Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование заработной платы.




Согласно Закону Украины “Об оплате труда” государство осуществляет регулирование заработной платы работников предприятий всех форм собственности и хозяйствования путем установления размера минимальной заработной платы, других государственных норм и гарантий, условий и размеров оплаты труда работников бюджетных организации, руководителей государственных предприятий, а также путем налогообложения заработной платы.

Государство также должно обеспечивать научно-методические обоснование заработной платы, тарифных условий, разработку нормативов трудовых затрат на массовые технологические процессы, изучение зарубежного и отечественного опыта организации заработной платы.

Государственное регулирование оплаты труда состоит прежде всего в установлении и пересмотре размера минимальной заработной платы и условий, которые влияют на ее величину.

Размер минимальной заработной платы и устанавливается с учетом:

- стоимостной величины минимального прожиточного бюджета с постепенным сближением уровня этих показателей по мере стабилизации и развития экономики страны;

- общего уровня средней заработной платы;

- производительности труда, уровня занятости и других экономических условий.

Минимальная заработная плата устанавливается в размере, не ниже стоимостной величины границы малообеспеченности в расчете на одного трудоспособного.

Устанавливая минимальную заработную плату, страны с развитой рыночной экономики ориентируются на соответствующие конвенции Международной организации труда. Как свидетельствует практика этих стран, установление минимума заработной платы на общенациональном уровне является хотя и важным, однако дополнительным инструментом регулирования оплаты труда, поскольку приоритет сохраняется за коллективными переговорами.

В современных условиях в Украине целью установления минимальной заработной платы является фиксирование нижней границы оплаты труда на предприятиях всех форм собственности.

Размер минимальной заработной платы устанавливается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины, как правило, один раз в год во время утверждения Государственного бюджета Украины с учетом предложений, выработанных путем переговоров представителей профсоюзов; собственников или уполномоченных ими органов.

Установленная на уровне государства минимальная заработная плата представляет собой государственную гарантию для всех категорий наемных работников и не подлежит снижению на уровне отрасли и предприятия.

Государством устанавливаются также нормы и гарантии в оплате за работу в сверхурочное время; в праздничные нерабочие и выходные дни; за время простоев не по вине работника, во время изготовления продукции, которая явилась браком не по вине работника.



Государство устанавливает нормы и гарантии в оплате труда работников моложе восемнадцати лет, в связи с сокращенной длительностью их ежедневной работы; гарантии для работников по оплате ежегодных отпусков; за время выполнения государственных обязанностей; для тех, кто направляется для повышения квалификации, на обследование в медицинские учреждения; переведенных временно на другую работу в связи с производственной необходимостью; для беременных женщин и женщин, имеющих детей возрастом до трех лет, переведенных на легкую работу; при разных формах производственного обучения, переквалификации или обучения другим специальностям; для доноров. Также предусматривается гарантии и компенсации работникам в случае переезда в другую местность, служебных командировок, работы в полевых условиях. Эти нормы и гарантии являются минимальными государственными гарантиями.

Договорное регулирование заработной платы является важной составляющей социального партнерства.

Договорное регулирование оплаты платы наемных работников в Украине осуществляется на основе системы тарифных соглашении на всех уровнях управления, которые заключаются в результате коллективных переговоров.

Переговоры ведутся и соглашения заключаются на государственном, межотраслевом (генеральное тарифное соглашение), отраслевом (отраслевое тарифное соглашение), производственном (тарифное соглашение как составляющая часть коллективного договора) уровнях.

Переговоры ведутся и соглашения заключаются на государственном, межотраслевом (генеральное тарифное соглашение), производственном (тарифное соглашение, как составляющая часть коллективного договора) уровнях.



На государственном уровне переговоры проводятся между Кабинетом Министров и Советом Федерации независимых профсоюзов Украины. Результатом переговоров должно быть заключение генерального (межотраслевого) тарифного соглашения, которое достигается с учётом консультаций с отраслевыми государственными органами управления, концернами, ассоциациями, советами предприятий, советами предпринимателей, а также с отраслевыми и другими профсоюзами или союзами (объединениями) работников.

На отраслевом уровне трёхсторонние коллективные переговоры между уполномоченными представителями государственного органа (органов) управления, уполномоченными представителями союза предпринимателей и соответствующими уполномоченными представителями отраслевого профсоюза (профсоюзов). В результате отсутствия профсоюза или выражения им недоверия трудящимися в переговорах принимают участие представители самих трудящихся. Результатом переговоров должно быть заключение отраслевого тарифного соглашения.

На территориальном уровне коллективные переговоры могут быть производиться между союзами предприятий, группами предприятий, расположенных на этой территории, независимо от формы собственности и хозяйствования и уполномоченными представителями профсоюзов.

На уровне предприятия, организации тарифное соглашение как часть коллективного договора заключается между уполномоченными на это представителями администрации или собственника и профсоюза (представителями трудящихся).

Предметом генерального тарифного соглашения являются:

1) дифференциация минимальных тарифных ставок по видам производств, работ и деятельности в производственных отраслях в зависимости от трудности работ, но не ниже установленной государством минимальной заработной платы;

2) единые для всей территории Украины минимальные ставки компенсационных доплат за работу в неблагоприятных, вредных и опасных условиях;

3) единые тарифные условия оплаты труда рабочих и служащих общих (сквозных) профессий и должностей;

4) взаимные обязательства сторон по выполнению соглашения.

Предметом генерального соглашения могут быть и другие вопросы оплаты труда и социальных гарантий работникам.

