Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы управленческого учета






1. Принцип обособленности. Требует рассмотрения каждого экономического субъекта отдельно от других. В управленческом учете при решении специфических задач обособленно рассматривается фирма не только в целом, но и отдельные его подразделения;

2. Принцип непрерывности. Подразумевает необходимость формирования информационного поля учетных данных постоянно, а не время от времени;

3. Принцип полноты. Информация, которая касается учетно-управленческой проблемы, должна быть максимально полной для того, чтобы решения, принятые на основе этой информации, были максимально эффективными. С принципом полноты тесно перекликается принцип надежности, который требует, чтобы информация, используемая при принятии решений, была обоснованной;

4. Принцип своевременности. Информация должна быть представлена тогда, когда она необходима;

5. Принцип сопоставимости. Одинаковые показатели за разные периоды времени должны быть сформированы в соответствии с одними и теми же принципами;

6. Принцип понятности. Информация, представленная в любом учетном документе, должна быть понятна пользователю этого документа. В случае управленческого учета можно сказать, что информация, подготовленная для менеджера, который будет принимать по ней какие-либо решения, должна быть представлена в такой форме, чтобы менеджер понял, что содержит в себе документ. Информация должна быть уместной, т.е. должна относиться к интересующей менеджера проблеме и не быть перегружена лишними деталями;

7. Принцип периодичности. Совершенно очевидный принцип, хотя фактически выдержать его сложнее, чем при подготовке внешней финансовой отчетности, там этот принцип поддерживается законодательным требованием представления периодической отчетности. Однако и внутренний оборот информации, и внутренние отчеты желательно также строить с учетом этого принципа;

8. Принцип экономичности. Данный принцип никогда не обсуждается относительно финансового учета, поскольку в силу своей жесткой внешней регламентированности ведения финансового учета он обязателен для организации. Затраты на поддержание системы управленческого учета должны быть существенно меньше затрат на ее функционирование. Информационный обмен учетно-управленческими данными должен приносить организации пользу в виде снижения трансанкционных и прочих затрат.

Соблюдение перечисленных выше принципов позволяет построить такую систему управленческого учета, чтобы она максимально соответствовала главной цели этого вида деятельности.

Приступая к внедрению управленческого учета, первым делом необходимо определить, кто возглавит эту работу. Наиболее целесообразно поручить ее финансовому директору фирмы и возложить на него решение следующих задач:

1. разработать динамический метод расчета себестоимости и в дальнейшем применять его на практике;

2. разработать систему классификации ассортимента и подсчета затрат. Эта задача потребует провести инспектирование всех производственных подразделений фирмы, чтобы изучить механизмы образования затрат на каждом участке, оценить их целесообразность и обоснованность;

3. создать компьютерную систему учета и анализа данных о деятельности фирмы. При этом очень важен квалифицированный взгляд со стороны. Не в каждой компании есть специалисты, которые могут выполнить весь сложный комплекс работ, связанных с постановкой управленческого учета. Поэтому, если организация намерена решить эту проблему эффективно, лучше всего пригласить профессиональных консультантов.

Система управленческого учета в организации действует посредством ряда функций, которые можно разделить на две группы на основании того, что форму или содержание информационных потоков определяет данная функция:

1. функции, обеспечивающие организацию информационных потоков;

2. функции, определяющие содержание информационных потоков.

Среди функций, которые обеспечивают организацию информационных потоков, можно выделить следующие:

1. разработка и (или) внедрение систем обмена информацией между различными сегментами организации и представления информации (подготовка разного рода внутренних управленческих отчетов);

2. анализ информации;

3. планирование деятельности.

Функциями, определяющими содержание информационных потоков, являются:

1. координация деятельности подразделений, сегментов организации или отдельных сотрудников;

2. мотивация персонала;

3. контроль за выполнением планов.

Цель управленческого учета достигается в рамках указанных функций посредством решения ряда задач, которые сами по себе могут конкретизироваться подзадачами (задачами более низкого уровня).

