Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Единоборства






Цель любого единоборства – получить преимущество над соперником в схватке. Это достигается путём либо получения позиционного преимущества (то есть в положении тела), либо проведения такого приёма (как правило, заранее изученного и отработанного), при котором соперник не может дальше вести поединок, будучи не способен защищаться и атаковать. Создание систем таких приёмов, в начале указанного промежутка времени, было призвано увеличить шанс на сохранение жизни освоившему их воину. В условиях господства холодного и отсутствия скорострельного оружия стимул к разработке и освоению способов достижения победы в рукопашной схватке более чем убедительный.

И здесь мы наталкиваемся на первую интересную закономерность. Все старые единоборства очень чётко делятся на бросковые и ударные. Бросковые единоборства подразумевают наличие плотного контакта с телом соперника. Основа этих видов поединка – захват. Вся техника строится на захвате корпуса или конечностей оппонента. Будет справедливо даже сказать, что эти виды борьбы начинаются с захвата, то есть, как только произошло плотное соприкосновение двух поединщиков. Наиболее яркими представителями таких единоборств сегодня являются самбо, дзюдо, вольная и греко-римская борьба.

Самбо

После образования СССР начал проявляться интерес граждан нового государства к комплексным боевым искусствам. Однако хороших мастеров рукопашного боя в стране в то время было немного, и самые лучшие из них, как правило, являлись сотрудниками НКВД, а учиться у них мог далеко не каждый. Тем более именно в данный период в СССР «превышение пределов самозащиты» стало преследоваться законом. В связи с этим осваивать боевые приемы разрешалось только для «служебного пользования», а наиболее эффективные из них вообще были засекречены.

Одним из мастеров высокого класса являлся Нил Николаевич Ознобишин. Дворянин по происхождению, он посвятил свою жизнь цирковому искусству и прославился как талантливый артист цирка. Одним из его увлечений стал бокс, приемы которого Ознобишин имел возможность изучать во многих странах, где побывал во время гастролей.

В 1915 году в Москве состоялся первый чемпионат Москвы по боксу. В нем принимали участие многие известные мастера того времени, в том числе и Нил Ознобишин. Абсолютным чемпионом Москвы стал татарин Кара-Малай (кстати, в том же году он завоевал и титул чемпиона России).

В период с 1918 по 1926 год Ознобишин являлся одним из тренеров бойцов Красной армии, а в 1930 году была издана его книга «Искусство рукопашного боя». Несмотря на то, что данная работа была напечатана в издательстве НКВД РСФСР, и это считалось гарантией одобрения советской властью всей деятельности мастера, ему не удалось избежать преследований в период сталинских репрессий.

В 1941 году Ознобишин был арестован и сослан в Казахстан на пять лет. О дальнейшей его жизни ничего не известно. Нельзя не упомянуть и о другом тренере – Иване Лаврентьевиче Солоневиче. Он основал свою школу, основные принципы которой изложил в книге «Самооборона и нападение без оружия». Основную технику он перенял у вольно-американской борьбы (ныне просто вольная борьба). В отличие от Ознобишина, предпочитавшего технику английского бокса, Солоневич делал упор на силовые удары, боксерские уклоны и нырки.

Как и Ознобишин, Солоневич был репрессирован. Ему удалось бежать из мест ссылки и перебраться за рубеж через финскую границу. Он принимал активное участие в основании движения «народного монархизма», написал несколько книг, в том числе и «Белую империю». Солоневич умер в 1940-х годах.

Ознобишина и Солоневича можно считать наиболее известными мастерами, стоявшими у истоков развития отечественного бокса. В то же время в СССР стал развиваться такой вид борьбы, как самбо. На формирование техники этого боевого искусства значительное влияние оказали В. А. Спиридонов и В. С. Ощепков.

Офицер русской армии В. А. Спиридонов окончил специальное училище государственной безопасности, где готовили диверсантов. Там он получил навыки нового вида единоборства под названием «боевая борьба», основывавшегося на японском искусстве ближнего боя. Используя полученные знания, Спиридонов создал собственную школу боевых искусств.

