Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свв. благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской.






На западных пределах Руси, в великом Новгороде, княжил юный князь Александр, сын великого князя Ярослава Всеволодовича, одаренный необыкновенным разумом, мужеством, величественною красотою и крепкими мышцами Самсона; голос князя, по выражению летописца, гремел, как труба на вече.

В 1240 г. шведский король, вследствие папской буллы, отправил многочисленное войско под начальством зятя своего Биргера на ладьях в Неву, к устью Ижоры; при войске были бискупы, чтобы крестить русских. Благоверный Александр вышел к ним навстречу с малою дружиной, но с твердой надеждой на Бога. На берегах Невы, где шведы стояли уже станом, встретил Александра начальник приморской его стражи ижорянин Пелгуй, ревностный христианин, и поведал ему чудное видение, которого удостоился накануне.

Ожидая князя, он провел ночь на берегу финского залива в бдении и молитве. Мрак ночной исчез, и солнце озарило поверхность тихого моря. Вдруг Пелгуй услышал шум на море и увидел ладью с гребцами, овеянными мглою, и двумя лучезарными витязями в ризах червленых; витязи походили на святых страстотерпцев Бориса и Глеба, как изображались они на иконах. Один из витязей сказал другому: " Брат Глеб, вели грести скорее, да поможем сроднику нашему Александру". Битва началась 15 июля, в день памяти святого Владимира, просветителя Руси, в начале дня и продолжалась до ночи. Шведы бились упорно, но потерпели страшное поражение. Эта славная победа доставила Александру прозвание " Невского".

Кончив со шведами, Невский витязь должен был поспешить против ливонских рыцарей, которые завладели Изборском, ворвались в самый город Псков. Александр двинулся на защиту Пскова и разбил немцев на весеннем льду Чудского озера. Когда Александр с торжеством входил в город святой Ольги, ведя за собою пленных рыцарей, весь Псков с восторгом встречал его. После этой знаменитой победы защитника православия над ливонскими рыцарями (современники прозвали ее " Ледовым побоищем") папа принужден был до времени отложить свои виды на присоединение Русской земли к латинству.

Теперь победителю шведов и рыцарей предстояла другая, более трудная победа - победа над самим собой. Доселе он не преклонял выи своей в Орде, и русские люди с гордостью называли его своим независимым князем. Но теперь он должен был пожертвовать своей воинской славой и идти на поклон к Батыю, который давно слышал о нем и желал его видеть. Александр любил отечество более княжеской чести своей, более самой жизни. Он не хотел подвергать Русскую землю новым бедствиям и смиренно поехал в стан монгольский, где Батый принял его с ласкою и освободил от исполнения обрядов языческих. Оттуда Александр должен был предпринять путешествие в глубину Татарии к великому хану. И там он нашел такой же прием, как у Батыя: великий хан утвердил Александра на престоле Владимирском, поручив ему всю южную Россию и Киев.

Прямо из Орды Александр с торжеством прибыл во Владимир, где радостно встретили его митрополит Кирилл с духовенством, бояре и народ. Вскоре прибыло к новому великому князю посольство от папы: отчаявшись водворить латинство в России оружием крестоносцев, папа надеялся еще успеха от хитрых обольщений. Он уверял Александра, что Ярослав, отец его, находясь в Татарии у великого хана, дал слово монаху Карпини принять веру латинскую и, без сомнения, исполнил бы свое обещание, если бы не скончался внезапно; что сын обязан следовать благому примеру отца, что в противном случае он доказал бы свою безрассудность, не повинуясь Богу и Его наместнику (папе), что князь и народ русский найдут тишину и славу под сенью Римской Церкви. Александр, посоветовавшись с мудрыми людьми, написал папе ответ, в котором изложил подробно всю историю Ветхозаветной и Новозаветной Церкви и догматы семи Вселенских Соборов, заключив свое послание так: " Все это мы ведаем, а от вас учения не приемлем". Этот ответ обличает высокую умеренность благоверного князя и его истинно христианское желание правды и мира в делах веры: Александр не думал укорять римлян, но только доказал, что вера русских чиста и Православна.

