Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет исследования




Определив объект исследования, Исследователь выделяет конкретный аспект, которым собирается заниматься. Так определяется предмет исследования. Он и дает название всей работе.

Предмет исследования всегда входит в объект и является одной из его сторон. Это та особенность объекта, которая непосредственно изучается. Поэтому целая студенческая группа может взять для исследования один объект (например – политическую систему России начала ХХ века) и настрогать из него кучу предметов исследования: Влияние политических партий на эволюцию … / Место российской монархии в … / Роль органов местного самоуправления в …/ Модернизация … / Попытки монархистов-октябристов-кадетов-большевиков законсервировать-реформировать-разрушить … и т.д.

Повторюсь: если объект исследования это нечто цельное, то предмет исследования – какая-то его характеристика, черта, аспект, особенность.

Но ни в коем случае нельзя сводить предмет просто к некоей более-менее цельной составляющей части объекта. Я уже отмечал выше, что любой объект исследования является частью более крупного объекта и сам состоит из ряда более мелких объектов. И все они могут быть самостоятельными объектами исследования.

Для монографических исторических работ объект исследования первичен и показан в названии публикации. Предмет исследования, как правило, даже не формулируется, поскольку монография, опять же, как правило, носит обобщающий характер и рассматривает все стороны объекта. Т.е. это ИСТОРИЯ чего-либо или кого-либо. Вот названия работ, первыми попавшихся мне на глаза на ближайшей книжной полке: Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XII вв.; Сахаров Н.А. Дипломатия Святослава; Толочко П.П. Древняя Русь: Очерки социально-политической истории; Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Это все монографии профессиональных историков. Студенческое же сочинение не зря называется ВКР. Оно носит квалификационный характер и должно подтвердить квалификацию, т.е. умение выпускника проводить историческое исследование (магистерская и кандидатская диссертации, кстати, тоже квалификационные работы). Никто не ждет от будущего бакалавра подробного описания всей дипломатии Петра I или истории Русско-Японской войны. Поэтому работ с подобными претенциозными названиями просто не должно быть, потому что их быть не может! «Судьба Николая II» – название монографии, а не ВКР. А вот «Отношение Николая II к Государственной думе в годы Первой российской революции» вполне себе реальное название квалификационного исследования.

Предмет исследования должен носить проблемный характер. И эта проблемность должна быть отражена в формулировке предмета исследования.



При состыковке формулировок объекта и предмета серьезные трудности возникают не только для Студента, но и для Исследователя. Что является объектом и предметом исследований с очень похожими названиями: «Роль российского флота в Северной войне» и «Развитие российского флота в годы Северной войны»? В первом случае объект – Северная война, как важнейшее российское внешнеполитическое явление первой четверти XVIII века (но не сама внешняя политика этого периода, тогда в работе пришлось бы рассматривать все войны и дипломатические мероприятия того периода), а предмет – роль российского флота в данной войне. Во втором случае объект – сам российский флот (но не все вооруженные силы России), а предмет – его развитие в указанный период.

Подсказки Студентам:

1) Запомните! Предмет исследования, как правило, текстуально близок к теме работы (и цели, о чем чуть ниже). Причем настолько близок, что по большей части просто ее повторяет.

2) Проблемность исследования можно показать следующими словами: причины…, становление…, формирование…, развитие…, эволюция…, состояние…, особенности…, роль…, деятельность…, взаимоотношения…, влияние…, участие…, итоги… и т.п.

3) Если Исследователь идет от объекта к предмету и к формулировке темы исследования, то Студент опять идет ему навстречу. Он формулирует тему (или получает ее от руководителя), автоматически превращает ее в предмет исследования и более или менее грамотно определяет его объект. Чем ближе сформулированные границы, определяющие объект, к кругу материалов, которыми оперирует автор работы, тем грамотнее объект определен.

4) Еще раз напоминаю, все слова, обозначающие обязательные разделы введения, желательно выделить в тексте жирным шрифтом и поместить в контекст предложения:

Объектом данного/настоящего исследования/сочинения/работы является…

Предмет исследования – ….

5) Не стесняйтесь обращаться к научным руководителям с просьбой сформулировать объект-предмет исследования!!! Они по определению заботливые и не должны отказать.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал