Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право граждан на обращение граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления






 

Конституция Российской Федерации 1993 года базируется на создании общества, фундированного на принятии ценности права, экономического, политического, идеологического многообразия, взаимной ответственности государства и общества. Права и законные интересы граждан признаны высшей ценностью, поэтому указанным целям и задачам должна подчиняться деятельность всех без исключения ветвей власти[29].

Конституция Российской Федерации в статье 33 закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления[30], в целях создания института защиты прав личности перед государством, а также в целях реализации права граждан участвовать в управлении государственными делами. Указанное право является отражением общепринятых международных стандартов и реализует в российском законодательстве принципы и нормы, нашедшие отражение во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах.

Право на обращения в совокупности с другими элементами правового статуса личности обеспечивает возможность граждан адекватно реагировать на деятельность органов государственной власти, представлять свои потребности в более эффективном построении жизни, как государственной, так и общественной. Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления является непосредственным путём осуществления и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, и в тоже время, через выявление проблем и возможных средств их преодоления выступает средством оптимизации деятельности указанных органов.[31]

Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления - одно из важнейших путей упрочнения взаимосвязей аппарата государственного управления с населением страны. Являясь одним из способов участия граждан в управлении государственными делами, обращения содействуют укреплению контроля населения за работой органов государственной власти и местного самоуправления[32].

Обращения граждан - важная форма укрепления связей органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению конституционного права граждан на непосредственное участие в самоуправлении, в восстановлении нарушенных прав и свобод, обеспечении социальной справедливости.

Ю.Н. Алистратов рассматривает институт обращения граждан в трех аспектах:

как личное субъективное право, составную часть правового статуса человека и гражданина;

как одну из форм непосредственной демократии, под которой понимаются способы непосредственного волеизъявления граждан и их объединений, имеющие целью решение общественно значимых вопросов, оказание влияния на принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления решения, контроль над действиями и внесение корректив в их работу в соответствии с интересами субъектов волеизъявления;

как элемент обратной связи между гражданами и формируемыми ими органами государственной власти и местного самоуправления и в этом смысле - неотъемлемой составной частью системы представительной демократии[33].

Широкий спектр функций обращения граждан неоднократно подчеркивалась и в науке. Так, Н.Ю. Хаманева, подчеркивает, что обращение граждан в государственные органы и органы местного самоуправления выполняет несколько значимых функций, а именно:

обращение – одна из форм участия граждан в управлении государством;

обращение – форма участия в решении государственных и общественных дел;

обращение - инструмент охраны прав граждан и гарантия их защиты;

обращение - способ восстановления нарушенного права граждан;

обращение - источник информации для органов и должностных лиц[34].

Сущность института права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления проявляется в комплексном характере, охватывая широкий спектр правовых возможностей граждан[35].

Субъекты института обращений подразделяются на две категории лиц. Во-первых, это граждане, правомочные обращаться в органы власти, и, во-вторых, государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, обязанные принимать, рассматривать и отвечать на поступившие обращение в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.

В качестве проблемы многие современные российские ученые выделяют правомочность обращения в государственные органы и органы местного самоуправления помимо граждан Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Обратимся к российскому законодательству с целью разрешения существующих противоречий.

Конституция Российской Федерации в части 3 статьи 62, закрепляет принцип максимального равенства в правах и обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства с российскими гражданами, можно сказать, что одним из принципов, лежащих в основе института обращений, выступает принцип всеобщности[36]. В статье 33 Конституции Российской Федерации нет прямого ограничения на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления иностранных граждан и лиц без гражданства.

Таким образом, учитывая принцип всеобщности современные ученые склоняются к тому, что лицо в независимости от гражданской принадлежности или вообще без таковой, вправе реализовывать свое право на обращения в Российской Федерации с некоторыми исключениями.В частности, иностранные граждане и лица без гражданства не смогут реализовать право на обращение, если предметом обращения является вопрос реформирования государственной власти в Российской Федерации[37].