Предметом отраслевого, а также регионального тарифного соглашения является:

1) единые для предприятий отрасли (подотрасли), территории, тарифная сетка рабочих и шкалы соотношений минимальных должностных окладов по группам должностей руководителей, специалистов и служащих;

2) единые для разных категорий работников отрасли минимальные размеры доплат и надбавок;

3) взаимные обязательства сторон по выполнению соглашения.

Предметом тарифного соглашения на производственном уровне как составной части коллективного договору являются:

1) формы и системы оплаты труда для различных категорий и групп работников;

2) минимальная тарифная ставка, дифференцированная по видам и типам производств в пределах размеров предусмотренных генеральным тарифным соглашением;

3) размеры тарифных ставок и должностных окладов по разрядам работ и должностям работников;

4) виды и размеры доплат, надбавок, премий и других стимулирующих и компенсационных выплат и условий их выплаты;

5) условия оплаты труд в сверхурочное время, время простоев не по вине работника;

6) взаимные обязательства сторон по выполнению соглашения.

Коллективно-договорная система трудовых отношений на производственном уровне должна способствовать защите интересов как работодателей, так и работников, улучшению организации трудовых отношений, а также обеспечению их стабильности.

В коллективном договоре в соответствии с Законом Украины “Об коллективных договорах и соглашениях” устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, а именно:

1) изменения в организации производства и труда;

2) обеспечение продуктивной занятости;

3) нормирование и оплата труда, установление форм, систем, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и др.);

4) установление гарантий, компенсаций, льгот;

5) участие трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприятия;

6) режим работы, длительность рабочего времени и отдыха;

7) условия и охрана труда; и т. д.

 

Вопросы для обсуждения и контроля

1. Назовите и охарактеризуйте функции заработной платы.

2. Перечислите рыночные и нерыночные факторы, влияющие на уровень заработной платы.

3. Какие принципы следует соблюдать при организации заработной платы? Что понимается под организацией заработной платы?

4. Что представляет собой тарифная система заработной платы? Назовите и охарактеризуйте основные элементы тарифной системы.

5. Назовите применяемые формы оплаты труда, условия из применения, достоинства и недостатки каждой из форм оплаты труда.

6. Перечислите системы повременной и сдельной форм оплаты труда. Как определить заработную платы по каждой из названных систем?

7. Объясните, как определяется общий заработок коллектива (бригады) в целом и каждого её члена в отдельности.

8. Назовите основные элементы системы премирования работников предприятия.

9. Как государство осуществляет регулирование заработной платы работников предприятий?

10. Как осуществляется договорное регулирование заработной платы работников?

11. Что является предметом генерального, отраслевого соглашения, тарифного соглашения на уровне предприятия?

Тема 11.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

11.1. Сущность социальной политики, её цели и задачи в области доходов населения

11.2. Доходы, их состав и структура

11.3. Дифференциация доходов населения и факторы, её определяющие

11.4. Понятие и показатели уровня жизни населении

11.5. Социальная защита населения: природа, функции и механизмы осуществления

 

11.1. Сущность социальной политики, её цели и задачи в области доходов населения

Под социальной политикойпринято понимать составную часть внутренней политики государства, выраженную в его социальных програм­мах и практике, регулирующую отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Социальная политика предполагает систему управленческих, органи­зационных, регулирующих действий и мероприятий, направленных, прежде всего, на содействие целенаправленной деятельности граждан, их всесто­роннее развитие, обеспечение соответствующего уровня жизни и работы, социальную защиту,

Цельсоциальной политики: создание необходимых условий для раз­вития и оптимального функционирования социальных отношений, полного раскрытия творческого социального потенциала человека, повышение уров­ня и качества жизни граждан на основе стимулирования трудовой и хозяйст­венной активности населения, а также достижение в обществе социального согласия и целостности.

Содержание социальной политики находится во взаимосвязи с конкретным этапом исторического и национального развития общества и во многом обусловлено его политической системой, экономическим и духов­ным состоянием.

Субъектами социальной политики являются люди, государство, общество, социальные институты государства и общества, политические партии, общественные организации, коллективы, профсоюзы, общественные орга­низации работодателей и собственников, различные фонды и т.д.

Основным субъектом социальной политики является человек.

Важным субъектом является государство, поскольку именно оно осу­ществляет комплекс мер, направленных на постоянное социальное развитие общества в различных сферах:

· в сфере труда и социально-трудовых отношений;

· в сфере доходов населения;

· в сфере занятости и регулирования рынка труда;

· в социальной сфере;

· в экологических вопросах;

· в сфере демографических и миграционных процессов.

Как сказано выше, социальная политика связана с экономическим состоянием общества, поэтому роль государства в реализации социально-экономической политики может быть выражена в следующих функциях: стабилизирующей (стабилизационной) функции, функции распределения ресурсов, функции распределения доходов.

Социальными целями политики перераспределения доходов являются:

· создание гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, т.е. социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике;

· формирование системы государственных минимальных стандартов;

· ускорение научно-технического прогресса, инновационной деятельности на производстве;

· обеспечение социальной справедливости в обществе, переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий
женщинам, детям, молодёжи.

Основными задачамисоциально-экономической политики в Украине являются:

- ликвидация бедности, последовательное повышение уровня жизни
населения и снижение социального неравенства;

- социализация реализуемых в государстве структурных составляющих экономической политики (структурной, инвестиционной, ценовой, бюджетной, денежно-кредитной, налоговой и т.д.);

- обеспечение условий максимально полной реализации принципов социальной справедливости и социальных прав, гарантий, которые определены конституционными нормами;

- обеспечение социальной стабильности в обществе.

Социальная политика призвана обеспечивать поддержание опреде­лённого уровня благосостояния граждан, удовлетворение их материальных и интеллектуальных потребностей, формировать уважение к достоинству че­ловека и обеспечивать социальный мир в обществе.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал