Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные теории происхождения государства. Классовая теория (материалистическая) (К






Классовая теория (материалистическая) (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) Основой происхождения государства и права признается экономический фактор. Функции государства — специальными средствами управления, прежде всего насилия, сдерживать противоборство классов, защищая интересы экономически господствующего класса. Класс — это социальная группа людей (часть сообщества), объединенная общностью экономических интересов, что обусловлено одинаковым отношением к средствам производства.

Социальное и имущественное расслоение обусловливают такие явления, как непрерывная классовая борьба, постоянные социальные конфликты. Родоплеменная организация, рассчитанная на монолитное единство людей, уже не в силах предохранить общество от распада. Потребность в создании новой властной организации и системы социальных норм, отвечавших изменившимся условиям, приводит к возникновению государства и права.

Государство, по словам В. Ленина, возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия не могут быть примирены. Таким образом, государство представляет собой продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены.

Государство — всегда машина, аппарат для подавления одним классом другого. В свою очередь, право есть возведенная в закон воля господствующего класса. Она приобретает государственный характер, поскольку правотворчество есть исключительная прерогатива государства. Право — это всего лишь инструмент, средство для навязывания воли господствующего класса.

Классовая теория определяет государство и право как исторически преходящие, временные явления, связанные с существованием классовых различий. В будущем они отомрут, уступив место бесклассовому обществу.

Теологическая (религиозная) теория (Аврелий Августин, Фома Аквинский, Ж. Маритен, Д. Мерсье, многочисленные церковные деятели прошлого и настоящего)

Возникновение государства объясняется божественной волей. Государство — божественное творение, дарованное людям «свыше» и продолжающее процесс сотворения Богом мироздания. Законы изначально были переданы людям сверхъестественным путем от Бога через пророков и ангелов. Провозглашается незыблемость, вечность государства, необходимость всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога. Вместе с тем и государство зависит от божественной воли, проявляющейся через церковь. Государственная власть обожествляется. Правитель наделяется властью не народом, а Богом для того, чтобы проводить божественную волю в государстве. При этом церковная власть остается первичной, государственная власть — производна от нее.

Патриархальная теория (Аристотель, Платон, Фильмер, Н.К.Михайловский и др.) Государство возникает из разрастающейся кровнородственной семьи. Глава семьи превращается в главу государства, становится вождем, царем, монархом. Его власть органично продолжает власть отца над членами семьи. Последний вправе руководить семейной собственностью, наказывать своих ближних. Точно так же и глава государства (отец нации) вправе управлять судьбами своих подданных. Как биосоциальное существо человек стремится к созданию патриархальной семьи; в свою очередь, рост и объединение семей приводит к возникновению государства.

Органическая теория (Платон, Бюнчли, Г. Спенсер, Р. Вормс, Прейс и др.)

Государство сравнивается с живым организмом, его развитие — с общей эволюцией органического (живого) мира. При этом биологические закономерности распространяются на общественное развитие. Утверждается, что законы природы (естественный отбор, межвидовая конкуренция, эволюция, борьба за существование) приводят к объединению людей в единый организм — государство.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди – не только социальные, но и биологические организмы. Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это, хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

Теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг, Р. Иеринг, Ф. Оппенгеймер)

В основе происхождения государства лежат военные завоевания. Государственный аппарат формируется для организации подавления племенами-победителями завоеванных народов.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств. С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.

С точки зрения сторонников этой теории, государство, как аппарат управления побежденными создает собственность, начинает заниматься социальными вопросами и теряет свою насильственную суть: смягчаются формы и методы властвования, появляются такие институты, как парламентаризм, законность, равноправие граждан. В конце концов побеждает либеральное государство.

Теория общественного договора (Гуго Гроций, Б. Спиноза,, Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Гольбах, Ж.-Ж. Руссо, Дени Дидро, А. Радищев)

Существуют различные вариации данной теории. Объединяющие тезисы следующие. Государству предшествует естественное состояние — либо «золотой век», либо варварство (война всех против всех). В это догосударственное время человечество существовало в условиях абсолютной свободы. В целях всеобщего благополучия люди договорились ограничить свою индивидуальную свободу в пользу государства. Поэтому они наделяют государство некоторыми полномочиями и обязуются подчиняться государственной власти. В свою очередь, государство обязано поддерживать порядок, заботиться о людях, соблюдать и защищать неотчуждаемые права и свободы граждан.

Психологическая теория (Г.Тард, З. Фрейд, Л.И.Петраржицкий и др.). Возникла в XIX веке. Она объясняла появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая реальность, - это важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, и их ни в коем случае игнорировать нельзя.

Однако, роль психологических свойств личности (Иррациональных начал) в процессе происхождения государства не следует преувеличивать. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

Патримониальная теория. Наиболее ярким представителем данной теории является А.Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя, т.е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности. Подобные правители господствуют в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники – в виде приказчиков правителей.

Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в границах которого господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т.п. постепенно преобразуются из частного хозяйства государя, князя.

Однако в период своего возникновения государственные институты далеко не всегда реально находились в полном распоряжении правителя. Кроме того, в ту эпоху основную роль играло не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. Представителями данной теории преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние военно-политических, национальных, религиозных и иных факторов.

Ирригационная теория. Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории является Виттгофель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом чиновничества, государевых людей, обеспечивавших эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан, негосподствующие слои.

Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременного эксплуататора. Оно управляет, распределяя, учитывая, подчиняя и т.д.

Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, основные, базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.