Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Блок №3 Международные фрахтовые торговые операции 5 страница






Самым сложным в переговорах является обоснование уровня фрахтовой ставки. Брокер должен знать брокерские ставки на конкурентных направлениях и уметь рассчитать фрахтовую ставку с учетом направления перевозки, рода и количества груза, норм грузовых работ, условий оплаты грузовых работ и др. Брокер за свои услуги получает брокерское вознаграждение brokerage после того, как перевозчик получит перечисленные суммы (фрахт, мертвый фрахт, демередж). Право брокера на получение брокерской комиссии и ее размер оговариваются в чартерах. Впервые институт брокеров получил признание в Великобритании в качестве королевского диплома. Брокерами могут быть физические и юридические лица, которые хорошо знают конъюнктуру фрахтового рынка и с должным вниманием относятся к обслуживанию судов и привлечению грузов. В 1969 году была образована ФОНАСБА федерация национальных ассоциаций судовых брокеров и агентов. В задачи этой организации входят защита своих членов, разработка судовых документов, организация совещаний и конференций. В состав ФОНАСБА входит пять комитетов в том числе трамповый, линейный, фрахтово-документальный. Штаб-квартира находится в Ротер-даме.

 

27. Судовое агентирование

Необходимость найма судовых агентов связана с тем, что в портах действуют различные правила, обычаи и в этих условиях выполнение операций по обслуживанию судна капитаном или судовладельцем практически невозможно или запрещено законом. С агентскими компаниями заключаются разовые или долгосрочные агентские соглашения. Агентские фирмы могут быть государственными или частными. За рубежом распространена система генеральных агентов (general agent) которые принимаю обязательства по обслуживанию судов в портах своих стран. Имеют филиалы в своих портах, а в портах, которые суда посещают редко он заключает соглашение с другими агентскими компаниями на обслуживание судов. По отношению к генеральному агенту эти компании являются субагентами (subagent) и за качество агентского обслуживания несет ответственность генеральный агент. При линейной форме организации перевозок прибегают к услугам внутренних агентов (inland agent), которые располагаются не в портах а находятся в грузообразующих районах и занимаются подысканием грузов для линейных судов.

В зависимости, чью сторону представляют агенты выделяют:

- Агенты-судовладельцы (shipowners agent);

- Агенты-фрахтаватели (charter agent).

Если по условиям чартера агент фрахтователя, то это является обязательным условием для перевозчика, но агент фрахтователя не в полной мере защищает интересы судовладельцев, поэтому для защиты своих интересов судовладелец назначает (protecting agent). Споры между судовладельцем и агентом фрахтователя могут возникнуть по времени приема нотиса о готовности к грузовым операциям, по началу отсчета сталийного времени, по подаче груза в несоответствующей упаковке. Протектинг агент получает 50% от агентского вознаграждения, интересы агента агента фрахтователя не ущемлены. Он получает 100%агенского вознаграждения и действует независимо от протектинг агента.

 

Обязанности судовых агентов до прихода судна в порт

1) Получение информации от капитана судна о подходе;

2) Оповещение грузовой клиентуры о подходе судна с последующим уточнением по мере получения информации от капитана судна;

3) Номинированные причала для грузовой обработки судна;

4) Контроль за очередностью постановки судна к причалам;

5) По условиям некоторых чартеров капитан напрямую информирует фрахтователя о подходе судна, поэтому агент должен связаться с фрахтователем и проверить своевременность и полноту полученной информации;

6) своевременное оформление заявки на рабочую силу, если по условиям чартера грузовые работы идут за счет судовладельца, то агент должен обеспечить наличие транспортных механизмов и перегрузочного оборудования;

7) Если грузовые работы идут за счет фрахтователя, то фрахтователь должен согласовать план грузовых работ с агентом, а агент должен проверить наличие рабочей силы и механизмов. Если буксирная и лоцманская проводка разделяются на две операции морскую и портовую, то агент должен скоординировать эти операции, чтобы не было простоя судна;

8) После получения уточняющей информации от капитана агент оповещает о подходе судна в портовые, пограничные миграционные, таможенные санитарные власти грузоотправителей и стивидорные компании.

