Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выпускная квалификационная работа

Юридический колледж

Международной полицейской ассоциации

Карельский филиал

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

«Розыск лиц, подозреваемых в совершении преступлений, как
направление оперативно-розыскной деятельности полиции»

 

 

 

Студентки 3 курса Специальности 031001 Правоохранительная деятельность     Голубева Марина Сергеевна  
Руководитель работы   Рубина Инна Евгеньевна
       

 

Петрозаводск

2015 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИе……………………………………………………………………......3

ГЛАВА 1. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...........................................................................................................5

1.1. Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности …….......5

1.2. Принципы и правовая основа оперативно-розыскной

деятельности…………………………………………………………….……...9

ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ПОЛИЦИИ ПО РОЗЫСКУ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЛИЦ: ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ………..............................................................................15

2.1. Организационные основы розыскной работы полиции, розыск скрывшихся подозреваемых …………………………………….…………15

2.2. Проблемы осуществления полицией розыска лиц, подозреваемых в совершении преступления, и пути их решения ………………………......21

ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РОЗЫСКА ЛИЦ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ……………………………………..…27
3.1. Понятие и правовые основы международного розыска преступников…………………………………………………………………….27
3.2. Понятие, сущность и правовая основа международного сотрудничества......................................................................................................31
3.3. Современные проблемы международного розыска и пути решения....37

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….........52

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В наше время большое значение имеет борьба с правонарушениями и преступностью.

Оперативно-розыскная деятельность является важнейшим элементом в работе правоохранительных органов. Именно с её помощью решаются задачи борьбы с опасными формами преступности.

Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Так же розыскная работа является важнейшим направлением деятельности по борьбе с международной преступностью, которая невозможна без международного сотрудничества. Международный розыск – это комплекс розыскных, информационно-справочных и других мероприятий, осуществляемых Национальным Центральным бюро Интерпола на территории государств участников Международной организации уголовной полиции.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере деятельности полиции по осуществлению оперативно-розыскной деятельности как внутри государства (далее – ОРД), так и осуществление международного розыска.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты Российской Федерации, а именно: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, международные договоры, федеральные законы, постановления Государственной Думы, указы Президента Российской Федерации и другие источники.

Цель работы заключается в исследовании организационно-правового регулирования розыска лиц, подозреваемых в совершении преступлений, как направления оперативно-розыскной деятельности полиции в Российской Федерации.

Исходя из цели, необходимо решить следующие основные задачи:

1) Рассмотреть понятие, сущность, принципы и правовые основы оперативно-розыскной деятельности.

2) Исследовать организационные основы розыскной работы полиции.

3) Установить проблемы осуществления оперативно-розыскной деятельности полицией, предложить возможные пути их решения.

4) Раскрыть понятие и правовые основы международного розыска и сотрудничества.

5) Выявить современнее проблемы международного розыска и предложить возможные пути их решения.

Основными методами исследования являются анализ и синтез.

Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. Во введении обозначены цель и задачи работы, раскрыт предмет и объект исследования. В первой главе раскрыты общие положения об оперативно-розыскной деятельности, вторая глава посвящена розыскной деятельности полиции и проблемам розыска, а третья глава позволила выявить сущность понятия и основы международного розыска, сотрудничества государств, а также проанализированы современные проблемы международного сыска, предложены возможные пути их решений. В заключении содержатся выводы и основные итоги исследования.

 

ГЛАВА 1. Оперативно-розыскная деятельность

как вид правоохранительной деятельности в Российской Федерации

 

1.1 Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности

 

Согласно федеральному закону оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[1].

Оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД) – это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридически значимой.

ОРД можно назвать разновидностью деятельности государства. Только РФ в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти может наделять правом осуществлять орд каких либо субъектов, возлагать на них определённые обязанности и осуществлять контроль над реализацией законодательных норм в ОРД [2].

По своей сути ОРД направлена на:

¾ выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

¾ осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

¾ добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

Целью ОРД, как видно из законодательного определения, является защита от преступных посягательств трех основных ценностей: жизни, здоровья, прав и свобод личности; собственности, а также обеспечение безопасности общества и государства. Таким образом, приоритет в целях законодатель отдает правам и свободам личности. Именно положение ст. 2 Конституции Российской Федерации гласят, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью[3].

Пресечение преступлений означает лишение лица реальной возможности завершить начатое преступление, довести его до конца, не допустить вредных последствий. Решение задачи пресечения преступлений в ОРД, как правило, связано с задержанием лица с поличным в момент приготовления или покушения на противоправное деяние. Пресечению преступлений в большинстве случаев предшествует решение задачи по выявлению лица, его замышляющего или подготавливающего, и она реализуется в том случае, если невозможно предупредить заранее планируемое деяние.

Целью ОРД является также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В свою очередь под жизненно важными интересами законодатель понимает совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства[4].

Под обеспечением безопасности (общества и государства) следует понимать организацию и реализацию системы мер (различного характера, включая оперативно-розыскные) с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию и развитию России. Таким образом, общество и государство — очередной важнейший объект защиты в ОРД. Кроме того, с помощью возможностей ОРД государство осуществляет защиту от преступных посягательств собственности (собственность — экономическая категория, отражающая право владения имуществом). В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Собственность любого законного владельца — важнейший объект защиты в ОРД [5].

Таким образом, цели, задачи ОРД и способы их достижения определяют ее положение в системе государственных мер борьбы с преступностью. Современную борьбу с преступностью, в которой участвуют оперативные службы, нельзя представлять только как совокупность конкретных мероприятий по предотвращению и раскрытию преступных проявлений. Данный процесс представляет собой сложный комплекс социально-экономических, правовых, административных и иных мер, осуществляемых всеми государственными органами. Важное место в этом комплексе занимает оперативно-розыскная деятельность [6].

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно - розыскной деятельности» (далее – ФЗ «Об ОРД»)[7].

