Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и место таможенного тарифа во внешнеторговой политике






Внешнеторговая деятельность (ВТД) является составной частью ВЭД. Внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Торговая политика – составная часть экономической деятельности государства. Цель торговой политики РФ – создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Торговую политику можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Внешнеторговая политика направлена на регулирование внешней торговли государства. Современная стратегия внешнеторговой политики РФ нацелена на интенсивную интеграцию страны в мировое хозяйство, эффективное использование в международном обмене конкурентных преимуществ российской экономики, а также последовательное преодоление присущих ей трудностей и проблем [19, С. 132].

Основной документ, регламентирующий регулирование ВТД в РФ – это Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В нем же и указаны методы государственного регулирования ВТД: таможенно-тарифное регулирование; меры нетарифного регулирования; запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; меры экономического и административного характера, способствующих развитию ВТД и предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД».

По своему характеру методы государственного регулирования ВЭД делятся на тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) – экономические, нетарифные (прочие) – административные и паратарифные. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт [23, С. 161].

К тарифным методам относят таможенную пошлину, таможенный тариф, налоги, сборы, меры административного характера, связанные с субсидированием, льготным страхованием и т.д.

Важным инструментом таможенно-тарифного регулирования ВТД является таможенный тариф. Таможенный тариф (ТТ) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в государствах-участницах ТС до установления Единого таможенного тарифа (ЕТТ). Единый таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой ВЭД.

Основными целями ЕТТ являются:

1) рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию ТС;

2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории ТС;

3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в ТС;

4) защита экономики ТС от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

5) обеспечение условий для эффективной интеграции ТС в мировую экономику.

Импортный таможенный тариф (систематизированный перечень товаров, облагаемых при ввозе таможенными пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования ВТД. Содержание импортного тарифа – это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара (СПТ), пределы полномочий органов исполнительной власти.

Экспортный таможенный тариф представляет собой инструмент регулирования экспорта. Его применяют отдельные страны, обладающие исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировых рынках. Экспортные пошлины в ряде случаев способны повышать экспортные цены без ущерба для размера вывоза и служить источником получения государством дополнительных валютных поступлений. Применение экспортных пошлин к тем или иным экспортным товарам может осуществляться государством как средство ограничения вывоза определенных групп товаров [22, С. 142].

Также необходимо рассмотреть таможенный тариф как неотъемлемую часть единой налоговой системы, что означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию уровня структуры налогов в целом. Это сделать довольно-таки трудно, т.к. необходимо учитывать нормативно-правовые акты ТС, а не только РФ.

Таможенный тариф имеет протекционистскую и фискальную функции. Фискальная функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для РФ, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США – не более 1, 5%), то в российском бюджете – до 40–50% его доходной части. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.

К другим средствам регулирования ВТД на основе таможенного тарифа можно отнести: разный уровень пошлин, применяемый в отношении отдельных групп стран (или в определенное время года) – например, сезонные пошлины; лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями таможенного законодательства.

Одним из основных инструментов таможенно-тарифного регулирования являются тарифные льготы, способствующие увеличению объема ввоза товаров, претендующих на предоставление преференций.

В соответствии со статьей 34 Закона «О таможенном тарифе» под тарифной льготой (преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики страны льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров [24, С. 149].

Понятия «таможенная льгота» и «тарифная льгота» различаются, также как и понятия «таможенные преференции» и «тарифные преференции» (таблица 1 в Приложении).

Таким образом, если рассматривать по широте обобщения понятия, то сначала стоит понятие льготы – преференция – таможенная льгота – таможенные преференции – тарифная льгота – тарифные преференции. Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции, тарифные льготы, льготы по уплате налогов, льготы по уплате таможенных сборов.

Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер. Тарифные льготы применяются при уплате таможенной пошлины.

При ввозе товаров на единую таможенную территорию ТС могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможеннойпошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:

1) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;

2) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя
в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;

3) ввозимых в рамках международного сотрудничества ТС в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией.

Полное освобождение от уплаты таможенной пошлины указано в статье 6 Соглашения от 25 января 2008 г. и определяет, какие товары при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию ТС освобождаются от уплаты ввознойтаможенной пошлины. Также освобождение от уплаты пошлины устанавливается Решением Комиссии ТС от 15 июля 2011 г. № 728. От уплаты освобождаются преференциальные товары, товары из стран СНГ и ЕврАзЭс, из Беларуси, товары, перемещаемые под отдельными таможенными процедурами. Условное освобождение от уплаты таможенных пошлин связано с условным выпуском товаров. В отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, применяется частичное условное освобождение от уплаты (согласно ст. 282 Таможенного кодекса ТС).

Освобождение от уплаты таможенной пошлины происходит на товары, ввозимых по таможенным процедурам: таможенный транзит, таможенный склад, переработка товаров, временный ввоз, временный вывоз, реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства, беспошлинная торговля.

Возврат ранее уплаченных пошлин используется при перемещении товаров под таможенными процедурами реэкспорт и реимпорт.

Вступивший с 1 июля 2010 г. в силу ТК ТС предоставляет участникам ВЭД право на применение ряда льготных таможенных процедур, ранее называвшихся таможенными режимами. Льготные таможенные процедуры предусматривают полное либо частичное освобождение как от уплаты сумм таможенных платежей, так и от применения к товарам мер нетарифного регулирования. Среди наиболее широко применяемых таможенных процедур, предусматривающих льготные условия для ввоза товаров на территорию ТС, можно отметить временный ввоз, таможенный транзит, переработку, реимпорт. Кроме того, ТК ТС устанавливает иные льготные таможенные процедуры («свободная таможенная зона» и «свободный склад»), порядок применения которых должен регулироваться международными соглашениями между странами ТС.

18 июня 2010 г. Россия, Казахстан и Белоруссия подписали соответствующие соглашения по вопросам свободных экономических зон и свободных складов. Применение таможенных процедур свободной зоны и свободного склада, безусловно, представляет интерес для компаний, занимающихся производством продукции из иностранного сырья и комплектующих. Прежде всего, это связано с отсутствием обязанности по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию стран ТС товаров из третьих стран.

Тарифная квота – мера регулирования ввоза на таможенной территории отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товаров по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с ЕТТ. Устанавливаются на сельскохозяйственные товары, котрые производятся на территории ТС.

Тарифные квоты:

- определяются Комиссией ТС как разница между объемом потребления и объемом производства на территории ТС;

- распределяются пропорционально разницы между между объемом потребления и объемом производства;

- ввоз по квотам осуществляется по лицензиям;

- выдача лицензий осуществляется по заявлению участников ВТД;

- устанавливаются на определенный срок, информация о применении квоты и сроке ее действия опубликовывается в СМИ.

Тарифные льготы необходимы для поддержки конкурентоспособности экономики развивающихся и наименее развитых стран.

Таким образом, делаем вывод:

- к тарифным методам относят таможенную пошлину, таможенный тариф, налоги, сборы, меры административного характера, связанные с субсидированием, льготным страхованием и т.д.;

- тарифные льготы бывают в виде освобождения от уплаты ввозной таможеннойпошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины;

- существует также полное, частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, возврат ранее уплаченных таможенных пошлин и преференций;

- ЕТТ основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, ЕТТ определяет ставки ввозных таможенных пошлин.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.