Можно сформулировать множество задач, решаемых в системе управленческого учета в организации. Во всех случаях выбор индивидуален и зависит от целей и задач самой организации, от того, какая ситуация сложилась в ее бизнес-среде, какой рыночной стратегии и тактики придерживается ее руководство и насколько формализованы и стандартизированы учетно-аналитические процедуры и процесс принятия решений в самой организации. В качестве основных задач, решаемых в системе управленческого учета большинства организаций, в рамках названных функций можно выделить следующие:

1) представление информации:

  • оценка запасов;
  • обоснование продажных цен;
  • исчисление прибыли;
  • формирование информационных файлов о доходах и затратах;
  • разработка и представление руководству организации различных внутренних отчетов;

2) анализ:

  • определение путей наиболее эффективного использования ресурсов, в том числе ограниченных;
  • выявление возможности роста финансовой результативности (внутренних резервов) и межпериодная оптимизация финансового результата;
  • подготовка информации для принятия решений о структуре и объемах выпуска продукции;
  • подготовка информации для принятия решений о способах финансирования различных проектов, сегментов, видов деятельности и т. д.;
  • разработка вариантов инвестирования;

3) планирование:

  • прогнозирование будущих значений показателей;
  • разработка оперативных и тактических планов;
  • подготовка информации для принятия решений о системе и краткосрочных или долгосрочных целей и задач организации;

4) мотивация:

  • мотивация сотрудников и менеджеров;
  • разработка способов участия сотрудников и менеджеров в прибыли компании;
  • разграничение сфер ответственности менеджеров;
  • разработка способов оценки эффективности работы подразделений и менеджеров;

5) координация:

  • координация деятельности различных сегментов бизнеса;
  • оптимизация структуры бизнеса;
  • выработка политики в области распределения накладных расходов между подразделениями организации и (или) продуктами;
  • организация текущего обмена информацией между подразделениями и менеджерами;

6) контроль:

  • организация внутреннего финансового контроля;
  • организация внутреннего аудита;
  • сравнение фактически достигнутых с плановыми показателями и разработка рекомендаций руководству по устранению или недопущению выявленных отклонений в будущем.

Бюджетирование затрат. В условиях рыночной системы хозяйствования управление затратами на фирме тесно связано с финансовым управлением. Это достигается бюджетированием затрат, т. е. построением на фирме системы бюджетного планирования, контроля и анализа затрат и финансовых ресурсов. Внедрение бюджетирования ресурсов обеспечивает целый ряд преимуществ:
• планирование бюджетов структурных подразделений дает более точные предполагаемые объемы и структуру затрат;
• утверждение месячных (квартальных, годовых) бюджетов предоставляет структурным подразделениям большую самостоятельность в расходовании фонда оплаты труда, что повышает материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;
• упрощение системы контроля бюджетных средств позволяет сократить непроизводительные расходы рабочего времени экономических служб фирмы;
• вводится более строгий режим экономии затрат и финансовых ресурсов фирмы, что особенно важно для выхода из экономического кризиса.
Система бюджетирования охватывает на фирме как производственные подразделения, так и функциональные службы (отделы) и подразделения непромышленной группы.
Бюджетирование затрат структурных подразделений целесообразно в известных границах.
Для производственных подразделений основного производства, деятельность которых зависит от объема производства и реализации продукции (работ, услуг) фирмы, есть смысл устанавливать бюджеты затрат на выполнение отдельных договоров (проектов). Утверждение общего бюджета затрат таким подразделениям оправдывает себя при стабильных условиях производства и реализации, каковые на практике наблюдаются достаточно редко. В условиях нестабильности объемов производства и реализации продукции производственным подразделениям основного производства лучше всего устанавливать расчетный норматив затрат на единицу объема производства продукции (работ, услуг). Можно нормировать как общий объем затрат на единицу продукции, так и затраты на использование отдельных видов ресурсов (на заработную плату, материальные затраты, на энергоресурсы и другие).


Тема 5

Планирование и прогнозирование развития фирмы в условиях рыночной экономики

 

Планирование деятельности фирмы

Сущность планирования, его значение в современной экономике

Планирование как функция управления производством системы особенностей управления ее функционированием и развитием позволяет охарактеризовать одну из важнейших функций управления планирование.

Исходя из вышесказанного, планомерное развитие экономики можно понимать как развитие, соответствующее задачам, поставленным определенным органом управления. Таким образом, планомерное развитие, по сути дела, - противоположность стихийному, лишенному целевого руководства развитию экономики.

В этом смысле планомерность присуща экономике вообще, вне зависимости от способа производства. Ведь в истории нет и не было такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны заинтересованных субъектов или определенных органов управления. Любой более или менее крупный предприниматель, фирма, государственное, кооперативное фирма всегда имеют известный план ведения своей деятельности.

Таким образом, не вызывает сомнений вывод, что построение и использование планов, программ - одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством, хозяйством.

В чисто логическом смысле план, прежде всего, содержит в себе ту систему перспектив и результатов, реализация которых имеется в виду или уже намечена соответствующим органом управления данным хозяйственным объектом. Сюда могут относиться, например, перспективы роста объемов продукции, повышения производительности труда, развития техники, технологии производства, его кооперирование и т. д. Такого рода перспективы должны строиться на основе учета не только целей производства, но и на основе анализа объективных условий деятельности.

Следовательно, эти перспективы являются выражением желательных результатов хозяйствования в возможных на определенный период рамках.

Исходя из этого, можно охарактеризовать два других важнейших элемента планирования, элемента любого плана: во-первых, анализ сложившейся хозяйственной ситуации и тенденций ее развития, и, во-вторых, построение системы мероприятий и выбор средств воздействия на ход развития производства в целях направления его по максимально желаемому руслу. Нетрудно заметить, что эти элементы во многом совпадают с этапами формирования модели развития производства, что еще раз доказывает важность планирования для любого развития вообще.

Таким образом, определение перспектив развития, анализ сложившегося положения и разработка на этой основе программы мероприятий для достижения поставленной цели - три основных и необходимых элемента построения плана. Сущность этих элементов говорит о теснейшей связи их с проблемой предвидения, прогнозирования хода социально-экономического развития.

Достаточно широко известна формула французского философа Огюста Конта: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы управлять. В этой формуле хорошо выражена мысль о том, что управлять, а следовательно, и планировать - нельзя без предвидения и что предвидеть можно только на основании имеющихся знаний.

В свою очередь, обоснованное предвидение, прогнозирование опирается, во-первых, на знание связей и закономерностей социально-экономического, хозяйственного развития, и, во-вторых, на знание практического опыта. Социально-экономические явления отличаются чрезвычайной сложностью и малой степенью устойчивости по причине влияния на них огромного числа факторов. Отсюда и высокие требования, которые предъявляются к анализу и разрабатываемой на его основе программе действий.

Сложность социально-экономических явлений, их анализа и прогнозирования развития состоит и в сложности экономической системы, в которой они имеют место: особая, сложная организация этой системы нуждается в согласованном функционировании отдельных ее элементов. Поэтому можно сказать, что планомерность означает еще и постоянное, сознательно поддерживаемое соответствие (пропорциональность) отдельных частей, структурных звеньев экономики. Все стороны экономической жизни, соотношения и связи между ними, направления и темпы развития подлежат, исходя из этого, обязательному анализу и отражению в плане.

Следовательно, можно еще раз подчеркнуть, что планирование и прогнозирование являются важнейшими функциями процесса управления производством, без них трудно осуществима успешная работа фирмы. Они позволяют:

· предвидеть перспективу развития фирмы на будущее, использовать будущие благоприятные условия либо решать возникающие проблемы;

· более рационально распределять и использовать все ресурсы фирмы;

· обеспечивать устойчивость бизнеса и избежать риска банкротства;

· целеустремленно, последовательно и эффективно проводить научно-техническую политику на фирме;

· своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;

· повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние фирмы;

· обеспечивать координацию действий на фирме;

· стимулировать сбор, анализ и использование необходимой информации;

· совершенствовать контроль за ходом производственно-хозяйственной деятельности.

Методы планирования

Любой план производства должен строиться на базе ряда научных принципов. При этом под принципами планирования понимают основные теоретические положения, которыми руководствуется фирма, его работники в процессе планирования. Именно они, эти принципы, предопределяют направления и конкретное содержание плановой работы на фирме.

Известно, что в свое время, один из создателей современной теории управления производством, А. Файоль выделил следующие основные принципы осуществления плановой деятельности (составления " программы действий"):

· единство;

· непрерывность;

· гибкость;

· точность.

Принцип единства,

комплексности, увязки и координации предполагает комплексный, системный характер процесса планирования. Системный характер планирования обусловлен системной структурой самого объекта планирования - фирмы. Как было отмечено при характеристике целей производственно-хозяйственной деятельности, само фирма как система представляется совокупностью взаимных элементов, имеющих единую целевую направленность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.