Одной из наиболее характерных черт ОРД является сочетание гласных и негласных способов ее осуществления. Под гласной следует понимать деятельность, в ходе которой должностные лица оперативного подразделения открыто (гласно) представляют интересы соответствующего правоохранительного органа, не скрывая своих целей. К негласной деятельности относятся действия субъектов ОРД, при которых они скрывают свою принадлежность к правоохранительным органам либо осуществляют их в тайне от окружающих граждан и, прежде всего, от лиц, причастных к преступлениям.

Не менее важной отличительной чертой ОРД является то, что она может осуществляться лишь специально уполномоченными субъектами. К таким субъектам относятся оперативные подразделения государственных правоохранительных органов, перечень которых закреплен в ст. 13 ФЗ «Об ОРД». Этот перечень включает в себя органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы Российской Федерации, службу внешней разведки Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, а также вновь созданные органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Каждый субъект ОРД наделен кругом своих полномочий, обусловленных, во-первых, их ведомственной принадлежностью и, во-вторых, внутриведомственным разделением функций. Полномочия оперативных подразделений различных правоохранительных органов зависят, прежде всего, от их уголовно-правовой компетенции, т. е. перечня преступлений, предупреждением и раскрытием которых они обязаны заниматься, а также кругом основных задач, определенных в правовых актах, регламентирующих деятельность этих органов.

Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О полиции» (далее – ФЗ «О полиции»), основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда и без вести пропавших граждан [8].


1.2 Принципы и правовая основа оперативно-розыскной деятельности

 

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Принцип — это основа, начало общественного явления, в частности отрасли права или вида деятельности. Принципы ОРД — это руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД, и отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД. Значение принципов ОРД состоит в том, что именно в принципах находит свое выражение сущность этого вида государственной юридической деятельности. Причем определение данных принципов имеет не только теоретико-познавательное, но и прикладное значение[9].

В ст. 3 ФЗ «Об ОРД» закреплены четыре основных принципа оперативно-розыскной деятельности. Первым двум из них законодатель дал определение конституционных, т. е. основанных на конституционных нормах, развивающих и конкретизирующих их.

По степени конкретизации различают следующие принципы ОРД:

· определенные законодателем — законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств (ст. 3 ФЗ «Об ОРД»)[10];

· выработанные оперативно-розыскной практикой и обоснованные наукой (их также выводят из норм законодательства в области ОРД путем толкования) — вневедомственный (внешний) контроль, гуманизм, оперативность (наступательность), применение конфидентов, соразмерность оперативно-розыскного воздействия (реагирования).

По широте распространения различают принципы ОРД, характерные для:

· всей правоохранительной деятельности — законность, гуманизм, соблюдение прав человека и гражданина, равенство перед законом, вневедомственный контроль;

· деятельности по борьбе с преступностью — всесторонность, полнота и объективность производства дела; осуществление только уполномоченными на то субъектами; сочетание гласности и негласности; соразмерность реагирования;

· сыскной деятельности — конспирация, наступательность, сочетание гласных и негласных сил, средств и методов [11].

Принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина традиционно относятся к общеправовым принципам, т. е. характерным для всех отраслей права. Их закрепление в законе обусловлено, во-первых, специфичностью правовых основ ОРД, до недавнего времени регламентировавшейся только ведомственными нормативными актами, а во-вторых, тем, что сущность ОРД предполагает некоторые ограничения конституционных прав и свобод граждан, попавших в ее сферу.

Принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств неизвестны другим отраслям права, поэтому их традиционно относят к специальным (отраслевым) принципам оперативно-розыскной деятельности[12].

Принцип законности заключается, прежде всего, в безусловном и точном соблюдении норм Конституции РФ, исполнении законов и иных нормативных актов, регламентирующих ОРД, всеми должностными лицами органов, ее осуществляющих.

Принцип законности получил закрепление не только в ст. 3 ФЗ «Об ОРД», но и в ряде других статей. В частности, ст. 5 запрещает осуществлять ОРД для решения задач, не предусмотренных законом; ст. 6 предусматривает возможность изменения или дополнения приведенного перечня оперативно-розыскных мероприятий только в законодательном порядке; ст. 8 определяет условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), ограничивающих конституционные права граждан, и т. д [13].

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ[14].

Уважение прав и свобод означает их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям. Конечная цель ОРД, как уже отмечалось ранее, - защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина.

Соблюдение прав и свобод означает, с одной стороны, установление четкой законодательной процедуры проведения ОРМ, ограничивающих наиболее существенные конституционные права граждан (ст. ст. 8 и 9 ФЗ «Об ОРД»), а с другой - регламентацию порядка восстановления нарушенных прав. Таким образом, указанный принцип материализуется также в ряде статей закона[15].

Правовая основа ОРД есть базовая, фундаментальная часть правового регулирования посредством нормативных правовых актов общественных отношений в ОРД. Правовая основа ОРД — это совокупность основных законодательных и иных нормативных правовых актов в области ОРД.

Законодательно-правовая основа ОРД определена в ст. 4 ФЗ «Об ОРД».

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон об ОРД, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий [16].

Согласно ст. 4 ФЗ «Об ОРД» содержание правовой основы ОРД составляют:

· Конституция РФ (ст. 2, 17, 19, 23, 25, 46, 49, 55 и др.) и федеральные конституционные законы. Так, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15). Конституционное положение о прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению ОРД. В главе 2 определяются основные права и свободы человека и гражданина, составляющие основу правового статуса личности в России. В частности, согласно ч. 2 ст. 23 каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В ст. 25 Конституции РФ изложено предписание о том, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (именно о таких случаях возможных ограничений прав граждан говорится применительно к ОРД). Причем права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см. ч. 3 ст. 55). Вместе с тем Конституцией РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (см. ч. 1 ст. 46).

