Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная политика в сфере регулирования занятости






Государственное регулирование рынка рабочей силы представляет собой систему мер целенаправленного воздействия на спрос, предложение, цену товара рабочая сила с целью стабилизации общества, повышения эффективности общественного воспроизводства, обеспечения устойчивого экономического роста.

Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально – экономическое развитие обще­ства и каждого его члена.

Активная политика занятости – это со­вокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государст­вом с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связан­ные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабо­чих мест; активный поиск и подбор рабочих мест, финансирование создания новых рабо­чих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ, меры по согласованию спроса и предложения, труда, меры помощи регионам и т. д.

Пассивная политика предусматривает выплату пособий безработным и представ­ление услуг по подбору рабочего места че­рез государственную службу занятости.

Проведение активной государственной политики занятости населения осуществля­ется путём разработки и реализации госу­дарственных и региональных программ за­нятости. Эти программы формируются ис­ходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.

Основные направления государственной политики в области содействия занятости населения:

1) развитие людских ресурсов для труда;

2) обеспечение равных возможностей всем гражданам Украины независимо от факторов (пол, возраст и т. д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

3) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие чело­века;

4) поддержка трудовой и предпринима­тельской инициативы граждан, со­действие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

5) обеспечение социальной защиты в об­ласти занятости населения;

6) предотвращение массовой и сокраще­ние длительной (более одного года) безработицы;

7) поощрение работодателей, сохраняю­щих действующие и создающих но­вые рабочие места (прежде всего для граждан особо нуждающихся в соци­альной защите);

Методы воздействия на занятость подразделяются на:

· прямые (административные): законо­дательное регулирование; трудовое законодательство; коллективные до­говоры;

· косвенные (экономические): финансо­вая, монетарная, фискальная политика.

Для реализации государственной поли­тики занятости населения в Украине создана государственная служба занятости. Основ­ные направления работы служб занятости: содействие трудоустройству, дополнитель­ные меры по содействию занятости лиц, особенно нуждающихся в социальной за­щите (включая квотирование рабочих мест); содействие самозанятости и предпринима­тельской деятельности, организация обще­ственных работ временной занятости насе­ления; профориентация и консультирование; обучение и переобучение безработных и т.д.

Государственная служба занятости состоит из Государственного цент­ра занятости Министерства труда и социальной политики Украины, центра занятости Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских, районных, межрайонных, городских и районных в городах центров занятости, центров организации профессио­нального обучения незанятого населения и центров профессиональной ориентации населения, инспекций по контролю за соблюдением законо­дательства о занятости населения.

Регулирование правового положения государственных служащих, которые работают в указанных подразделениях государственной службы занятости, осуществляется в соответствии с Законом Украины «О государственной службе». В состав государственной службы занятости вхо­дят также учебные заведения профессиональной подготовки незанятого населения, информационно-вычислительные центры, территориальные и специализированные бюро занятости, центры реабилитации населения, предприятия, учреждения и организации, подчиненные службе заня­тости.

Услуги, связанные с обеспечением занятости населения, предоставля­ются государственной службой бесплатно.

Деятельность государственной службы занятости финансируется за счет средств государственного фонда содействия занятости населения, предусмотренных на эти цели.

Государственный фонд содействия занятости населения является общегосударственным внебюджетным целевым фондом, самостоятельной финансовой системой и создан на государственном и местном уровнях за счет:

· ассигнований государственного и местных бюджетов, размер которых устанавливается Верховной Радой Украины;

· сборов на обязательное социальное страхование на случай безработицы;

· средств службы занятости, полученных от предоставления платных услуг предприятиям и организациям, и части прибыли предприятий, учреждений и организаций, которые создаются государственной службой занятости.

Министерство труда и социальной политики Украины (далее — Минтруда Украины) — центральный орган исполнительной власти, ко­торая обеспечивает проведение в жизнь государственной политики в сфере занятости, социальной защиты, социального страхования, оплаты, нормирования и стимулирования труда, охраны труда, условий труда, пенсионного обеспечения, социального обслуживания населения, соци­ально-трудовых отношений, координирует деятельность относительно реализации государственных и региональных социальных программ, на­лаживание социального партнерства.

Важным направлением деятельности правительства являются программы занятости населения, которые должны разрабатываться на основе системно-комплексного подхода и предусматривать информационное обеспечение; мониторинг, анализ и прогноз ситуации в области занятости; выбор мер государственного воздействия. Эти меры должны включать правовую основу; организационно-экономический механизм реализации; расчет финансовых затрат; определение источников финансирования; контроль за ходом реализации программы; внесение корректив и уточнений в программу; адресный характер реализации программы.

Важным обстоятельством при разработке программ занятости является дифференцированный учет особенностей занятости населения в каждом регионе Украине, что позволит совершенствовать общеэкономическую стратегию в целом.

В Украине для целенаправленного формирования занятости в экономике можно выделить три хозяйственных сектора: 1) сектор экономического роста, привлечения инвестиций, создающий новые рабочие места и аккумулирующий всю конкурентоспособную рабочую силу в народном хозяйстве Украине и ее регионах; 2) сектор высвобождения рабочей силы при одновременном государственном регулировании и недопущении социальных потрясений при прове­дении политики банкротств; очертание его границ позволит пред­видеть возможные реальные масштабы высвобождения рабочей силы; 3) сектор наименьшей конкурентоспособности рабочей силы, или «застойный; в этом секторе необходимо поддерживать на низком уровне социальное обеспечение работников.

Государственная политика занятости должна формироваться та­ким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечивать предоставле­ние работы всем нуждающимся в оплачиваемом труде, а с другой стороны, побуждать добровольный уход из сферы производства то­варов и услуг, стимулировать сокращение скрытой безработицы пу­тем формирования социально обоснованной незанятости (уход за детьми, престарелыми, инвалидами, досрочный выход на пенсию и т.п.). Содержание населения этой группы должно взять на себя государство, используя систему социальной помощи и страхования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.