 

Обязанности судового агента во время стоянки судна в порту

1) Помощь капитану в прохождении пограничных, таможенных, иммиграционных, санитарных портовых формальностей;

2) Ознакомление капитана с правилами обычаями портов. Контроль за выполнением этих правил. В противном случае, судно может быть арестовано или наложен штраф;

3) Своевременное вручение нотиса о готовности к грузовым операциям грузоотправителю или грузополучателю. На копии нотиса должна быть отметка о дате времени вручения нотиса и подпись лица получившего нотис;

4) Доставка на судно капитану почты, получение от него задания на обслуживание судна. Помощь капитану в оформлении документов связанных с приходом судна. Согласование с капитаном предварительного грузового плана расстановки рабочей силы и механизмов;

5) Контроль за выполнением грузовых операций постоянная связь с капитаном, грузовой клиентурой, стивидорной компанией ежедневное информирование судовладельца о ходе грузовых работ с перспективой окончания их;

6) По окончании грузовых работ составляет таймшит подписывает у фрахтователя и пересылает судовладельцу;

7) Обеспечивает расчеты с третьими организациями занимающихся обслуживанием судна, оказывает помощь капитану в оформлении коносаментов, манифестов, люковых записок. При сдаче груза помощь в оформлении документов подтверждающих сдачу грузов.

Помимо этих услуг агент занимается следующим:

o Снабжение судна топливом, водои, продовольствием;

o Помощь капитану в оформлении морского протеста;

o помощь судовладельцу и капитану в оформлении общей аварии;

o Сюрвеерный осмотр судна, отдельных грузовых помещений или груза;

o Ремонт судна или судового оборудования;

o Стирка белья для членов экипажа и пассажиров;

o Прием мусора, балласта, фикальных вод;

o Выдача наличных капитану;

o Госпитализация больных членов экипажа и при необходимости организация отправки их родину;

o Организация международных телефонных переговоров для членов экипажа;

o Оформление дисбурсменского счета и оправдательных документов и вручение их капитану до отхода судна;

o Помощь судовладельцу в получении причитающемуся ему фрахта;

o Заказ лоцмана и буксира на согласованное с капитаном время;

o Помощь капитану в получении разрешения на отход судна пограничных, таможенных, санитарных, портовых властей;

o Урегулирование претензий с третьими организациями занимающимися обслуживанием судна.

 

 

Обязанности судового агента после отхода судна из порта:

1) Информирует судовладельца о дате и времени выхода судна из порта, наименование и количества груза, предполагаемую сумму фрахта;

2) Информирует агента о порте назначения, о дате и времени, о наличии тяжеловесов, длинномеров, опасных грузов размещение их по грузовым помещениям информирует о предполагаемом времени прибытии в порт выгрузки;

3) Заканчивает оформление грузовых документов, если по обычаям порта это делается после отхода судна из порта;

4) Урегулирует все спорные вопросы с третьими организациями, участвующими в обслуживании судна.

За свою работу судовладелец оплачивает агенту агентское вознаграждение (agency fee) размер которого определяется действующими тарифами и условиями агентского соглашения. Ставка агентского вознаграждения зависит от тоннажа судна, наименования и количество груза, а в портах некоторых стран от вида плавания. Линейный агент помимо агентского вознаграждения получает еще комиссионное вознаграждение (agency commission), размер которого устанавливается в процентах с суммы фрахта по привлеченным с его участием грузом.