· собственно ФЗ «Об ОРД», который играет роль ядра правовой основы; другие федеральные законы. Их перечень носит открытый характер и может пополняться новыми законодательными актами. Выделяют законы, действие которых распространяется на все оперативно-розыскных органы (в частности, в их число включены Уголовный кодекс [17](далее - УК), Уголовно-процессуальный кодекс[18] (далее - УПК), Закон РФ «О государственной тайне»[19], ФЗ «О прокуратуре»[20], ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[21]) или только на отдельные (например, ФЗ «О полиции»[22], ФЗ «О Федеральной службе безопасности»[23]).

· нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Ими являются акты Президента РФ (например, Указ «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств»[24]), представительного и законодательного органа России (палат парламента). Правительства РФ (например: «Положение об изъятии или о замене перемещаемых через таможенную границу РФ товаров при осуществлении контролируемой поставки»[25],);

· нормативные правовые акты органов, осуществляющих ОРД. Эти акты должны издаваться в пределах полномочий оперативно-розыскных органов; приниматься в соответствии с законодательством России; регламентировать организацию и тактику проведения ОРМ. Кроме того, те нормативные акты данной группы правовой основы ОРД, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте России[26].

 

ГЛАВА 2. Полномочия полиции по розыску подозреваемых в совершении преступления лиц: проблемы обеспечения и пути их решения

 

2.1 Организационные основы розыскной работы полиции,

розыск скрывшихся преступников

 

Термин «розыск» получил свое закрепление как один из видов полицейского дознания, основанного на тайных методах расследования, включающих в себя словесные расспросы, негласное наблюдение, а также другие допустимые меры по установлению преступников, т. е. по своему содержанию он был весьма близок современному понятию ОРД.

В настоящее время розыскная работа является самостоятельным направлением деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел и включает в себя не только обнаружение разыскиваемых лиц, но и установление личности неизвестных граждан, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного исчезновения.

Розыскная работа детально регламентируется нормативными актами как законодательного, так и подзаконного уровня.

Важным элементом правовой основы розыскной работы является уголовно-процессуальное законодательство, в котором закреплены основания для розыска скрывшихся от следствия и суда обвиняемых.

Подразделения криминальной милиции осуществляют розыск и установление личности следующих категорий разыскиваемых лиц:

· скрывшихся от дознания, следствия и суда;

· совершивших побег из-под стражи;

· уклонившихся от исправительных работ;

· пропавших без вести;

· несовершеннолетних, ушедших из дома, школ-интернатов, детских домов, бежавших из приемников-распределителей и специальных образовательных учреждений;

· психически больных, ушедших из дома или медицинского учреждения;

· утративших связь с близкими родственниками;

· лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведений;

· погибших (умерших) граждан по неопознанным трупам[27].

В зависимости от территориальных границ осуществления розыскных мероприятий розыск делится на четыре основных вида: местный, федеральный, межгосударственный и международный.

Местный розыск - это вид розыска, проводимого в основном в пределах территории одного субъекта Федерации по месту его объявления, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов используется локально. При этом не исключается возможность проведения отдельных розыскных мероприятий за пределами территориальной юрисдикции инициатора розыска им самим либо по его письменному заданию оперативными подразделениями других правоохранительных органов.

Федеральный розыск - это вид розыска, проводимого на территории всей Российской Федерации, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов правоохранительных органов используется централизованно. Федеральный розыск начинается в случаях, когда возможности местного розыска исчерпаны либо разыскиваемое лицо представляет повышенную общественную опасность.

Межгосударственный розыск - это вид розыска, направленный на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициатора розыска), но на территории государств-участников СНГ, при котором используются сигнальные системы всех оперативно-справочных учетов информационных центров и адресных бюро МВД стран Содружества.

Международный розыск - это вид розыска, направленный на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами Российской Федерации, в котором принимают участие правоохранительные органы зарубежных стран, через посредничество Национального центрального бюро (далее - НЦБ) Интерпола при МВД России.

Под скрывшимися лицами понимаются подозреваемые, обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из изолятора временного содержания, из-под конвоя милиции, из зала судебного заседания, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учереждений, следственного изолятора, из-под конвоя, а также уклонившиеся от исправительных работ — после принятия судом решения о замене исправительных работ другими видами наказания.

Розыск скрывшихся лиц начинается с проведения первоначальных проверочных и поисковых мероприятий, направленных на обнаружение и физическое задержание разыскиваемых. В зависимости от категории разыскиваемых и обстоятельств их сокрытия от правоохранительных органов первоначальные мероприятия по розыску могут осуществляться в безотлагательном либо обычном порядке.

В обычном порядке осуществляются первоначальные мероприятия по розыску подозреваемых, обвиняемых, скрывшихся от следствия, в отношении которых была избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы. Этот порядок предполагает активное участие в розыске следователей и дознавателей, в производстве которых находится уголовное дело. При этом следует иметь в виду, что неявка подозреваемого и обвиняемого по вызову или отсутствие его по месту постоянного проживания еще не являются основанием для вывода о сознательном уклонении от следствия или суда. В таких случаях необходимо удостовериться, что отсутствие подозреваемого или обвиняемого вызвано умышленным уклонением от привлечения к уголовной ответственности.

При подтверждении факта уклонения от следствия и неизвестности местонахождения подозреваемого или обвиняемого следователь (дознаватель) проводит необходимые следственные действия, направленные на его обнаружение (допросы близких родственников и сослуживцев, обыски и осмотры его жилища); накладывает арест на его почтово-телеграфную корреспонденцию; обобщает и анализирует имеющиеся в уголовном деле сведения о личности скрывшегося лица, собирает дополнительные данные о его возможном местонахождении. В соответствии с УПК при наличии оснований принимается процессуальное решение об объявлении розыска подозреваемого или обвиняемого и в необходимых случаях изменяется мера пресечения. Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий постановлений о привлечении в качестве подозреваемого или обвиняемого, об избрании меры пресечения, справки о личности разыскиваемого не позднее трех дней передается через канцелярию в розыскное подразделение правоохранительного органа. Поручение розыска розыскному подразделению не освобождает следователя (дознавателя) от процессуального участия в розыске обвиняемого.

После проведения первоначальных проверочных мероприятий не позднее 10 суток с момента поступления в розыскное подразделение постановления о розыске подозреваемого или обвиняемого кроме случаев, не терпящих отлагательства, принимается решение о заведении розыскного дела.

Розыскное дело является одним из видов документационного обеспечения управления, заведение которых предусмотрено ст. 10 ФЗ «Об ОРД»[28]. Оно служит для накопления информации о ходе и результатах розыска, ее анализа, систематизации, планирования работы, а также контроля за ее законностью и эффективностью. В нем сосредоточиваются уголовно-процессуальные документы, являющиеся юридическим основанием для объявления розыска и осуществления ОРМ; общие планы работы по розыскному делу и частные планы решения отдельных тактических задач; справки об их выполнении; материалы служебной переписки и другие оперативно-служебные документы.

О заведении розыскного дела выносится постановление, которое утверждается руководителем территориального правоохранительного органа. Одновременно заполняются предусмотренные ведомственными нормативными актами учетно-регистрационные документы на разыскиваемое лицо, включающие в себя статистическую и розыскную карточки, информационно-поисковую и опознавательную карты, а также сторожевой листок. Все учетно-регистрационные документы направляются в информационный центр МВД, УВД субъекта РФ, а сторожевые листки помещаются в картотеке адресного бюро паспортно-визовой службы.

При заведении розыскного дела составляется план мероприятий, являющийся организационной основой работы в период местного розыска. План розыскных мероприятий утверждается руководителем правоохранительного органа. В плане работы по розыскному делу должны быть сформулированы розыскные версии о предполагаемом месте пребывания разыскиваемого, указаны необходимые общепоисковые мероприятия и конкретные мероприятия по проверке каждой выдвинутой версии. Общепоисковые мероприятия, планируемые по любому розыскному делу, должны включать в себя:

· опрос родственников, знакомых, соседей и сослуживцев разыскиваемого лица с целью установления мест возможного нахождения, маршрутов движения, связей, примет, характеристики личности;

· информирование о розыске бюро ЗАГС по месту рождения и последнего жительства скрывшегося подозреваемого или обвиняемого, куда он может обратиться с просьбой об изменении фамилии, о получении копии свидетельства о рождении, браке, разводе и т.д.;

· сообщение в отдел кадров по месту последнего места работы — для внесения отметки о розыске в его личное дело;

· извещение военкомата о розыске подозреваемого или обвиняемого с целью воспрепятствования снятия его с воинского учета без уведомления об этом оперативно – розыскных органов (далее – ОРО)

· получение фотографий, образцов почерка, установление группы крови разыскиваемого;

· направление розыскных ориентировок в ОРО, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемых;

· направление заданий в спецприемники для административно арестованных и приемники-распределители с целью выявления разыскиваемых среди задержанных лиц;

· ориентирование работников специальных оперативно-поисковых групп о приметах разыскиваемых;

· истребование дактилоскопических карт с отпечатками пальцев рук или иной идентификационной информацией, имеющейся в информационных центрах правоохранительных органов;

· использование конфиденциального содействия граждан, располагающих необходимой для розыска информацией;

· проведение необходимых ОРМ, предусмотренных ФЗ об ОРД;

· в необходимых случаях внесение предложений о наложении ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, поступающую в адрес разыскиваемого, его родственников или иных связей.

Исполнение розыскных заданий организуется немедленно по их получении и ответ инициатору розыска направляется не позднее 10 суток с момента получения задания. При невозможности выполнения розыскного задания в указанные сроки инициатору розыска направляется предварительный ответ, в котором сообщается о принятых мерах, их результатах и сроках завершения исполнения задания.

Международный розыск объявляется в том случае, если в результате проведенных ОРМ получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы РФ, либо достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами РФ, либо получена информация о намерении разыскиваемого выехать за рубеж с деловой или другой целью.

По общему правилу, лицо объявляется в международный розыск после либо одновременно с объявлением федерального розыска. Однако при наличии достоверных сведений о выезде разыскиваемого лица из РФ международный розыск может объявляться незамедлительно с одновременным объявлением федерального розыска.

 

2.2 Проблемы осуществления полицией розыска лиц, подозреваемых в совершении преступления, и пути их решения.

 

Существует неразрывная связь морально-этических и правовых основ оперативно-розыскной деятельности. Взгляды, ценности, идеалы и убеждения отражены в нормах-принципах работы органов полиции, закреплённых в ФЗ «Об ОРД». Морально-этические нормы и правила предопределяют и требования к нравственным качествам личности сотрудников. Однако не всегда сотрудники уголовного розыска придерживаются данным нормам.

Совершенно очевидно, что морально-этичес­ким критерием здесь выступает не пресловутая целесообразность, когда цель оправдывает сред­ства, а интересы человека и государства в самых разнообразных отношениях. Вот почему в центре внимания находятся проблемы не только обосно­вания благородства целей, но и определения спе­циальных (оперативно-розыскных) средств их дос­тижения. Государство, оправдывая и допуская такие средства, даже средства ограничения консти­туционных прав, оценивает их морально правовые свойства, прежде всего, с точки зрения защиты лич­ности законопослушных граждан, общества, государственных интересов, при строгом определении правовых оснований и только при выполнении конкретных условий (ст. 7, 8 ФЗ «Об ОРД»).

Данная идея нашла прямое отражение в дей­ствующей Конституции РФ, предусмотревшей воз­можность ограничения прав и свобод человека «в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

Оперативно-розыскная деятельность должна отвечать требованиям морали, как и любая другая государственная деятельность, направленная на защиту человека и гражданина. Поэтому для дос­тижения благих идеалов, правых целей должны быть избраны и соответствующие средства.

