Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологія управління






1.Поняття про психологію управління, її завдання та значення.

Психология управления – область психологической науки, которая исследует психологические закономерности, механизмы управленческой деятельности, роль человеческого и психологического факторов в управлении, оптимальное распределение профессиональных и социальных ролей в группе (коллективе), лидерство и руководство, процессы интеграции и сплоченности коллектива, неформальные отношения между его членами, психологические механизмы. Объектом психологии управления есть организация, которая рассматривается как специализированный социальный институт, который имеет назначение для выполнения определенных общественно-значащих целей и наделенный трудовыми, техническими и энергетическими ресурсами, а также правами и обязанностями, которые определяют функции организации и ее место в организационных структурах. Предметом психологии управления есть многогранная деятельность личности в коллективе, которая направлена на реализацию целей организации. В соответствии с целями той или другой организации (выпуск продукции, передвижение людей или вещей, лечение, обучение и воспитание и т.п.) основным ее видом деятельности является деятельность функциональная, т.е. собственное профессиональная трудовая деятельность. Основные проблемы психологии управления: Психологические аспекты работы руководителя по управлению общей (совместной) деятельностью людей, а также психологические особенности этой деятельности; Социально-психологические особенности коллектива как субъекта управления, в частности, закономерности формирования благоприятного социально-психологического климата коллектива и возможности использования психологических факторов для решения управленческих задач; Психология личности руководителя, требования к руководителю, взаимодействие руководителя с подчиненными и общественными организациями, стиль руководства и лидерства; Мотивация работы коллектива, ценностные ориентации работников и изготовление тактики и стратегии руководства совместной деятельностью; Социально-психологические резервы коллектива и методы их использования для дальнейшего возведения уровня деятельности организации.

 

 

2.Специфіка та зміст процесу управління.

Управленческая деятельность — совокупность скоординированных действий и мероприятий, направленных на достижение определенной цели в пределах организации. Закономерности управления: организационно-технические (отношения человека и природы, человека и техники); социально-экономические (отношения между классами, социальными прослойками и группами); социально-психологические (Походят из общественной и биологической обусловленности человеческого поведения, межличностных, междугрупповых, внутриличностных человеческих отношений)

Факторы управленческой деятельности: управленческая деятельность — целенаправленный процесс выявления активности человека соответственно нуждам общества; управленческая подсистема представлена общей деятельностью большой группы иерархически связанных руководителей, привлеченных к общественным процессам на основании социокультурной и этнопсихологической специфики; в процессе управления происходит преобразование актов индивидуальной деятельности в целостную общую управленческую деятельность соответственно правилам и нормам организации, а также на основании экономических, технологических требований. Содержание процесса управления: Планирование человеческих ресурсов организации, определение потребности в кадрах, выбор источников их удовлетворение; Формирование кадрового состава (отбор, прием на работу, замещение должности, сокращение, перемещение кадров, освобождение из работы, разработка требований к нанятому работнику); Организация работы (расстановка кадров, создание условий для продуктивной работы, организация подготовки, повышение квалификации, переподготовки, самообразования работников); Распределение функциональных обязанностей и прав работников, установление графика работы; Оценивание деятельности (аттестация и переаттестация персонала, оплата и материальное стимулирование работы); Охрана работы и здоровье работников; Формирование системы коммуникации внутри организации. Забота о социально-психологическом климате, воспитании, решении конфликтов; Информационно-аналитическая работа относительно кадров. Высокая культура управления есть одним из решающих факторов успеха организации. Она возникает как система знаний о процессах управления, структуру управленческих систем, формы, методы и принципы управленческой деятельности.

 

3. Функції управління.

функция управления это совокупность объективно необходимых действий, которые стойко повторяются, объединенных однородностью содержания и целевой направленностью.

Виды функций: общеорганизационная (предусматривает распределение доверенностей между сотрудниками, отладка дисциплины); материально-технического обеспечения (определяет нужды системы и ее подсистем в материальных ресурсах, обнаруживает возможности общества для удовлетворения потребности системы); финансово-экономического развития (определяет реальную стоимость выполняемой задачи); учета и контроля (обеспечивает сбор, передача, «сохранение и обработку данных учета); политико-правовая (дает возможность руководителю ориентироваться в политико-правовому просторные общества, обеспечивает эффективное управление подчиненными в границах организации); социальная (направленная на эффективное решение разногласий, оказывает содействие социальной защите работников); мотивационная (направленная на обеспечение выполнения подчиненными их обязательств).

