Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценовые и не ценовые факторы, влияющие на спрос






Совокупный спрос, так же как и индивидуальный спрос, предполагает обратную связь между величиной цен и совокупным спросом. Увеличение общего уровня цен ведет к снижению совокупного спроса и наоборот. В соответствии с этим кривая совокупного спроса имеет падающий слева на право характер.

 


Падающий характер кривой AD нельзя объяснить микроэкономическими причинами. Движение совокупного спроса происходит под влиянием специфических ценовых и не ценовых факторов. Причем, ценовые факторы приводят к движению совокупного спроса по данной кривой, а неценовые смещают кривую AD влево, вправо по каждому из уровней цен.

Выделяют 3 макроэкономических ценовых детерминанты:

Эффект процентной ставки

Эффект богатства

Эффект импортных товаров.

Процентная ставка – это плата за деньги. При всеобщем повышении цен и при данном объеме денежной массы увеличивается спрос на деньги. Субъектам экономики требуется их больше даже для сохранения прежнего уровня покупок. Это приводит к росту процентных ставок. Деньги становятся дорогими, что приводит к сокращению покупательной способности субъектов экономики, т.е. наблюдается обратная связь между ростом уровня процентной ставки и спросом на реальный ВНП.

Эффект богатства (эффект реальных кассовых остатков). Часть богатства субъектов экономики представляется в форме высоколиквидных активов. При повышении уровня цен владельцы активов с фиксированными доходами теряют часть своих доходов, а следовательно могут меньше купить. При дефляции владельцы активов с фиксированными доходами наоборот богатеют.

Эффект импортных товаров. Общее повышение цен на внутреннем рынке приводит к двум эффектам: во-первых, субъекты экономики переориентируют свой спрос с национальных товаров на импортную продукцию, во-вторых, иностранные покупатели нашей продукции уходят с нашего рынка. Все это приводит к тому, что чистый экспорт сокращается и совокупный спрос падает.

Неценовые детерминанты:

1) Уровень благосостояния домохозяйств: чем выше доходы домохозяйств, тем выше совокупный спрос по всем уровням цен. При этом с ростом доходов имеет место запаздывание совокупного спроса домохозяйств. Это обусловлено тем, что доходы с определённого момента все больше не проедаются, а накапливаются. Таким образом, с ростом доходов кривая AD смещается вправо. Верно и обратное.

2) Налоги. Понижение налогов приводит к росту реальных доходов.

3) Ожидание предполагает прогнозную оценку домохозяйствами будущих доходов. Если тенденции экономического роста свидетельствуют об экономическом подъеме и увеличении будущих доходов, то домохозяйства начинают потреблять больше уже в данный момент. Кривая спроса смещается вправо.

4) Задолженность домохозяйств по кредитам. Высокая потребительская задолженность сдерживает совокупный спрос и наоборот.

5) На инвестиционную часть совокупного спроса влияет уровень нормы прибыли в экономике. Если наблюдается тенденция к росту нормы прибыли, то совокупный спрос увеличивается.

6) Изменение процентной ставки, не связанное с изменением общего уровня цен. Это может быть связано с государственной политикой предложения денег.

7) Государственная политика в области амортизации.

8) Наличие избыточных производственных мощностей. При их избытке инвестиционный спрос понижается, кривая AD смещается влево.

9) Государственный спрос регулируется правительством в зависимости от той фазы делового цикла, в которой находится экономика.

10) Совокупный спрос в данной стране зависит от уровня доходов, которые сложились в других странах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.