 

28. Транспортно-экспедиторское обеспечение морских перевозок

Транспортно-экспедиторские операции (Forwarding operations) - комплекс вспомогательных операций с транспортируемыми грузами выполняемых специализированными фирмами, экспедиторами за особую плату. Во внешней торговле продвижение товаров от продавцов к покупателям невозможно без участия транспортно-экспедиторских фирм, причем формы и виды предоставляемых услуг постоянно расширяются. Это связано с тем, что сами продавцы или покупатели, перевозчики не всегда в состоянии или не заинтересованы в выполнении грузовых и коммерческих операций при движении товаров, особенно в смешанных перевозках. Поэтому все чаще и в больших объемах выполнение указанных функций принимает на себя транспортно-экспедиторские фирмы. Транспортно-экспедиторские фирмы являются посредником между грузовладельцами и различными видами транспорта. Транспортно-экспедиторские операции большое значение имеют во внешне торговом обороте, так как здесь сложная документация применяется и трудоемкий документооборот. Это связано с тем, что внешнеторговые грузы, как правило, в месте их поставщиков или получателей не соприкасаются со основными видами транспорта и требуют полного комплекса транспортно-экспедиторских услуг по их перевалке. Транспортно-экспедиторские услуги распространяются в основном на мелкопартионные генеральные грузы. Массовые грузы перевозимые навалом, насыпью, наливом требуют меньшего объема транспортно-экспедиторских услуг. Значение транспортно-экспедиторских услуг:

1) Освобождают грузовладельца от забот о движении груза;

2) Организуют перемещение грузов;

3) Способствуют сокращению сроков доставки грузов и тем самым высвобождают дополнительные оборотные средства во внешней торговле;

4) Сокращают затраты грузовладельцев на 20-30% и примерно на столько же уменьшается себестоимость перевозки внешнеторговых грузов;

5) Повышают качество обслуживания клиентуры;

Основные функции портового экспедитора:

1) Способствуют формированию укрупненных и сборных отправок мелкопартионных грузов;

2) Максимально в интересах грузовладельца предоставляют тарифы, фрахтовые ставки, сборы, различные виды транспорта;

3) Учитывает особенности и свойства перевозимого груза, которые оказывают влияние на организацию и технологию перевозки и перевалки груза;

4) Учитывает политическую, экономическую и санитарную обстановку на всем пути следования груза. Чтобы не было простоя на каком-то участке пути;

5) Груз, вверенный экспедитору должен быть обеспечен соответствующей документацией: коносаменты, манифесты, сертификат о происхождении товара и так далее;

6) По поручению грузовладельца за его счет осуществляет денежные расчеты, страхование и другие операции;

7) Ежедневная исчерпывающая информация своей клиентуры о состоянии груза и его местонахождении;

8) Постоянная связь с брокерами и судовыми агентами.

В линейном судоходстве экспедиторские фирмы являются источником получения груза, местом его концентрации. Экспедиторские фирмы заключают договора не только с линейными судоходными компаниями, но и с линейными конференциями. Линейные конференции в силу своего монополистического положения запрещают транспортно-экспедиторских фирмам использовать суда аут-сайдеров.

Для того чтобы экспедитор мог приступить к выполнению своих функций заключаются либо договора с грузовладельцами, либо экспедитор работает по разовому поручению. Если экспедитор работает по разовому поручению, то грузовладелец должен получить от экспедитора подтверждение на выполнение услуг. Экспедитор может привлекать для выполнения услуг третьи лица, но ответственность перед грузовладельцем будет нести экспедитор. Экспедиторские фирмы могут предлагать грузовладельцам свой транспорт для перевозки грузов, в этом случае экспедитор будет выступать в качестве оператора смешанной перевозки. Экспедитор получает от грузовладельца (forwarding order) экспедиторское поручение, в нем указывается:

- наименование грузополучателя, грузоотправителя;

- Их адреса;

- Наименование груза;

- Количество груза;

- Упаковка;

- Маркировка;

- Место и время отправления груза;

- Маршрут следования груза;

- Виды используемого транспорта;

- За чей счет производится оплата провозных платежей, транспортно-экспедиторских услуг, сертификаты о происхождении товара. Грузовладелец несет ответственность за все данные указанные в экспедиторском поручении.

Грузовладелец оплачивает экспедитору все его расходы и вознаграждение в соответствии с договором транспортной экспедиции. Развитие транспортно-экспедиторского бизнеса в мире идет по пути кооперации транспортных операций и их интеграции с промышленными предприятиями и организациями различных форм собственности. По пути создания крупных компаний с разнообразным комплексом транспортно-экспедиторских услуг все это объединяется термином логистика. В это случае доставку груза осуществляет генеральный оператор смешанной перевозки по сквозному транспортному документу имеющего функцию договора перевозки (коносамент, накладная), по сквозной опорной фрахтовой ставке или тарифу при единой персональной ответственности на всем пути следования груза.