Определение грани между неприкосновеннос­тью частной жизни и обоснованными, необходи­мыми ее ограничениями специальными (в данном случае оперативно-розыскными) средствами, — это ключевая и теоретическая, и практическая про­блема, актуальная для всех государств, ведущих активную борьбу с преступностью. И совершенно очевидно, что этот вопрос не может быть разре­шен никакими декларациями единовременно и навсегда. Об этом свидетельствуют и непрекращающиеся дискуссии вокруг вопросов правомерного и неправомерного ограничения прав и свобод че­ловека и гражданина вообще и в сыскной (опера­тивно-розыскной) деятельности в частности.

Поведение сотрудника при выполнении своих служебных обязанностей нормативно возведено в принцип работы полиции. В частности, сотрудник полиции при осуществлении служебной деятель­ности не должна быть связан решениями полити­ческих партий, общественных и религиозных объе­динений. Он должен проявлять уважение к нацио­нальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этни­ческих и социальных групп, религиозных органи­заций, способствовать межнациональному и меж­конфессиональному согласию.

Сотрудник полиции на службе, а также во вне­служебных отношениях должен воздерживаться от любых действий, которые могут опорочить его достоинство, вызвать сомнение в его беспристраст­ности или подорвать авторитет полиции (ст. 7 ФЗ «О полиции»)[29].

Совершенно очевидно, что действия оператив­ного работника должны быть понятны и поддержи­ваемы гражданами, а защита прав потерпевших дол­жна быть приоритетной по отношению к правам пре­ступников, чего, к сожалению, не наблюдается в со­временном уголовно-процессуальном законодательстве. Вместе с тем, используя свои полномочия в строгом соответствии с законом, оперативный ра­ботник должен признавать и за нарушителем права человека и гражданина, и в случае если он (наруши­тель) полагает, что его права и законные интересы ущемлены, то обязан принять все меры, указанные в законе, для соответствующего удовлетворения правопритязания.

Следует иметь в виду и то, что в любой профес­сиональной деятельности, в том числе и оператив­но-розыскной, существует феномен профессио­нальной деформации. В оперативно-розыскной дея­тельности проблема эта обостряется тем, что не­редко сопряжена с искажением правового созна­ния, с правовым нигилизмом и другими негативны­ми свойствами. Это чаще всего проявляется в без­действии или халатном отношении к своим обязан­ностям, в произвольном толковании нормативно­ правовых предписаний, убежденности в непогре­шимости собственных действий. Крайне опасные формы — совершение преступлений с использо­ванием своих служебных полномочий, сращивание с преступными элементами, коррумпированность.

Одним из путей преодоления профессиональной деформации является именно изучение морально-нравственных аспектов личности и должного поведения сотрудников с последующим позитивным воздействием[30].

Также наиболее чётко стоит проблема профессионализма работников уголовного розыска, что очень влияет на результат проведения ОРМ.

Деятельность сотрудников уголовного розыска относится к разряду наиболее сложных: изучение оперативной обстановки, разработка плана специ­альных мероприятий, участие в операциях по задер­жанию вооруженного преступника, работа с пред­ставителями общественности — везде проявляются различные стороны профессиональной подготовлен­ности человека. Большое значение профессиональ­ные и психологические факторы имеют в предстоя­щей служебной деятельности и выпускников вузов МВД, в которой субъекты деятельности должны наиболее полно отражать, познавать объект, при­нимать в различных условиях правильные решения и доводить их до исполнения. Допущение ошибок в этом виде деятельности может вызвать значитель­ные отрицательные последствия.

В связи с этим нельзя не сказать о повышенной психической напряженности, которая непосред­ственно влияет на профессиональную готовность в процессе служебной деятельности. Эмоциональное напряжение (стресс) возникает в сложных или опас­ных для осуществления деятельности ситуациях. Психологи установили, что при столкновении чело­века с резким изменением привычной ситуации, ус­ловиями повышенной ответственности за свою ра­боту, дефицитом времени, трудностью решаемых задач, опасностью для жизни и прочим неминуемо возникает психическое состояние повышенного эмо­ционального напряжения. Оно вызывает активиза­цию всего организма и влияет непосредственно на профессиональную готовность в экстремальных си­туациях. Все названные условия, вызывающие состо­яние повышенной психической и физической напря­женности, характерны для оперативной работы, однако их воздействие на сотрудника может быть различным, вызывая прекращение или активизацию деятельности.

Профессионально-прикладная подготовка — часть обучения в профессиональном учебном заве­дении, в процессе которой учащийся получает не­обходимые для профессиональной деятельности на­выки и умения, а также специальные практические занятия. Профессионально важные качества — ин­дивидуальные качества субъекта деятельности, вли­яющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К ним относятся: индивидуально-типо­логические свойства нервной системы (сила возбу­дительного и тормозного процесса, их уравновешен­ность, подвижность); психомоторные свойства (сила, скорость, выносливость, точность, ритмич­ность движений); объем памяти, скорость запоминания, прочность запоми­нания; мыслительные свойства — гибкость мысли­тельных процессов, скорость, глубина мышления[31].

Успешное осуществление сотрудниками уголовно­го розыска (далее - оперативный работник) борьбы с преступностью предполагает наличие у них особых, су­губо им присущих эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств, содержание которых определяется характером и особенностями выпол­няемой ими деятельности при применении личного сыс­ка. Эта деятельность имеет специфический разведыва­тельно-поисковый характер, так как основными компо­нентами ее являются установление сведений о замыслах и действиях преступников, отыскание (обнаружение) лиц, подготавливающих или совершивших преступления.

Оперативные работники сталкиваются с разнообраз­ными жизненными ситуациями, явлениями, устанавли­вают психологический контакт с людьми, имеющими разные характеры, интересы, стремления, получают от них нужную информацию и ее осмысливают. На осно­ве общественной оценки событий, фактов, явлений, дей­ствий и высказываний людей они обязаны принять пра­вильное, соответствующее обстановке решение. Деятель­ность оперативного работника весьма специфична по своим целям и задачам, условиям ее осуществления, пси­хологическому содержанию.

