Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели и критерии оценки социально-трудовых отношений






На практике отдельные частные показатели или даже несколько показателей в совокупности не могут реально отражать состояние СТО — для этих целей используется интегральный показатель «качество трудовой жизни» (КТЖ), который позволяет оценить не толь­ко состояние, но и степень развития СТО в трудовой сфере.

Под качеством трудовой жизни понимается систематизированная совокупность свойств, характеризующих условия производственной жизни и позволяющих учесть степень реализации интереса работника и использования его способностей (интеллектуальных, мораль­ных, организаторских, физических и др.).

Теоретические подходы к определению КТЖ в основном оформились в 60—70-х гг. XX в. Основу концепции КТЖ составляют три важнейших положения: обеспечение в ходе самореализации работника его удовлетворенности достижениями в труде — более важный мотиватор, чем зарплата и карьера; соблюдение требований трудовой демократии (развитие демократизации производства); наличие возможностей постоянного профессионального роста. При этом концепция включает два важных направления: автономию личности работника и возможность развития его разнообразных способ­ностей, т.е. индивидуальный подход к человеку труда. Именно по­этому в крупных корпорациях организованы постоянно действующие курсы по обучению и система повышения квалификации, а некоторые корпорации оплачивают обучение работников вне предприятия, устанавливают плату за знания, поощряя профессиональный рост.

В 70-е гг. за рубежом стали внедряться программы КТЖ. На этот процесс оказали влияние объективные факторы: давление профсоюзов, экономическая ситуация, технологические изменения, внедрение автоматизации и компьютеризированной технологии.

Измерение и оценку КТЖ начали производить на основе си­стемы показателей, полученных с помощью официальной статистической информации, специальных социологических исследований и социологических опросов, экспертных оценок. Система показателей предусматривала характеристику КТЖ с позиции работника, предпринимателя (руководства предприятия) и общества. Ос­новные параметры оценки КТЖ анализировались по пяти группам: технология, организация труда, личные потребности работников, рабочее место, внешняя среда и общество. Параметр рассчитывался как отношение фактического состояния к нормативному значению. Оценка КТЖ с позиции общества определялась по затратам на со­циальную защиту работников и их иждивенцев, на основе расчета коэффициентов удовлетворенности качеством трудовой жизни.

Условия труда оценивались по критериям тяжести труда. Уровень организации труда определялся как интегральный показатель и т.п.

В конце 1980 г. в 24 странах ОЭСР стали применять для оценки КТЖ систему следующих показателей: распределение заработка; использование рабочего времени (продолжительность оплачивае­мого отпуска, средняя продолжительность рабочего времени, вре­мя на дорогу, на работу, используемые графики работы); безопас­ность и условия труда (нарушение нормальных условий труда, смертность на рабочем месте). Вес эти показатели определяются и исследуются в разных аспектах: в разрезе отраслей, профессий, пола, возраста; типа домохозяйства, социально-экономического статуса, размера населенного пункта (пол, возраст, социально-экономический статус работника, тип домохозяйства, учет размера населенного пункта относятся к так называемым стандартным показателям), а также в разрезе внутренней структурной размеренности (например, оплачиваемый отпуск от __ до __ дней, время на дорогу от __ до __ минут, оплата труда от __ до __дол. или грн.) и т.п.

Показатель КТЖ является определяющим в жизни человека, но это только один из элементов качества и уровня жизни людей в целом, поэтому при оценке степени развитости СТО важно понимать взаимосвязь факторов, характеризующих качество трудовой жизни, качество и уровень жизни людей и факторов развития СТО.

 

Вопросы для обсуждения и контроля

1. В чем сущность социально-трудовых отношений?

2. Охарактеризуйте структуру элементов социально-трудовых отно­шений.

3. Дайте характеристику основных типов социально-трудовых отношений.

4. Охарактеризуйте субъекты социально-трудовых отношений.

5. Охарактеризуйте факторы, воздействующие на формирование и развитие социально-трудовых отношений: в масштабе общества, в рамках организации.

6. Изложите основные принципы формирования социально-трудовых отношений.

7. Изложите основные направления формирования новой системы социаль­но-трудовых отношений.

8.Дайте характеристику трудового конфликта. В каких случаях возникает трудовой конфликт?

9. Раскройте критерии, по которым дается типология трудовых конфликтов.

10.Расскажите о негативных и позитивных последствиях трудового конфликта.

11.Раскройте причины трудовых конфликтов исходя из типов противоречий.

12.Охарактеризуйте формы разрешения трудового конфликта.

13.Расскажите об истории формирования концепции социального партнерства.

14.Дайте характеристику понятия «социальное партнерство».

15.Какие направления охватывает социальное партнерство?

16.Определите критерий оценки социально-трудовых отношений. Как измеряется показатель «качество трудовой жизни»?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.