 

29. Морской протест

Морской протест (sea protest)— оформленное в установленном порядке официальное письменное заявление капитана (шкипера) морского или речного судна нотариусу или компетентным должностным лицам с целью обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца в тех случаях, когда во время плавания или стоянки судна имело место происшествие (общая или частная авария), которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований (претензий). Морской протест является одним из видов письменных доказательств, подлежащих оценке судом или арбитражем. Суд или арбитраж оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению. Никакие доказа­тельства не имеют для них заранее установленной силы. В этой связи морской протест особенно важен при рассмотрении требований, возник­ших в результате происшествий, участниками или свидетелями которых явля­лись, как правило, лишь работники судовладельца (перевозчика).

Морской протест является самостоятельным способом обеспечения до­казательств, который имеет следующие особенности:

· при рассмот­рении заявления о морском протесте не производится осмотр вещественных доказательств и не назначается экспертиза;

· извещение о времени и месте обеспечения доказательств сторонам и заинтере­сованным лицам не направляется;

· капитан и члены экипажа судна не предупрежда­ются об ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ или уклонение от дачи показаний.

Целью морского протеста является обеспечение, насколько это возможно, полной информации относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информации об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.

Заявление о морском протесте может осуществляться:

o капитанами морских судов - во время их плавания как по морским, так и по внутренним водным путям;

o капитанами судов внутреннего плавания, а также смешанного (река - мо­ре) плавания - во время плавания их по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозки грузов, пассажиров и багажа с заходом в иностранный морской порт, спасательной операции и при столкно­вении с морским судном;

o капитанами судов, находящихся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации или эксплуатируемых ими и используемых исключительно в некоммерческих целях (кроме военных кораблей и военно-вспомогательных судов) - при столкновении и спасании;

o командирами военных кораблей и военно-вспомогательных судов - при осуществлении спасательных операций.

В заявлении о морском протесте (act of maritime protest) должны быть кратко и точно изложены обстоятельства происшествия и указаны конкретные меры, которые предпри­нимались для предотвращения ущерба или его уменьшения. Описание принятых мер должно представлять собой сово­купность сведений о добросовестном выполнении капитаном и экипажем своих обязанностей. Оно не может сводиться к распространенной, но слишком общей формуле «мною и моим экипажем были приняты все возможные меры по со­хранению судна и груза, рекомендуемые хорошей морской практикой, однако все наши действия оказались бессильными против воздействия стихии». На­пример, в заявлении о морском протесте в связи с совершившимися или предполагаемыми утратой или повреждением груза должно указываться событие, которое повлекло или могло повлечь утрату или повреждение (шторм, перепа­ды температуры), а также меры, принятые капитаном и экипажем к сохранно­сти груза при подготовке судна к рейсу, при погрузке, креплении, во время рей­са и т. д.

 

Порядок подачи - заявление о морском протесте подается в течение 24 часов с момента прихода судна в порт или с момента происшествия (если оно произошло в порту). Одновременно с подачей заявления либо в срок не позднее 7 дней с момента прихода судна в порт или с момента происшествия капитан судна обязан представить нотариусу на обозрение судовой журнал и заверенную капитаном выписку из него. При невозможности заявления морского протеста в установленный срок причины указываются в заявлении о морском протесте.

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения РФ на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляет акт о морском протесте (note of sea protes) и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.

Составление акта о морском протесте

На основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляется акт о морском протесте, которое заверяется подписью консульского должностного лица и гербо­вой печатью.

Акт о морском протесте составляется в Генконсульстве сразу же или (по договоренности с капитаном) может быть назначена дата и время его оформле­ния.Опрос лиц из состава экипажа судна производится «в случае необходимости». Вопрос о необходимости опроса членов экипажа решает, как правило, капитан судна. В тех случаях, ко­гда конкретные члены экипажа в процессе исполнения своих обязанностей на судне были очевидцами таких деталей и обстоятельств происшествия, которые не были известны капитану, их показания имеют существенное значение.