Каждая функция управления состоит из определенных пяти видов работы, а именно: планирование, организация, координация, контроль, стимулирование. Планирование – это проектирование возможных оптимальных достижений при определенных условиях. Каждый участник планирования должны четко определить, что, когда и как он должны сделать. Организация – это определение определенной последовательности выполнения действий, операций, методов и средств. Координация – установление определенной гармонии между организациями, отделами и участниками деятельности управления Контроль – это процесс беспрерывного сопоставления достигнутого с определенными целями, критериями. Стимулирование – активизация деятельности работников для выполнения поставленных задач.

 

4. Компоненти психологічної готовності до управління та їх характеристика.

Мотивационный компонент. Речь идет о тех движущих силах, которые побуждают личность к управленческой деятельности, т.е. стать руководителем, в нашем контексте – школы, ВУЗ или определенного (районного, городского и т.д.) отдела образования. Когнитивный компонент. Должен обеспечить видение руководителем своего учебного заведения или закладов района, области не только в ближний, а и в далекой перспективе (предусмотрение). Указанное требует наличия довольно развитого такого личностного свойства как догадливость. Операционный компонент. Включает в себя целый ряд умственных и практических действий. Умственные действия - это действия с объектами (явлениями, событиями, процессами), отраженными в образах восприятия, памяти и понятиях о них.

В умственных действиях основными составными частями есть такие умственные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация. Сравнение – важная мыслительная операция, с помощью которой мы устанавливаем похожие и отличительные признаки, свойства предметов, явлений, событий, процессов. Анализ – расчленение целого на его составные части. Синтез – это объединение отдельных частей, аспектов, признаков, свойств в единое целое. Абстрагирование – умственное обособление одних признаков, свойств предметов, явлений, процессов от других черт и самых предметов, явлений, которым они присущий. Обобщение – это углубление синтезирующей деятельности мозга с помощью слова. Обобщение отделенных черт предметов, явлений, событий в процессе абстрагирования делает возможным их группирование - классификацию. Эта операция оказывает содействие приведению в порядок и углублению знаний о тех или другие явления, события и т.п.. Упорядочение знаний на основании широких общих признаков групп объектов представляет систематизацию. Личностный компонент. Здесь в первую очередь следует назвать остроумие. Остроумие – способность интеллекта, который оказывается в оптимальном оперировании образами, понятиями, словами. Очень важной подструктурой личностного компоненту руководителя есть организаторские способности: социальная ориентация, психологический такт, умение проникать в психику людей и общаться с ними, организаторское чувство, стрессоустойчивость: интеллектуальная, эмоциональная, волевая.

 

 

5.Зміст і основні етапи прийняття управлінських рішень.

Принятие управленческого решения — волевой акт формирования последовательности действий, результатом которых являются достижения конкретной цели на основе преобразования исходной информации. Принятие управленческого решения осуществляется в условиях двух видов отношений: руководство — подчиненность (руководитель принимает решение единолично); партнерство (решение принимают коллегиально, творческой группой специалистов, экспертов и т.п.). Это вызвало две формы принятия управленческих решений: индивидуальную (единоличную) и групповую (коллегиальную), каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. Выбор их зависит от особенностей управленческой ситуации. Этапы принятия решений: 1) Выяснение, осознание, формирование проблемы. Выяснить проблему — означает наполовину ее решить; 2) Выбор линии поведения, формулирование ограничений и критериев для принятия решения. Выбор линии поведения связан с определением личных возможностей в решении проблемы; волевым актом, направленным на проявление активности; поисковой деятельностью в удовлетворении потребности принятия решения; 3) Всестороннее рассмотрение альтернатив. Руководитель, который ориентируется на основательный анализ проблемы, рассматривает далеко не все из возможных альтернатив. Большей частью он предоставляет преимущество альтернативе, которая отвечает определенному стандарту (системе критериев); 4) Окончательный выбор варианта адекватного целям деятельности организации. Принятие решения связано с выбором одной из возможных альтернатив. Управленческая теория и практика предлагает несколько вариантов выбора: уверенный выбор. Он, как правило, не усложняется неопределенностью; неуверенный выбор. Здесь все зависит как от решения, так и от факторов, о которых известно лишь частично; определенная ситуация выбора. Свидетельством ее есть заранее подготовленный перечень альтернативных действий и возможных результатов; неопределенная ситуация выбора. Возникает при отсутствии перечня альтернативных действий и возможных их следствий, который ставит субъекта решения в сложное положение; динамическая ситуация выбора. При таких условиях для принятия решения необходимая дополнительная информация о состоянии системы; 5) Принятие решения и организация его выполнения. Весомой составляющей процесса принятия управленческого решения есть обратная связь, которая обнаруживает себя после того, как решение начало действовать. Основным критерием эффективности в таком случае есть два параметра: качество решения и восприятие (реакция) решение его исполнителями.

6. Формулирование, анализ, апробация рабочего варианта (рабочей гипотезы) решение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.