Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль метафизики. На допарадигмальной стадии ученые, не имея опоры в лице парадигмы, часто ищут объяснений в метафизических рассуждениях и утверждениях






На допарадигмальной стадии ученые, не имея опоры в лице парадигмы, часто ищут объяснений в метафизических рассуждениях и утверждениях. Любая парадигма, будучи принята, включает в себя в том числе элементы зафиксированого мировозрения, ответы на метафизические вопросы (о глобальном устройстве мира). К условиях кризиса ученые, ища опору, вновь обращаются к рассмотрению метафизических вопросов и основ.

Критика метафизики третьим позитивизмом. Статья Р.Карнапа «Преодоление метафизики логическим анализом языка».

 

 


 

Наука в средние века: наука у арабов и в позднем европейском средневековье.

В 529г. – закрытие Афинской школы ф-и, изгнание в Персию неоплатоников. В 533г. - новую Академию открывают в г.Гондишапуре, в Иране. Миграция мысли на Восток.

Ибн Рушд или Аверроэс (1126-1198) – ф-ф (перипатетик), естествоиспытатель. Алхимик. «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс – Аристотеля». Первичность материи, неуничтож-ть движения. Мир ограничен в простр-ве. Бог = конечная цель, стремление к лучшему. Теория двойств. истины. Ф-я и религия должны приходить к одним выводам, но возможны и расхождения. Религия – для толпы, ф-я – для избранных. Сциентизм: человек должен преодолеть скотское состояние, главной чертой к-рого явл. вера в авторитеты. Главное – воспитание детей в стремлении к знаниям.

Прогресс в области мат-ки, физики, мед., астрономии. В 9 в. – перевод на арабский яз. «Великой матем. системы астрономии», «Начал» Евклида, Аристотеля, Архимеда. Восточные гос-ва значительно опережали Европу в эконом.и культурном разв-и в течение раннего средневековья (VII—XI вв.) Торговля давала богатый материал для математич. задач, дальние путешествия стимулировали развитие астрономич. и географ. знаний, разв-е ремесла.

Новая математика, удобная для решения вычислительных задач, берет начало на Востоке. Абу Абдалла Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми (~780 - ~ 850гг.) – труды по арифметике и трактат по алгебре. Благодаря ему Европа познакомилась с индийской позиционной системой чисел и употреблением нуля, арабскими цифрами, арифметическими действиями с целыми числами и дробями. Алгебраический трактат Хорезми дал имя новому разделу математики — алгебре («Аль-Джабар»). В трактате Хорезми решались линейные и квадратные уравнения. В XII в. в Европе появляются переводы трактатов Хорезми и др. восточ. авторов. К началу научной революции Коперника - Галилея новая нумерация, алгебра и тригонометрия были не только освоены, но и развиты европейскими учеными.

Арабы начали культивировать и экспериментальную науку.

Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (Бируни) производил точные определения плотностей металлов и других веществ с помощью изготовленного им прибора. Бируни пытался определить радиус Земли, размышлял о гелиоцентрической системе мира, (в то время в Европе господствовали наивные представления о Земле как о плоской лепешке, накрытой хрустальным колпаком и опоясанной океаномJ)

Абу Али ибн Сина (980-1037) – ф-ф, мат., муз., астроном, врач («Канон врачебной науки»). Более 100 трудов. За 800 лет до Пастера – мысль об инфекц. возбудителях заболеваний.

В 15в. (после разгрома Самаркандской обсерватории и т.п.) – закат мат., физ. и др. знаний на Востоке.

Уже с X в. начинают развиваться эконом.и культурные связи Европы и Востока. Большую роль сыграли в этом крестовые походы, доставившие европейцам новые сведения: экономические, технические и культурные. Труды Аристотеля и Птолемея вернулись на кафедры средневековых университетов в арабских переводах. К. Свасьян: «Европа вновь открывается «Афинам», но уже изготовленным в Гондишапуре».

 


 

Утонченный фальсификационизм и модель развития науки И. Лакатоса.