Представляется целесообразным предложение Л.А. Нудненко и Н.Ю. Хаманевой конкретизировать положения статьи 33 Конституции Российской Федерации, путём указания возможности реализации права на обращение не только лично но и через своего представителя, действующего на основании доверенности. Таким образом, будет устранено противоречие статье 48 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на квалифицированную юридическую помощь (в том числе и при обращении).

Правомочия субъектов института обращений корреспондируют обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, которая заключается в принятии, регистрации, рассмотрении и ответе на обращения в установленном законом сроки и порядке, а также в возможном претерпевании указанными органами власти и их должностными лицами юридической ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обращениях[38].

Как известно, правовые нормы носят дозволительно-обязывающий характер, поэтому они предполагают как возможное, так и должное поведение граждан. Следовательно, и у обращающихся граждан существуют обязанности перед государственными органами и органами местного самоуправления, заключающиеся в недопущении злоупотребления со стороны граждан возможностями института обращений и использования его в целях, противоречащих закону. Нарушение принципа целесообразности обращения в данном случае также предусматривает юридическую ответственность для гражданина[39].

Стоит подчеркнуть, что для успешной реализации права граждан на обращение в Российской Федерации необходим четко отлаженный механизм, в противном случае провозглашенное Конституцией Российской Федерации право станет лишь лозунгом, ничем не подкрепленным.

В целях получения представления об осведомленности граждан в вопросе реализации их права на обращение Всероссийским центром изучения общественного мнения был проведен опрос населения. Всего в опросе приняло участие 1267 респондентов. Перед респондентами были поставлены следующие вопросы:

«Известно ли Вам, что в соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления?»

«Как часто Вы направляете индивидуальные / коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления?»[40]

В результате опроса было установлено, что 79 % опрошенных знакомы с текстом статьи Конституции Российской Федерации, закрепляющей данное право граждан, 18 % опрошены утверждают, что слышали о праве граждан на обращения, но непосредственно с текстом статьи не знакомы, и 3 % опрошенных граждан – не знакомы с данным правом, закрепленным в Основном Законе государства.

При более подробном изучении результатов опроса было выделено, что из всего количества опрошенных немногим более 3 % обращаются в государственные органы регулярно, еще 4 % опрошенных регулярно обращаются в органы местного самоуправления. Периодически в органы государственной власти направляют свои обращения 12 % опрошенных, в органы местного самоуправления – 18 %. Однако настораживает тот факт, что более 64 % граждан, принявших участие в опросе, проведенном Всероссийским центром изучения общественного мнения, на момент опроса не обращались ни в органы государственной власти, ни в органы местного самоуправления[41].

Таким образом, результаты, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, опроса доказывают, тот факт, что в Российской Федерации граждане не достаточно осведомлены о механизме реализации их права на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления[42].

В заключение данного параграфа, стоит отметить, что право на обращения – самостоятельный комплексный институт, регламентированный национальным и международным правозащитным законодательством, на основе которого закрепляется право человека и гражданина, их объединений непосредственно обращаться в устной или письменной форме, в форме электронного документа индивидуально или коллективно в государственные органы и органы местного самоуправления в целях обеспечения реализации и защиты (восстановления) своих прав, свобод и законных интересов, а также других лиц и участия в управлении делами государства. В настоящее время в Российской Федерации сложилась практика, в соответствии с которой обращения граждан не признаются одним из видов государственных (муниципальных) услуг, оказываемых гражданам. Такой подход исключает применения в качестве правовой основы, регламентирующей обращения граждан, Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». А.В. Савоськин призывает законодателя признать обращения граждан одним из видов государственных (муниципальных) услуг, что, по его мнению, будет являться прогрессивным шагом в развитии института обращений граждан в России[43].

Право на обращения в России имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства, исключая вопросы, касающиеся государственной тайны и изменения конституционного строя Российской Федерации. Однако далеко не каждый знает и понимает содержание права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. В связи с этим, считаем необходимым уделить особое внимание правовому просвещению граждан. Мероприятия, направленные на расширение осведомленности граждан необходимо проводить посредством средств массовой информации, а также, возможно, путем проведения конференций и семинаров, посвященных проблемам осуществления права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.