В. С. Ощепков родился на Сахалине, половина территории которого в то время принадлежала Японии. Он поступил в школу Кодокан-дзюдо, где в период обучения ему удалось получить второй дан. Некоторое время он работал на Дальнем Востоке, в Китае и Новосибирске. Приехав в Москву, он заинтересовал своими способностями многих любителей боевых искусств. За короткий срок он стал не менее популярен, чем Спиридонов, также основав свою школу. Судьба обеих школ складывалась следующим образом.

Даном в японских видах системы боевых единоборств называется степень мастерства ученика школы.

В 1930-е годы, в период массовых репрессий, Спиридонову приходилось скрывать то, что он использует традиции японской школы, а Ощепкову – нет. Система Спиридонова, предназначенная в основном для обучения диверсантов, официально перестала существовать.

В числе учеников Спиридонова значились сотрудники НКВД, приемы продолжали применяться, но практическое овладение ими проводилось только «для служебного пользования».

В наши дни лучшим последователем системы Спиридонова является А. А. Кадочников. Он получил подготовку в спецподразделении флота в качестве боевого пловца. Кадочников предложил свои разработки, которые пригодны для применения во время боевых действий и при обычной уличной потасовке. Свою систему он назвал боевым самбо.

Ретюнских, ученик Кадочникова, разработал собственную систему, которая получила название «Российская отечественная система самозащиты» (РОСС). В ее основу легли основные приемы самбо, дзюдо и личный опыт Ретюнских.

Что касается Ощепкова, то он был арестован как «агент японского милитаризма» и вскоре скончался в тюрьме. На основе его школы и был создан такой вид борьбы, как самбо. Официально основателем этого вида боевого искусства был объявлен А. Харлампиев.

В 1938 году был издан указ Комитета по делам физкультуры и спорта, согласно которому разрешалось официальное существование этого вида единоборств. В документе не упоминалось о создателе самбо и его знаниях, полученных на Востоке, а лишь говорилось о том, что новые технические приемы были сформированы «…из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы нашего необъятного Советского Союза – грузинской, таджикской, казахской, узбекской, киргизской и некоторых лучших приемов других видов борьбы». Однако первые руководители этой школы, не желая разделить судьбу Ощепкова, сделали все для того, чтобы она перестала быть похожей на восточное боевое искусство. Сначала она считалась лучшей боевой школой в стране, но со временем переродилась в одно из многих, причем не самое лучшее спортивное единоборство.

После распада Советского Союза появились люди, называвшие себя мастерами различных «древних видов украинских, белорусских» и других видов борьбы, якобы на долгое время забытых. Таковы единоборства с оригинальными названиями «славяно-горицкая борьба», «казачий стиль», «велесовая борьба» и т. д. Однако документально существование таких видов борьбы не подтверждено.

Дзюдо

Дзюдо является еще одним из современных видов японских боевых единоборств. Оно появилось только в конце XIX века. Основателем этого стиля являлся Дзигаро Кано.

С детства Кано отличался слабым здоровьем, и, для того чтобы окрепнуть и набраться сил, он начал посещать занятия в школе дзюдзюцу. Окончив пансионат, он поступил в лицей, но все же не прекращал тренировок. Кано изучал многие стили и направления дзюдзюцу (Тэнсинсинъёрю, Кито-рю и др.). Его опыт давал ему основание сделать вывод, «…что техника различных школ не всегда заслуживает похвалы, есть там и много отрицательного». Обнаружив недостатки во многих стилях, он начал разработку нового, в который вошли лучшие приемы и упражнения дзюдзюцу, а также его собственные. В течение длительного времени Кано наблюдал за повадками кошек, за тем, как они нападают на свою жертву, как приземляются на все четыре лапы, и именно поэтому кошачья грация была свойственна многим приемам его новой техники.

Большая физическая сила в дзюдо не является первостепенным условием. Слабый человек, применяя приемы дзюдо, может победить противника, даже значительно превосходящего его в силе. Вот как подобный поединок описывал сам мастер: «Предположим, что сила одного человека измеряется в единицах. Мой партнер, скажем, располагает силой, равной 10 единицам. Сам я значительно меньше и слабее его, обладаю силой, равной 7 единицам. Если он будет давить на меня своей силой, то, естественно, я уступлю и даже упаду. Но если я буду с такой же силой, с какой он наступает, уходить от его захватов, т. е. маневрировать, то он вынужден будет наклоняться в мою сторону и тем самым потеряет равновесие. Разумеется, сила его останется при нем, но использовать ее в этот момент он не сможет. Он потерял точку опоры. И теперь у него из 10 единиц силы осталось только 3. Я же, не потеряв равновесия, сохраняю также все 7 единиц силы. На какой-то момент я становлюсь сильнее своего противника, и вот тут-то я и должен его победить, не затрачивая на это больших усилий». Это высказывание в настоящее время считается классическим, наиболее точно выражающим суть дзюдо.