Изучая закономерности развития научного знания, бри танский философ и историк науки Имре Лакатос (1922 1974) цель своих исследований видел в логико нормативной реконструкции процессов изменения знания и пост роения логики развития аучных теорий на основе изуче ния реальной эмпирической истории науки. Лакатос предложил вариант логики догадок и опровержений, " догматы логического позитивизма гибельны для истории и философии математики... логика математического открытия не может быть развита без критицизма и окончательного отказа от формализма" '. формализму (как сути логического позитивизма) Лакатос противопоставляет программу, основанную на единстве логики доказательств и опровержений. Основная идея концепции Лакатоса (конкурирующих научно-исследователь ких программ) и ее цельСам Лакатос рассматривал свою концепцию как завер шающий этап в развитии доктрины фальсификационизма от наивного (догматического) к методологическому Поппер) и далее к утонченному методологическому фальсификационизму. Его методология рассматривает рост зрелой (развитой) науки как смену ряда непрерывно вя занных теорий притом не отдельных, а серии (совокуп ности) теорий, за оторыми стоит исследовательская программа. " моя " методология" лишь оценивает вполне сформировавшиеся теории или исследовательские про граммы и не намеревается предлагать никаких средств и для выработки хороших теорий, ни даже для выбора между двумя конкурирующими рограммами. Мои " методо логические правила" обосновывают рациональность при ятия эйнштейновской теории, но они не заставляют ученых работать с программой Эйнштейна, а не Ньютона".оценивает теории в " готовом" виде, но не механизм их становления и развития. Методологию следует знать, но нельзя абсолютизировать и субъективизировать Лакатос разделяет мнение Поппера о том, что ученые еще не научились быть " достаточно критичными и рево люционными". Одна из причин этого - невнимание к методологическим вопросам.если признавать, что высшая цель науки состоит в достижении истины, то следует знать, какой путь ве дет к стине.Методология обычно скрыта и не всегда четко ее мож но выявить, т. е. ее можно осознавать или не осознавать.Правила и предписания методологии не следует абсолютизировать, а чрезмерно строгие предписания прошлых ме тодол. концепций надо игнорировать. Всякая даже самая верная рациональная мето дология неизбежно ограничена. " Логика открытия" и ее четыре формы. Односторонность априоризма и антитеоретизма Лакатос выделяет четыре различных " логики открытия": индуктивизм, конвенционализм, методологический фальсификационизм (Поппер), методологические научно-иссле довательские программы (Лакатос)." исследовательские программы вляются величайши ми научными достижениями; при этом научные революции остоят в том, что одна исследо вательская программа (прогрессивно) вытесняет ругую". Односторонность априоризма и антитеоретизма: мудрость научного суда не может быть точно выражена общими законами.наука вполне может оказаться " нарушительницей пра вил аучной игры" во первых, необходима " плюралис тическая система авторитетов", а, во вторых, при выра ботке етодологических рекомендаций следует шире опираться на историю познания

Социально-культурный фон научной методологии

Любая научная (рациональная) методология нуждается в дополнении социально психологической, " внешней историей".т. е. внерациональными, социокультурными факторами. Их изучение - важная задача социологии познания и социальной психологии. Термин " реальная история" = " реальная эмпирическая история науки".история как наука, представляет собой реконструкцию истории как множества исторических событий и имеет оценочный характер. история науки есть история " научных событий", выбранных и интерпретированных" (а) философия ауки вырабатывает норматив ную методологию, на основе которой историк реконстру рует " внутреннюю историю" и тем самым дает рацио нальное объяснение роста бъективного знания; (в) две конкурирующие методологии можно оценить с помощью ормативно интерпретированной истории; (с) любая ра циональная реконструкция стории нуждается в дополнении " внешей (социально психологической) историей" Методологический анализ, этапы: выдвижение рациональной реконструкции; сравнение ее с действительной (эмпирической) историей науки; критика рациональной реконструкции за отсутствие историчности и действитель ной истории науки за отсутствие рациональности. " Внутренняя история" - рациональная реконструкция " внешняя история" - все внерациональное, " субъективные факторы" наиболее важные проблемы внешней истории определяются внутренней -> последняя является первичной.