Многообразие стоящих перед оперативным работ­ником задач требует от него полною знания уловок и ухищрений преступника, путей и средств предупрежде­ния и раскрытия противоправных деяний. Умение быст­ро перевоплощаться, действовать конспиративно прида­ет его работе творческий характер. Эти действия сопря­жены с повышенной моральной и юридической ответственностью за точное исполнение служебных обязанностей.

Одним из основных способов формирования и развития профессиональных качеств и умений является самовоспитание: оперативный работ­ник должен добросовестно относиться к службе и учебе, стремиться к овладению мастерством в области личного сыска, изучать литературу, активно перенимать опыт.

Учитывая динамизм современной жизни, повыше­ние общественных требований к работникам правопорядка, важно отметить, что отношения сотрудников по­лиции с объектами их деятельности - сослуживцами, гражданами, в том числе правонарушителями, осуще­ствляются не только в рамках права. Именно умение со­четать в труде нормы морального и правового регулиро­вания вместе с психолого-педагогическими знаниями, отличают компетентность современного оперативного работника[32].

 

ГЛАВА 3. Международный розыск и международное сотрудничество по осуществлению розыска лиц: проблемы и пути их решения.

 

3.1. Понятие и правовые основы международного розыска преступников

 

Важным направлением деятельности по борьбе с международной преступностью правоохранительных органов государств является розыскная работа, особое внимание которой сосредоточено на розыске преступников, скрывающихся от следствия суда.

Международный розыск – это комплекс розыскных, информационно-справочных и других мероприятий, осуществляемых Национальным Центральным бюро Интерпола на территории государств участников Международной организации уголовной полиции (далее - МОУП)[33].

Интерпол. Является ведущей международной организацией, которая благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению способна эффективно и рационально координировать международное полицейское сотрудничество более 180 стран, входящих в нее.

Интерпол образован в сентябре 1923 г. в Вене решением Международного полицейского конгресса (первое название – Международная комиссия уголовной полиции). Является межправительственной организацией, имеющей соглашение о сотрудничестве с ООН[34].

В соответствии с Приказом МВД № 786 «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола»[35], международный розыск лиц осуществляется через посредничество Национального центрального бюро (далее - НЦБ) Интерпола и проводится на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с нормами международного права, а также в соответствии с национальными нормативными правовыми актами. При этом правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и правоохранительными органами иностранных государств проводится комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц.

НЦБ это образованное в структуре МВД России подразделение, которое в соответствии с Указом Президента РФ «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола»[36] выполняет функции представительства Интерпола на территории России. НЦБ Интерпола в установленном порядке принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат и национальные бюро Интерпола государств запросы, следственные поручения и сообщения правоохранительных и иных органов России для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступление, а также для осуществления розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных документов, проведения иных ОРМ и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов. В стране создана сеть филиалов НЦБ Интерпола в большинстве МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации[37].

В международный розыск по каналам Интерпола объявляются: 1) скрывшиеся или бежавшие обвиняемые, осужденные; 2) лица, пропавшие без вести. В указанный розыск не могут быть объявлены лица, обвиняемые в совершении преступлений, которые носят политический, военный, религиозный или расовый характер. В розыск по каналам Интерпола не объявляются также лица, совершившие преступления против военной службы[38].

Ответственными за объявление международного розыска являются розыскные подразделения МВД, УВД и НЦБ Интерпола в России.

Международный розыск может быть объявлен лишь при условии, что в результате оперативно-розыскных мероприятий получена информация о выезде разыскиваемого за пределы России либо об имевшемся у него намерении выехать за границу, а также о наличии у него деловых, родственных и иных связей за рубежом. По каналам Интерпола может быть объявлен розыск только на территории государств, являющихся членами этой организации.

Международный розыск следует назначать после объявления федерального розыска или одновременно с ним. Соблюдение этого правила очень важно для обеспечения эффективного розыска.

Обязательным условием для начала международного розыска лиц, уклоняющихся от уголовной ответственности и отбывания наказания, является наличие постановления об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу либо приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы. Необоснованным считается объявление международного розыска, если в отношении разыскиваемого избрана такая мера пресечения, как подписка о невыезде[39].

Обвиняемые, скрывшиеся от органов дознания, следствия или суда, объявляются в международный розыск при условии, что они обвиняются в совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких.

Осужденные, уклоняющиеся от отбывания наказания в виде лишения свободы или совершившие побег из мест лишения свободы, объявляются в международный розыск при условии, что они осуждены к наказанию в виде лишения свободы на срок не менее четырех месяцев.

В организации международного розыска может быть отказано в том случае, если в соответствии с национальным законодательством того государства, на территории которого требуется проведение розыскных мероприятий, общественно опасное деяние, в совершении которого обвиняется разыскиваемый или за совершение которого разыскиваемый был осужден, не влечет уголовной ответственности.

Постановление об объявлении международного розыска и запрос, оформленный в соответствии с определенными требованиями, направляются в НЦБ Интерпола в России. Однако до передачи в НЦБ Интерпола постановления и запроса об объявлении международного розыска органы внутренних дел России должны провести следующие мероприятия: 1) установить, выдавался ли разыскиваемому заграничный паспорт; 2) выяснить, подавал ли разыскиваемый ходатайство о выезде на постоянное место жительства в зарубежное государство; 3) проверить через ЗАГС по месту рождения разыскиваемого, не поступал ли запрос о выдаче копии свидетельства о рождении; 4) принять меры к сбору идентификационных материалов на разыскиваемое лицо (подробный словесный портрет, сведения об особых приметах, пригодных для идентификации, фотографии, отпечатки пальцев, дактилокарты и т. д.); 5) собрать другие сведения, которые должны содержаться в запросе об организации международного розыска.

