Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее понятие герменевтика.






а) Герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от шимени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником
между богами и людьми - истолковывал волю богов людям
и доносил пожелания людей богам.

б) Основные вопросы герменевтики: как возможно понимание? как устроено бытие, существо которого состоит в понимании?

в) Главная идея гермсневтки: существовать - значит быть
понятым.

г) Предметом исследования, как правило, является текст.

д) К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:
- «герменевтический треугольник» - взаимоотношения

между автором текста, самим текстом и читателем; - «герменевтический круг» - циклический характер процесса понимания.

Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.

Содержание основных идей главных представителей герменевтики (Шлейермахера, Хайдеггера, Гадамера, Рикера).

а) Первыми гсрменевтами были средневековые теологи-
схоласты
(Фома Аквинский и другие), которые занимались
«расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных
в тексте Библии.

б) К числу современных философов-герменевтов можно
отнести
Ф. Шлейермахера (1768 - 1834), М. Хайдеггера
(1889 -1976), Г. Гадамера (р. 1900), П. Рикера(р. 1913).

- Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода - грамматический и психологический.

- С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью
второго - «дух автора».

в) Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при
родственности душ автора и читателя.

- Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не останется скрытого смысла и он не будет нуждаться в толковании.

- Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью): дивинации - искусственного «вчувствования», «вживания» в душу автора произведения; сравнения - сопоставления фактов, других
данных.

- Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот.

- Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и
душу автора, текст будет полностью понят.

г) Взгляды раннего Хайдеггера совмещают в себе герменевтику и экзистенциализм и посвящены бытийной (онкологической), а не познавательной (гносеологической) стороне герменевтики.

- Хайдеггер выводит учение об экзэнстипциалах – условиях человеческого существования. Их два - положенность и понимание: положенность - человеческое бытие определено не мышлением, а фактом своего пребывания
в мире (человек вначале «положен», то есть он есть, а уже затем мыслит); понимание - человек обнаруживает,. что он есть, становится понимающим, а понимание – это истолкование и интерпретация (человек истолковывает
свое бытие в мире определённым образом, и данное истолкование есть понимание человеком смысла своей жизни, своего места в мире).

- Человеческое бытие, по Хаидеггеру, визначально герменевтично (основано на понимании).

д) Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы философия с позиций
(гносеологии) перешла на позиции понимания (герменевтики).

- Человеческое существование невозможно без переживания собственного бытия.

- В течение жизни человек, во-первых, накапливает опит (причем большую его часть составляет опыт, наработанный другими поколениями, -«опыт мира»),

во- вторых, вносит свою частицу в «опыт мира».

- Передача «опыта мира» от прошлых поколений к настоящим и от настоящих к будущим осуществляется, главным образом, через книги - тексты, «язык».

- Следовательно, толкование языка текстов, его понимание
должно стать одним из ведущих направлений философии.

 

е) Центральное понятие философии Поля Рикера -
личность.

- Личность - творец всей человеческой культуры.

 

- Цель философии - разработать метод понимания
человеческой субъективности.

- В качестве данного метода Рикер предлагает
«регрессивно-прогрессивный», суть которого в том,
чтобы понимать человека через его три измерения -
прошлое, настоящее, будущее.

- По Рикеру, человеческая личность телеологична -
направлена в будущее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.