Кано учил: «Дзюдо – это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю».

Кано назвал свой стиль словом «дзюдо», что в переводе с японского означает «мягкий путь». Необходимым требованием в этом единоборстве теперь стало почтительное отношение к своему сопернику: обязательными считались поклоны борцов друг другу перед началом и после окончания поединка и соблюдение некоторых других правил этикета.

В 1882 году Кано стал инспектором и инструктором привилегированного лицея Гакусюин. Неподалеку, в храме Эйсёдзи, он открыл спортивный зал для борьбы, который со временем превратился в крупнейший в мире центр подготовки специалистов дзюдо. В настоящее время он известен под названием «Кодокан». Разработанная Кано система тренировок применяется и до сих пор.

Каждый, кто пожелает учиться в «Кодокане», приносит торжественную клятву, включающую в себя пять пунктов.

1. Раз я решил посвятить себя борьбе дзюдо, то не откажусь от занятий без серьезных на то оснований.

2. Своим поведением я обещаю не уронить достоинства додзё (зала для борьбы дзюдо).

3. Я никогда не выдам секретов школы непосвященным и только в крайнем случае буду брать уроки где-либо в другом месте.

4. Обещаю не давать уроки без разрешения на то моего учителя.

5. Клянусь в течение всей моей жизни уважать правила «Кодокана»: сейчас – как ученик, а позже – как преподаватель, если я им стану.

Рост популярности дзюдо в Японии продолжался до начала Второй мировой войны. В военный период инструкторы ушли в армию, а многие спортивные залы были разрушены. После войны штаб американских оккупационных войск запретил в Японии занятия по дзюдо в школах и других официальных учреждениях.

В конце 1940-х годов японские инструкторы стали обучать приемам дзюдо американских солдат, а еще спустя некоторое время это боевое искусство начало возрождаться. В 1948 году прошел первый чемпионат страны по этому виду единоборства, тогда же был образован Европейский союз дзюдо (УЕД). Со временем в его состав вошли более 30 государств. Кроме того, была образована организация Международной федерации дзюдо (ФИД), в которую вступили более 100 различных государств. В 1959 году дзюдо было признано олимпийским видом спорта и впервые вошло в программу XVIII Олимпиады в Токио. В настоящее время соревнования по дзюдо постоянно числятся в программах Олимпиад.

Японские иероглифы, обозначающие понятие «дзюдо», можно переводить в различных интерпретациях. Один из вариантов перевода этого словосочетания: «Искусство добиваться победы с помощью ума».

На современном этапе обучение дзюдо включили в программу физического воспитания в японских средних общеобразовательных школах. Задачей этой спортивной дисциплины является укрепление здоровья, развитие силы и двигательных функций учеников. В ходе занятий они тренируются, учатся атаковать и защищаться, готовятся к выступлениям на соревнованиях.

Техника дзюдо включает в себя три больших раздела: броски, борьбу лежа и боевой раздел. Чтобы овладеть ею, ученики прежде всего должны усвоить главные элементы борьбы:

– укэми, или страховку, – умение падать, не нанося травм партнеру и самому себе;

– перемещение аюмиаси (нормальными шагами) и цугаиси (подшагиванием);

– умение в ходе поединка выбирать неприступную стойку и верный захват;

– навыки владения всеми способами кудзуси (выведения противника из равновесия) и умение выполнять все тайсабаки (повороты).

В ходе поединка допускаются броски, но они проводятся в обоюдной схватке, когда противники стремятся вывести друг друга из равновесия и выполнить прием. Например, стремясь сохранить баланс тела, один из борцов пытается сместить центр тяжести другого, после чего бросает его на мат. В ходе борьбы лежа противники также стремятся лишить друг друга устойчивого положения и подавить сопротивление. Достигнув определенного уровня мастерства, ученики начинают изучать комбинации приемов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.