Международный розыск основывается как на национальном законодательстве, так и на источниках международного права. Поэтому при организации международного розыска по каналам Интерпола следует руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права, многосторонними и двусторонними договорами Российской Федерации, Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Уставом Интерпола, обязательными решениями Генеральной ассамблеи Интерпола, нормативными правовыми актами МВД России, иными правовыми актами Российской Федерации.

Мероприятия по организации международного розыска можно проводить не только при посредничестве Национального бюро Интерпола. МВД России заключен ряд международных соглашений с МВД иностранных государств. В большинстве из них в качестве одной из сфер сотрудничества указана деятельность, направленная на розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования, розыск без вести пропавших, идентификацию неопознанных трупов[40].

 

3.2 Понятие, сущность и правовая основа международного сотрудничества

 

В последние десятилетия отчетливо проявилась тенденция расширения и углубления международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь в борьбе с преступностью. Это обусловлено быстрым развитием интеграционных процессов в мире, расширением политических, экономических, культурных и гуманитарных связей, совершенствованием средств транспорта и связи, упрощением порядка въезда и выезда из стран, пограничных и таможенных формальностей, утверждением в международных отношениях приоритета общечеловеческих ценностей, идей справедливости и солидарности.

Сотрудничество государств в области борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности имеет объективную основу – их тесную взаимосвязь и взаимозависимость, которые влекут качественное изменение самой преступности, в том числе ее интернационализацию, т.е. возрастание в ней удельного веса международных элементов (например, совершение преступления на территории двух и более государств, укрывательство и сбыт похищенного или отмывание доходов от преступной деятельности за границей, попытки преступников скрыться от правосудия за рубежом и т.п.).[41]

Международный розыск является одним из главных направлений международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью. При осуществлении международного розыска сотрудничество государств осуществляется на основе общепризнанных принципов международного права, и прежде всего суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения государствами взятых обязательств, уважения прав человека, а также неотвратимости наказания за совершенное противоправное деяние[42].

Международное сотрудничество в области сыска можно определить как участие России и (или) ее представителей в совместной с другими заинтересованными субъектами международного права работе, состоящей в решении на обоюдно - приемлемых условиях задач борьбы с международными и некоторыми другими преступлениями (включая розыск лиц, их совершивших) посредством использования оперативно-розыскных возможностей. Это важный компонент проводимого государствами и другими субъектами на международном уровне сотрудничества в области борьбы с преступностью. Последнее, в свою очередь, есть специфическая область международного сотрудничества в социальной и гуманитарной областях.

Правовую основу для российских оперативно-розыскных органов составляет система международно-правовых источников национальной ОРД.

Такими источниками являются ратифицированные РФ конвенции ООН, Совета Европы, решения Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, международные многосторонние и двусторонние договоры РФ, соглашения и решения таких органов координации взаимодействия с партнерами из СНГ, как Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Совет командующих Пограничными войсками, Совет руководителей таможенных служб государств – участников СНГ[43].

С учетом того что международные договоры России могут заключаться от имени России (межгосударственные договоры), Правительства РФ (межправительственные договоры) и федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры), система международно-правовых источников ОРД включает в себя соглашения (договоры) различного уровня и юридической силы. Межгосударственные договоры:

1) универсального характера:

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания[44], Венская конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств»[45], Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом[46], Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности [47] и др.;

2) регионального значения.

Европейские конвенции о защите прав человека и основных свобод[48]; о взаимной правовой помощи по уголовным делам [49], Конвенция государств — участников СНГ О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам[50], Соглашение между государствами — членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре [51] и др.;

3) двусторонние.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан «О сотрудничестве в борьбе с преступностью»[52], Договор между Россией и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам[53] и др.

Возможны межведомственные договоры, как между отдельными органами, так и в рамках региональных соглашений: Соглашения о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с преступностью на транспорте[54], о сотрудничестве между МВД России и МВД Латвийской Республики[55].

Кроме того, основополагающим документом для всех российских оперативно-розыскных органов в международном сыскном сотрудничестве выступает Конституция. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России согласно ч. 4 ст. 15 являются составной частью ее правовой системы[56].

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров России, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров России принимаются соответствующие правовые акты[57]. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 определено, что к признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора России, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств[58].

Таким образом, в международном сыскном сотрудничестве в России непосредственно применяется такой международный договор, который вступил в силу и стал обязательным для России и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.

В ОРД непосредственно могут применяться те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства РФ или в Бюллетене международных договоров Международные договоры России межведомственного характера публикуются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых они заключены, в официальных изданиях этих органов

Международные договоры СССР, обязательные для России как государства — продолжателя Союза ССР, опубликованы в официальных изданиях Совета министров СССР.

Выделяют две группы субъектов международного сыскного сотрудничества:

1) национальные оперативно-розыскные органы (например, российские), которые в соответствии с международными договорами полномочны непосредственно сотрудничать с аналогичными органами в других государствах в ходе так называемых прямых контактов;

2) специально созданные наднациональные органы.

Среди субъектов второй группы международного сыскного сотрудничества наиболее представительны:

¾ на универсальном уровне — ООН и ее органы, занимающиеся прежде всего вопросами международного сотрудничества в борьбе с преступностью (но не непосредственно сыском). Вопросами уголовного сыска непосредственно занимается Международная организация уголовной полиции, или Интерпол.

¾ на региональном уровне — Европол. Кроме того, на региональном уровне государствами — участниками СНГ созданы специальные органы межгосударственного сыска.