Ограниченность рациональной реконструкции истории науки

рацио нальная реконструкция истории науки " не ожет быть ис черпывающей в силу того, что люди не являются полностью ациональными существами, и даже тогда, когда они действуют рациональноЗа рамками рациональных реконструкций есть еще и " океан аномалий" (субъективных, ценностных и т. п.), куда эти реконструкции погружены. Но как данные " ано малии" объяснить? либо в помощью учшей рациональной ре конструкции, либо с помощью некоторой " высшей" эмпирической теории, т. е. с помощью социокультурных факторов развития науки и их обобщающих характеристик.

Научно-исследовательская программа

" Научно-исследовательская программа" - основное понятие концепции науки Лакатоса - серия меняющих друг друга те орий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов.

Структура программы:

а) " жесткое ядро" - система допущений, сохраняющаяся во во всех теориях данной программы;

б) " защитный пояс", состоя щий из вспомогательных гипотез и обеспечивающий со хранность жесткого ядра" от опровержений; он может быть модифицирован, частично или олностью заменен при столкновении с контрпримерами;

в) методологические правила, предписывающие, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования (" положительная эвристика"), а каких путей следует избегать (" негативная эвристика").

особенности научно-исследовательских программ:

а) соперничество;

б) универсальность - они могут быть применены, в част ности, и к этике и к эстетике;

в) предсказательная функция: каждый шаг должен вести к увеличению содержания, к " теоретическому сдвигу проблем";

г) основными этапами в развитии программ являются прогресс и регресс, граница этих стадий - " пункт насыщения". Новая программа должна объяснить то, что не могла старая. Смена программ и есть научная революция.

некоторые величайшие научно-исследовательские программы " прогрессировали на противоречивой основе".идея о выявлении и " снятии" т. е. разрешении, (а не устране нии) возникающих в теории противоречий.

1. Эти противоречия нельзя оставлять неразрешенными.

2. Неверно, что если в наших программах обнаружено противоречие (или аномалия), развитие программы должно немедленно приостанавливаться; разумно устроить для данного противоречия временный карантин при помощи гипотез аd hoc и довериться положительной эвристике программы, чтобыбез спешки и суеты выявить природу данного противоре чия: " логическое" оно (путаница, непоследовательность мышления и др.) или диалектическое, т. е. выражение реально существующего противоречия. Бор не мог " любой ценой" добиваться непротиворечивости новых знаний. В этом лучае квантовая механика, " соблюдая непротиворечивость", казалась бы вдалеке от истины.

Эффективность программы

ученый не должен отказаться от исследовательской программы, если она работает неэффективно.

" методо логия исследовательских программ могла бы помочь нам сформулировать законы, которые стали бы на пути у истоков интеллектуальной мути, грозящей затопить нашу куль турную среду.понимание науки, как поля борьбы исследовательских программ, а не отдельных теорий, предполагает новый критерий демаркации между " зрелой наукой", состоящей из исследовательских программ и " незрелой наукой", состоящей из " затасканного образца метода проб и ошибок". Моэжно оценивать исследовательские программы по их эвристической силе: сколько новых фактов они дают, насколько велика их способность объяснять опровержения в процессе роста".

Позитивная и негативная эвристика

эвристика - методологическая дисциплина, предметом которой является решение проблем в условиях неопределенности. Эвристические методы решения задач обычно противопоставляются формальным методам Эвристике свойственны догадки, ограниче ние объема поиска посредством анализа целей, средств и материалов, попытки интеграции мышления и чувствен ного восприятия, сознания и бессознательного." Положительная эвристика - более гибкая, чем отрицательная". Таким образом, положительная эвристика это мето дологические правила, способствующие позитивному раз витию научно-исследовательских программ. Эти правила предписывают, какими путями следовать в ходе дальнейших исследований.как видоизменить или развить опровергаемые варианты программы, каким образом модернизировать или уточнить " предохранительный пояс", какие новые модели надо разрабатывать для расширения области применения программы. Отрицательная эвристика это совокупность методо логических правил, ограничивающих множество возможных путей исследования, позволяющих избегать неправильных путей движения к истине. Она предлагает изобретать вспомогательные гипотезы, образующие " предохранительный пояс" вокруг " жесткого ядра"


 

Объяснение, понимание, интерпретация и деятельность в философской герменевтике П.Рикера. По статье «Герменевтика и метод социальных наук».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.