Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Загальна психологія






1. Предмет психології.

Психология – наука про психику, закономерности её развития и становления. Психика – свойство нервной системы, это результат деятельности нервной системы, это особенная форма отображения субъектом объективной действительности.

Предмет психологии есть психика. Сферы психологической науки: общая психология, психология личности, возрастная психология, психология творчества, дифференциальная, психофизиология, история психологии, этнопсихология, педагогическая психология, психология культуры, социальная, экономическая, политическая, психология управления, медицинская, психология спорта. Источники психологических знаний: народная психология, бытовая, религиозная, научная, парапсихология.

 

2. Структура, завдання і методи сучасної психології

Структура психологии: теоретическая (общая психология, история психологии, экспериментальная психология, социальная, сравнительная, дифференциальная, психология личности и психофизиология); научно-прикладная (психология труда, инженерная, творчества, спорта, военная, экономическая, возрастная и педагогическая); практическая (психологическая служба семьи и социальной защиты населения, системы образования, охраны здоровья, политической деятельности, экономики и бизнеса, армии, спорта). Метод – способ организации чего-либо. Методы: 1) познавательные, исследовательские: организационные (анализ), эмпирические (наблюдение и эксперимент, беседа, опрос), методы обработки (количественные и качественные), методы интерпретации и выводов (сравнение с гипотезой, формулирование закономерностей) 2) методы активного психологического влияния: методы психологической консультации (цель – оказать человеку психологическую помощь), коррекции (преодоление определённых отклонений в поведении, деятельности человека), тренинга (упражнения, деловые игры), социально-психологического тренинга, терапия и реабилитация (оздоровительное влияние на человека для нормализации его психического состояния). Задания: повышение психологической культуры отдельного человека и всего общества; улучшение качества жизни, психического здоровья человека; повышение уровня учебной и профессиональной деятельности, общественного поведения

3. Феноменологія та структура особистості

Личность – индивид с социально обусловленной системой высших психических качеств, что отражается в привлечении человека к конкретным общественным, культурным, историческим отношениям. Структура личности: социально-психолого-индивидуальный компонент: общение; направленность; характер; самосознание; опыт; интеллектуальные процессы; психо-физиологические качества; деятельностный компонент: потребностно-мотивационный компонент, информационно-познавательный, целеобразующий, результативный, эмоционально-чувственный; генетический компонент: способности, задатки.

4. Поняття про увагу та її природа. Види уваги

Внимание – психическое состояние, которое состоит в сосредоточённости и направленности субъекта на объектах познания. Функции: торможение ненужных раздражителей; помогает целенаправленно сосредоточиться; помогает сосредоточиться на долгое время. Природа внимания – в основе внимания лежат процессы возбуждения и торможения определённых частей центральной нервной системы (ЦНС). Эти процессы взаимодействуют между собой по законам индукции (один процесс заменяет другой). Виды внимания: по организации: непроизвольное (без влияния сознания); произвольное (с помощью сознания); послепроизвольное (сначала сознательно, а потом непроизвольное); по месту расположения раздражителя: внешнее (внешняя часть головного мозга); внутреннее (внутренняя часть головного мозга); по количеству субъектов познавательной деятельности: индивидуальное, групповое. Свойства внимания: объём (количество объектов познания), концентрация (уровень сосредоточённости субъекта на объектах познания), распределение (равномерное сосредоточение субъекта на нескольких объектах познания), переключение (целенаправленный перенос индивидом сосредоточённости с одного объекта на другой), стойкость (длительность сосредоточённости субъекта на объектах познания).

5. Відчуття та сприймання, їх види та властивості

Ощущение – психический процесс, который состоит в отображении субъектом свойств и качеств объективной действительности при их непосредственном влиянии на органы чувств. Виды: по виду анализатора: тактильные (прикосновение), слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые: по месту размещения раздражителя: интероцептивные, пропреоцептивные, экстероцептивные. Свойства: модальность (качественная характеристика ощущений (у одного слух лучше у другого хуже)), интенсивность (количественные характеристики (сила раздражителя и особенности состояния рецепторов)), локализация раздражителя в определённом месте (ощущение определяет место нахождения влияния раздражения на живой организм), эмоциональность (вовремя ощущения осуществляется не только усвоение определённых знаний но и переживания), контраст (смена интенсивности и качества ощущений под влиянием предыдущего или сопровождающего раздражителя).

