются не явно: не громко смеются, тихо плачут. Характерна высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания. Любую деятельность выполняют медленно. Навыки и привычки формируются крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры. Легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а так же режима дня. Характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

Дети – меланхолики (слабый)

Очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержаны страхам, повышенная чувствительность. Способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение выраженное в произведениях искусства. Движение и мимика вялые. Нервная система их быстро истощается при нарушении режима дня и в новой обстановке. Нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь очень тихая не выразительная.

В работе с детьми дошкольного возраста воспитатель должен учитывать особенности типа нервной системы ребенка. Игнорирование свойства темперамента приводит к развитию отрицательных черт. Поэтому в программе обучения и воспитания необходим индивидуальных подход к каждому ребенку.

Воспитатель должен направлять деятельность детей, способствуя формированию положительных и избегать проявления отрицательных черт у дошкольников.

Необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности саморегуляциии деятельности и поведения детей. Принцип которого состоит в переходе от приспособления к ним, к тактике формирования саморегуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности.

Задача воспитателя увидеть первоначальный уровень саморегуляции ребенка, вычленить ее положительные стороны, поощряя их проявления, усложняя деятельность, способствовать осознанию ребенком этих положительных сторон, т. е. формировать у него произвольную саморегуляцию. Она позволит малышу самому преодолевать недостатки и усиливать положительные стороны свойств своего темперамента.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.