Южная Россия давно уже была обложена данью; новый хан Золотой Орды Сартак, сын недавно умершего Батыя, захотел также распространить эту меру в северной России и в Новгороде.Александру удалось придать делу такую форму, что только исчисление народа и раскладка дани были поручены татарским чиновникам, а все прочие дела по управлению государством остались в заведовании природных русских князей, и, что всего важнее, сохранить неприкосновенность не только веры, но и церковного устройства. Таким образом, Александр достиг того, что Русь, совершенно покоренная монголами и не имевшая возможности бороться с ними, получила от них права державы почти самостоятельной.

Зимой 1257 года прибыли чиновники татарские, сочли народ в областях северной Руси и поставили сборщиков дани поголовной, от которой было избавлено одно только духовенство. Дань поголовная требовалась и от Новгорода: герой Невский должен был с горестью взять на себя дело тяжкое и неприятное - склонить к рабству народ гордый, пылкий, который все еще славился своею исключительною вольностью. Александр отправился в Новгород, где едва успел усмирить народ и подчинить его общему закону. Баскаки сочли жителей Новгорода, распределили налоги и удалились, потому что новгородцы обязались доставлять определенное количество серебра прямо в Орду или через великих князей, но не хотели иметь дела с татарскими сборщиками.

Ненадолго мог успокоиться во Владимире защитник земли Русской: он снова должен был отправиться в Орду, чтоб избавиться от обязанности присылать татарам вспомогательное войско и оправдать изгнание из городов Суздальской области хивинцев-мусульман, которые откупили тогда у монголов дань русских княжеств и мучили христиан бесчеловечным сбором податей. Хан принял оправдание, согласился не требовать войска, но продержал великого князя в Орде всю зиму и лето. Осенью Александр возвращался в Россию успокоить народ и обрадовать его новою милостью хана. Близок был конец путешествия: Александр уже миновал монгольские пустыни и достиг Нижнего Новгорода, но жестокий недуг уже сокрушал его тело, изнуренное трудами. Отдохнув здесь некоторое время, он доехал до Городца, но там, чувствуя приближение кончины, поспешил принять схиму с именем Алексия и преставился в ночь на 14 ноября 1263 года на 45 году от рождения.В продолжение немноголетней своей жизни Александр участвовал более, чем в двадцати битвах, четыре раза ездил в Орду, где многие из современных князей сложили свои головы под ножами убийц; но он, хранимый самим Богом, везде был цел и невредим, - мечи врагов и ножи убийц щадили его, только он сам не щадил себя. Истощив силы в ревностном служении отечеству, он не давал себе покоя и, отягченный трудами непомерными, скончался в цвете лет.

Горестная весть о кончине Александра достигла Владимира в то самое время, когда народ молился в соборном храме о благополучном возвращении его на родину. Блаженный митрополит Кирилл со слезами воскликнул к народу: " Чада мои милые, закатилось солнце земли Русской! " Слезы и рыдания народа прервали речь первосвятителя; все поняли горький смысл слов его и в один голос завопили: " Погибаем, погибаем! "

Митрополит с духовенством, князья, бояре и народ в глубоком унынии встретили останки любимого князя у Боголюбова; по словам летописца, земля стонала от вопля и рыданий. Наконец, тело великого труженика за Русскую землю было привезено во Владимир и 23 ноября погребено в соборной церкви Рождественского монастыря. Современники повествуют, что усопший великий князь, когда при отпевании хотели разнять руку его для вложения разрешительной грамоты, сам, как бы живой, простер руку и принял грамоту из руки митрополита. Все присутствующие поражены были ужасом при этом чудесном событии и уверились, что Бог желает прославить Своего угодника.

 

Св. Димитрий Донской, сын кн. Иоанна Красного, родился в 1350 году; оставшись 9-ти пет без отца, воспитывался под руководством свт. Алексия Московского, которому много в этом содействовал прп. Сергий Радонежский, бывший крестным отцом двоих из 12-ти детей князя (восприемником других был прп. Димитрий Прилуцкий). Христианское благочестие св. кн. Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. В 12-летнем возрасте заняв великокняжеский престол, он посвятил себя делу объединения русских земель под главенством вел. князей московских и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

В 1380 г., собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, св. Димитрий просил благословения у прп. Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму.

Перед выступлением войска произошло чудесное событие: во Владимире открыты были мощи св. благоверного кн. Александра Невского, прадеда кн. Димитрия. Ночью инок - пономарь церкви, где находилась гробница св. князя, - увидел, как сами собою загорелись свечи перед иконами, и к гробу подошли два старца, вышедшие из алтаря. Они воззвали к св. Александру, дабы он вышел на помощь правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Князь встал и сделался невидим вместе со старцами. Наутро гроб был выкопан, и обнаружены нетленные мощи благоверного князя.

Еще одно божественное знамение получил св. Димитрий: стоявшему на страже в ночь перед сражением воину явились св. Борис и Глеб. В вышине показалось густое облако, и двое светлых юношей с зажженными свечами и мечами в руках обратились к татарским воеводам: «Кто послал вас губить наше отечество, данное нам Богом?» - и стали рубить врагов, так что ни один не остался цел. Перед битвой св. Димитрий, горячо помолившись, обратился к воинам: «Братья, пора нам испить нашу чашу, и пусть это место станет нам могилой за имя Христово...». Начал битву схимник Пересвет, принявший вызов татарского богатыря Челубея; оба воина погибли в смертельной схватке.

Великий князь наравне с простыми воинами бился в жестокой сече. Некоторым открывалась в эти часы духовная сущность происходящего: видели, что христианам помогало ангельское воинство с архистратигом Михаилом во главе, по небесам шествовали рати святых мучеников; от духовных воинств летели на татар тучи огненных стрел, а на головы православных воинов опустилось из облака множество венцов. Большая часть 150-тысячного войска погибла в «сече лютой и великой», многих погребли на поле битвы и построили тут же кладбищенский храм Рождества Пресвятой Богородицы (в день этого праздника произошло сражение). За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) св. Димитрий стал именоваться Донским. В благодарность Богу за куликовскую победу он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и по обету основал Николо-Угрешский монастырь на месте, где по пути на поле Куликово в лесу на дереве увидел образ свт. Николая. В Троицкой обители князь впервые совершил всенародное поминовение убиенных воинов и повелел делать это и впредь. Так были установлены Димитриевские родительские субботы.

С именем кн. Димитрия Донского связано также строительство Голутвинской обители, московской церкви Всех Святых на Кулишках и каменного Успенского собора Симонова монастыря. Не только в храмоздательстве проявлялось глубокое благочестие Димитрия. Боголюбивый князь ежедневно посещал храм, постом каждый воскресный день приступал к Св. Тайнам, носил власяницу под княжескими одеждами. После великой победы князя ждали тяжелые испытания. Летом 1382 г. новый татарский хан Тохтамыш с несметным войском двинулся на Москву, разоряя русские земли, и фактически уничтожил столицу. Татары убивали всех подряд, грабили церкви, оскверняли алтари, жгли книги: сокровищница княжеская была расхищена. По преданию, Димитрий Иоаннович плакал на развалинах города и велел похоронить убитых на свои деньги. Возобновились и внутренние междоусобицы - старая вражда с Тверью и Рязанью. Лишь преп. Сергию Радонежскому удалось убедить князя Олега Рязанского заключить мир с Москвой. Почувствовав приближение кончины, князь Димитрий послал за преп. Сергием, который был главным свидетелем при составлении духовного завещания и преподал св. Димитрию необходимые таинства. В завещании св. Димитрий заповедал детям глубоко чтить их мать святую вел. кн. Евдокию (в иночестве Евфросинию), боярам - жить по заповедям Божиим, утверждая мир и любовь. Св. Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, едва достигнув 40 лет, и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.