Восприятие – психический процесс который состоит в целостном отображении субъектом предметов и явлений окружающей действительности при их непосредственном влиянии на органы чувств, это более сложный процесс чем ощущение. Виды: по доминирующему анализатору: слуховые зрительные, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные; по объекту восприятия: восприятие пространства (форма, величина, глубина, удалённость предметов), восприятие времени (продолжительность и последовательность определённых событий и явлений), восприятие движения (скорость и направление движения предметов в пространстве). Свойства: предметность (отнесение информации поступающей из вне к определённому предмету), целостность (создание собственного образа предмета из определённых его качеств), структурность (способность определять отдельные структурные элементы предмета), константность (процесс восприятия относительно постоянный, особенно относительно формы, цвета, величины независимо от условий), осознанность (смысл значения ценности объекта для себя), апперцепция (учёт предыдущего опыта во время восприятия), избирательность (выбор лишь ценных и значимых для себя объектов)

6. Визначення пам’яті, її основні теорії. Види та процеси пам’яті.

Память – это психический процесс который состоит в запоминании, сохранении и воспроизведении информации, которая влияла на субъекта в прошлом. Теории: физиологическая – создание временных нервных связей, то есть процесс формирования условных рефлексов или индивидуального опыта; психическая – в основе памяти лежат ассоциативные связи. Ассоциация – субъективный психический образ связей между предметами, явлениями и их свойствами; физическая – прохождение нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя физический след, то есть происходят механические и электрические изменения в синапсе (нервные окончания), именно эти изменения облегчают следующее прохождение импульсов по предыдущему пути, иначе говоря повторное получение информации обеспечивает запоминание; биохимическая – первый уровень – под влиянием информации происходит недолговременная электрохимическая реакция, которая содействует физиологическим изменениям в клетках и характеризуется кратковременным запоминанием (от нескольких секунд до нескольких минут). Второй уровень – сопровождается образованием новых белковых веществ (протеинов) и характеризуется долговременным запоминанием. Химическая – носители памяти гены (ДНК). Под влиянием раздражителя осуществляется перегруппирование этих белковых молекул.

Виды: по наличию воли: произвольная и непроизвольная; по времени: кратковременная, долгосрочная, оперативная; по характеру психической активности: двигательная, эмоциональная, словесно-логическая, образная. Процессы: запоминание (закрепление новой информации путём сознания её связи с уже имеющейся); сохранение (использование субъектом информации в его практической жизнедеятельности); воспроизведение (актуализация образов прошлого и переход их из долговременной памяти в оперативную); забывание (не использование ненужной неактуальной информации).

 

7. Поняття мислення, види мислення, мисленнєві дії та операції

Мышление – психический процесс сознательного и обобщённого отображения индивидом связей между предметами, явлениями их свойствами, качествами, находящихся в объективной действительности. Виды: по характеру деятельности человека: техническое, научное, художественное; по характеру психической активности и по содержанию заданий: конкретно-действенное (мышление параллельно с действием), наглядно-образное (одновременное наблюдение и мышление), абстрактно-логическое (не зависит от внешних факторов). Мыслительные операции: анализ (разложение объекта познания на составные части для дальнейшего изучения каждой из них отдельно), синтез (установление связей между составными частями объекта), сравнение (сопоставление предметов, их сходств и различий), обобщение (объединение объектов по общим признакам), систематизация (объединение объектов по общи существенным признакам), абстрагирование (отделение существенных признаков от несущественных и оперирование ими в определённой ситуации).

8. Емоційно-вольва сфера особистості

Чувства – психическое состояние, в котором отображены субъективные отношения индивида к окружающим людям. Виды: по содержанию: моральные, интеллектуальные, эстетические; по силе: страсти и увлечения. Виды проявления чувств: стресс (появляется в напряженной обстановке, бывает положительный и отрицательный – нарушение познавательных процессов), настроение (состояние которое сопровождает человека долгое время, может быть сознательным и несознательным, положительным и отрицательным), аффект (состояние характеризующееся максимальной силой. Деятельность головного мозга ослабевает, увеличивается роль подкорки – человек не может контролировать свои действия), фрустрация (состояние человека, характеризующееся постоянным нарастанием отрицательного отношения к жизни, возникает при неудовлетворении жизненных актуальных потребностей).

Воля – сознательная регуляция человеком своей деятельности, которая состоит в способности достичь цели, преодолевая как внешние так и внутренние преграды. Структура волевого акта: влечение (отображение непосредственно чувственного проявления потребностей), желание (осознание стремления что либо сделать с конкретным объектом), хотение (осознанная программа реализации собственных потребностей)

9. Індивідуально – психологічні особливості особистості (темперамент, характер, здібності)

Темперамент – индивидуальная особенность, которая проявляется в силе и скорости психических процессов. Типы темперамента: холерик (быстрый, неуравновешенный), сангвиник (быстрый, уравновешенный), флегматик (медленный, уравновешенный), меланхолик (медленный, неуравновешенный)

Характер – совокупность стойких индивидуальных свойств человека, которые проявляются в его деятельности и труде. Типы акцентуации ( крайние варианты нормы характера ) характера: интровертный (замкнутость, осложнение в общении), экстравертный (жажда общения и деятельности, болтливость, поверхностность), неуправляемый (импульсивность, конфликтность, подозрительность), неврастеничный (болезненное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость), сензитивный (чрезмерная чувствительность, боязливость, стеснительность, впечатлительность), демонстративный (эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к себе, сочувствии)

Способности – врожденная предрасположенность к какому – либо виду деятельности. Человек рождается с определёнными генетическими, анатомо-физиологическими особенностями, на основе которых при определённых социальных условиях в процессе деятельности и общения формируются способности личности.

10. Психологічний аналіз діяльності людини

Деятельность – одна из наиболее общих форм целостного выявления активности личности как субъекта. Составные части деятельности: мотив-деятельность (без мотива не бывает деятельности), цель-действие (деятельность не существует иначе как в форме действий), задача-операция (задача – это локальная цель, способы её осуществления называются операциями) операция–функциональная физиологическая система (в процессе овладения человеком операциями формируются специфические функциональные системы – мозговые структурные новообразования). Признаки действий: вид деятельности; содержанием и способом исполнения деятельности; соотношения предметного и умственного плана (графические, предметно-пространственные); уровнем осознания целей (импульсивные, сознательные, волевые); особенностями целей (двигательные, умственные, коммуникационные); особенностями предмета деятельности (предметно-практические, предметно-умственные, знаково-практические, знаково-умственные); нормативностью-поисковостью (репродуктивные, стандартные, полупоисковые, творческие)

 

11. Спілкування

Общение – средство передачи общественного опыта, в процессе которого субъективный мир одного человека раскрывается для другого, происходит взаимный обмен деятельностью, интересами, чувствами и т.д. В общении человек формируется и самоопределяется, выявляя свои индивидуальные особенности. Результат общения – налаживание определённых отношений с другими людьми. Функции общения: информационно-коммуникативная (формирование, передача и приём информации); революционно-коммуникативная (регуляция поведения (как собственного так и других людей)); аффективно-коммуникативная (общение влияет на эмоциональное состояние человека). Виды общения: коммуникативное (обмен информацией) – вербальная (словами) и невербальная (мимика, жесты); интерактивное (взаимодействие людей); перцептивное (понимание человека человеком).

12. Міжособистісні стосунки

Межличностные отношения – совокупность объективных связей и взаимодействий между людьми, принадлежащему к определённой группе. Характерная особенность межличностных отношений – ярко выраженная эмоциональная окраска. Главный регулятор глубины, неповторимости межличностных отношений – привлекательность одного человека для другого. Привлекательность состоит из чувств симпатии – антипатии и притягательности. В процессе межличностных отношений происходит взаимовлияние людей. Механизмы взаимовлияния: имитация (ненаправленное влияние, которое не ставит перед собой специальные цел, но имеет конечный эффект и является простейшей формой отображения человеком поведения других людей), навеивание (некритическое наследование образцов поведения другого человека), конформность (процесс сознательного изменения оценок, установок, поведений под влиянием группы), убеждение (процесс сознательного принятия оценок, мыслей и стереотипов поведения, принадлежащих группе)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.