Капитаны и члены экипажа других судов не могут опрашиваться в каче­стве свидетелей происшествия, имевшего место на том судне, в состав экипажа которого они не входят. Если эти лица были очевидцами происшествия, то капи­тан судна, делающего заявление о морском протесте, с согласия этих лиц (а также сами члены экипажа других судов) может обратиться в Генконсульство с просьбой произвести их опрос. Данные такого опроса не включаются в акт о морском протесте.

Акт о морском протесте должен содержать по возможности дословные показания капитана и опрошенных свидетелей. Особое внимание обращается на полноту и точность записи полученных показаний. Показания членов экипажа сверяются консульским должностным лицом с представленным капитаном судовым журналом. В слу­чае расхождения показаний с записями в судовом журнале консульское должностное лицо предлагает указать причину этих расхождений. Все остальные документы, если они имеются (выписки из машинного и иных журналов, акты о несчастных случаях и т. д.), в акт о морском протесте не включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде или арбитраже.

При приеме заявления капитана, опросе членов экипажа консульское должностное лицо лишь проверяет сообщаемые ему сведения и сверяет их с данными судового журнала. Консульское должностное лицо не входит в оценку представленных ему материалов.

Акт о морском протесте содержит:

● дату составления акта, фамилию и инициалы консульского должностного лица, совершившего акт, наименование консульского учреждения;

● фамилию, имя, отчество, гражданство и место жительства капитана, сде­лавшего заявление о морском протесте, название и флаг судна, наименование судовладельца, порт и номер регистрации;

● время прибытия судна в порт;

● время поступления от капитана заявления;

● дату, когда капитан представил в Генконсульство для обозрения судовой журнал;

● описание происшествия и принятые меры (по заявлению капитана и по за­писям судового журнала);

● описание доказательств, исследованных консульским должностным лицом, которое начинается следующим абзацем: «В соответствии с законами Российской Федерации я ознакомился с представленными мне капитаном данными судового журнала и опросил об обстоятельствах происшедшего капитана (и свидетелей из числа состава экипажа), который показал...»

● фамилии, имена, отчества, должности, гражданство, место жительства оп­рошенных лиц, содержание их показаний;

● номер регистрации акта в реестре для регистрации нотариальных действий;

● указание о размере взыскиваемого консульского сбора.

● подпись консульского должностного лица, указание его фамилии, инициалов, должности и оттиск печати Генконсульства с изображением Го­сударственного герба Российской Федерации.

 

Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах: один экземпляр выдается капитану или уполномоченному лицу, а другой - остается в Генконсульстве вместе с письменным заявлением капитана и вы­пиской из судового журнала.

 

Заявление о морском протесте должно содержать сле­дующие сведения:

▪ наименование судна и его флага,

▪ фамилию капитана,

▪ наиме­нование судовладельца,

▪ порты отправления и назначения,

▪ данные о мореходном состоянии судна,

▪ наименование груза, обстоятельства погрузки (размещение, крепление),

▪ данные о рейсе,

▪ меры, предпринимаемые экипажем во время рейса для обеспечения сохранности груза.

 

При описании других происшествий приводятся данные об основных маневрах судна. Сведения, излагаемые в заявлении о морском протесте, должны точно со­ответствовать записям в судовом журнале. Заявление подписывается капитаном судна и заверяется судовой печатью.

Заявление о морском протесте делается:

· в порту Российской Федерации — нотариусу;

· в иностранном порту — должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации или компетентному должностному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.

 

30. Международные нормы регулирования перевозок грузов по контрактам

Основными международными источниками правового регулирования перевозок являются международные договоры, которые могут быть публично-правовыми или частично-правовыми (в сфере транспорта они обычно называются конвенциями). Транспортными конвенциями определяются основные условия перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении, устанавливаются международные тарифы, порядок и условия ответственности перевозчика и т. д. Нормы этих конвенций подлежат обязательному применению на территории государств их участников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.