Основные направления сотрудничества это международный розыск. Такой розыск есть комплекс оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных мер, принимаемых право охранительными и иными компетентными органами государств (инициатора розыска и запрашиваемого), для установления, ареста и выдачи разыскиваемого лица. Международный розыск осуществляется на территории каждого из участвующих в розыске государства в соответствии с принципами и общими нормами международного права, а также международными соглашениями, заключенными между этими государствами, и национальным законодательством; экстрадиция (выдача) разыскиваемых лиц; сотрудничество в борьбе с международным терроризмом и его финансированием; взаимодействие и координация мер по борьбе с организованной преступной деятельностью; взаимодействие и координация усилий в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ; борьба с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих веществ, ядерных и радиоактивных материалов; борьба с легализацией (отмыванием) преступно нажитых доходов; борьба с фальшивомонетничеством; борьба с незаконным оборотом культурных ценностей; борьба с незаконной миграцией, торговлей людьми и проституцией; борьба с хищением имущества, включая мошенничество, хищением и незаконным оборотом автотранспортных средств, и др.

Формами сыскного сотрудничества могут быть:

· обмен оперативно значимой информацией;

· исполнение запросов;

· осуществление в отдельных случаях совместных ОРМ по розыску лиц; проведение официальных встреч и совещаний на различных уровнях; проведение международных научных конференций, семинаров, круглых столов и т.п.;

· оказание правовой, научной, технической и иной помощи;

· совместная разработка международно-правовых актов в области сыска и др.[59].

 

3.3. Современные проблемы международного розыска и пути решения

 

В настоящее время проблема преступности всё в большей степени приобретает глобальный характер.

Во-первых, преступность в более или менее острой форме проявляется во всех странах мира, являясь серьезным реальным или потенциальным препятствием на пути их социально-экономического, политического и культурного развития. Это предопределяет заинтересованность всех членов мирового сообщества в совместном поиске наиболее действенных путей и средств решения данной проблемы. Ведь, как справедливо говорится, современная преступность, особенно в ее наиболее опасных – организованных формах и в виде международного терроризма, поистине не знает границ.

Во-вторых, постоянно расширяется перечень преступных деяний, представляющих международную опасность (например, незаконный трансграничный оборот наркотиков, культурных ценностей, оружия, торговля людьми, детская порнография и т.п.). Борьба с такого рода преступлениями может быть по-настоящему эффективна только при согласованности действий большинства государств и рациональном сочетании внутригосударственных и международных усилий.[60]

Сотрудничество в любой области, и тем более в такой специфической, как правоохранительная, должно осуществляться в режиме международной законности, то есть при точном и неуклонном соблюдении международно-правовых норм. И в первую очередь – общепризнанных норм международного права.

Уже на рубеже IXX-XX веков преступность стала приобретать международный характер. Так, Лист Ф. писал, что «мы живем в эпоху, когда профессиональ­ный вор или мошенник чувствует себя как дома в Па­риже, Вене или Лондоне, когда фальшивые рубли вы­пускаются во Франции или в Англии и переправляются в Германию, когда банды преступников подолгу ору­дуют в нескольких странах сразу».

Понимая сложившуюся ситуацию, полицейские мно­гих стран пытались противостоять преступности, нала­живая между своими ведомствами необходимые кон­такты, однако в то время, они зачастую носили лично­стный, неофициальный характер. Отсутствие системы официальных, регулируемых правом межгосударст­венных отношений, крайне негативно сказывалось на результатах борьбы с международной преступностью и ведения розыска скрывшихся от правосудия лиц. Уже тогда, отмечает Я.М. Бельсон, была необходима «строгая процессуальная унификация розыска и задержания скрывшихся преступников, юридической до­кументации и опознания, а так же согласование поряд­ка выдачи преступников (экстрадиции)».

Объективная оценка реалий международной пре­ступности, тенденций и перспектив её развития побу­дили в 1889 году выдающихся криминологов того вре­мени Ф. Листа, А. Принса и Г. Ван Гаммеля иницииро­вать создание Международного союза уголовного права. Одной из основных целей деятельности данно­го союза являлось создание эффективной уголовно - правовой базы борьбы с преступностью не только на территории отдельных государств, но и на межгосу­дарственном уровне.

Уже в 1905 году на конференции в Буэнос-Айресе руководителями ряда полицейских служб латиноаме­риканских государств принимается совместное реше­ние о оказании взаимной помощи в борьбе с преступ­ностью, и прежде всего в розыске скрывшихся пре­ступников, что, в свою очередь создает условия для созыва в 1914 году в Монако первого международного конгресса криминальной полиции. Однако отсутствие единых взглядов и наличие слишком большого количества мнений по реализации данных предложений в рассматриваемый период не позволили достичь желаемых результатов по всем об­суждаемым проблемам, а последующие войны, массо­вые миграционные процессы значительно обострили проблемы борьбы с преступностью, в том числе меж­дународной.

Созданная в столь сложный период (1924 г.) Между­народная комиссия уголовной полиции (Далее - МКУП), по сути становится основанием зарождения и формирования Интерпола.

В настоящее время в Интерпол входит 186 стран, в которых созданы Национальные центральные бюро (далее - НЦБ) Интерпола. В России (в СССР) такое бюро стало действовать с января 1991 года во исполнение поста­новления Совета Министров СССР № 338 «О вступле­нии СССР в Международную организацию уголовной полиции - Интерпол», принятого на основе соответст­вующего решения 5 9-ой сессии генеральной Ас­самблеи Интерпола от 27 сентября 1990 г.

Первоначально Интерпол был представлен только национальным бюро в Москве. Но, по прошествии нескольких лет, стало ясно, что необходимы отделы в субъектах. На сегодняшний день территориальные подразделения НЦБ Интерпола действуют в 78 субъектах Российской Федерации и являются связующим звеном между НЦБ и региональными правоохранительными органами, решая задачи по обеспечению эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях[61].

С целью обеспечения информационного взаимодей­ствия соответствующих органов внутренних дел с пра­воохранительными органами других государств по борьбе со всеми видами тяжких преступлений - в МВД, ГУВД, УВД 69-ти субъектов Федерации созданы под­разделения (филиалы) НЦБ, которые имеют двойное подчинение: руководству полиции (милиции) собствен­ного госу

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
емблема спеціальності | Введение. Утверждено Ученым советом




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.