Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и методы регионального управления.






Содержание регионального менеджмента как совокупности принципов, методов, форм и средств целенаправленного воздей­ствия на социально-экономические процессы, протекающие в регионе, сложно и разнопланово. Анализ зарубежной практики, в также опыта регионального менеджмента в России показывает, что его эффективность во многом зависит от соблюдения вполне определенных, проверенных самой жизнью принципов, обуслов­ленных законами рыночной экономики.

К основным принципам регионального менеджмента относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции.

Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическую свобо­ду субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую сис­тему принятия решений, а также делегирование функций управ­ления сверху вниз.

Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархи­ческой соподчиненности по вертикали. Он диктует правила пове­дения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

Принцип субсидиарности заключается в выделении финансо­вых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте через формирование механизмов пе­рераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения ми нимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.

Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.

Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляются перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции. Принцип выделенной компетенции более детально будет рассмотрен ниже.

Методы регионального менеджмента также обусловлены системой рыночного хозяйства региона. Под методами регионального менеджмента принято понимать совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона. В практике ре тонального менеджмента используются два основных метода: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредованного воздействия. Как отмечалось ранее, первые из них в большей мере касаются объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации, вторые — по всем другим объектам.

Среди методов регулирования регионального развития выде­ляют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешатель­ство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер эконо­мической политики.

В условиях демократизации управленческих функций меняют­ся механизмы мотивации принятия решений и соотношение эко­номических и административных методов управления (табл. 4.1).

дминистративные методы регулирования регионального раз­вития базируются на отношениях власти и подчинения, характер­ных для властных структур, и осуществляются в форме:

• административных распоряжений, постановлений, адресу­емых субъектам регионального воспроизводственного про­цесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуа­цию;

• правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм соб­ственности (нормативное регулирование);

• рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиоло­гического).

 

Административные методы предусматривают возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила.

С помощью административных методов местные органы уп­равления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональ­ных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с соци­альными процессами.

Только административные методы не могут обеспечить эффек­тивное решение всех проблем, возникающих в процессе регио­нального воспроизводства. Поэтому административные методы должны использоваться в сочетании с экономическими.

Сущность экономических методов состоит в косвенном воздей­ствии на процесс регионального воспроизводства — через эконо­мические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как на­логи, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без пря­мого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая за­интересованность и ответственность предприятий и организа­ций — субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении за­дач комплексного социально-экономического развития региона. Для российской экономики характерно большое разнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельных регионах страны; регионы различаются как размерами экономи­ческого потенциала, так и способностью к саморазвитию в усло­виях новых экономических отношений. Производственно-отрас­левые ориентиры территорий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируют привлечение частных инве­стиций, разработку и реализацию новых технологий. Все это оп­ределяет уникальность региональной ситуации в России, слож­ность использования имеющегося положительного зарубежного опыта в их разрешении.

Государственный заказ как инструмент прямого регулирования регионального воспроизводства. Государственный заказ в соответ­ствии с действующим законодательством (ст. 72 Бюджетного кодекса РФ) представляет собой совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств федерального или регио­нального бюджетов. Государственный заказ — инструмент прямого регулирования экономики, с помощью которого реализуются приоритетные потребности государства в товарах (работах, услугах). Он призван стимулировать платежеспособный спрос, способствуя установле­нию и поддержанию связей между производителями и потреби­телями в тех сферах социально-экономической деятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективно ограничены, а ценовые «сигналы» не отражают реального со­отношения между спросом и предложением.

 

4.Цели и задачи региональной политики на национальном и межгосударственном уровнях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.