Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Непреднамеренная ошибка?




 

Р: Дамы и господа,уважаемые гости!Перед тем как приступить к теме нашей лекции,я хотел бы показать вам статью из самого престижного немецкого еженедельника, «Франкфуртер альгемайне цайтунг»,которая весьма наглядно иллюстрирует тему нашей дискуссии и связанные с ней вопросы.Статья называется«Следы преступления:обувь,обувь,даже детская обувь».Это отчёт одного журналиста о своём визите в концлагерь Штутхоф в нынешней Польше,что недалеко от Данцига(Гданьска),превращённый в музей[11].В четвёртом предложении автор заявляет о том,что он не представляет себе,как может выглядеть лагерь уничтожения,и говорит об«оборудовании,при помощи которогобыло убито6 миллионов евреев и всего — 26 миллионов узников”». В конце статьи автор пишет, что он осознал , что столкнулся с«остатками самого бесчеловечного геноцида,самых современных машин уничтожения того времени,самого безжалостного преступления в истории человечества».Описав вещи подобным образом,одна из самых уважаемых газет в мире дала своё определение холокосту:истребление национал-социалистами26миллионов людей в ультрасовременных машинах уничтожениясамое безжалостное преступление за всю историю человечества.

 

Любой,кто имеет хоть какое-то представление о недавней истории,сразу же поймёт,что здесь явно что-то не то;это цифра в26миллионов человек,якобы уничтоженных национал-социалистами.Ни в одной книге по истории или официальном заявлении ни разу не упоминалась столь высокая цифра.Это просто наглое преувеличение.При более близком рассмотрении мы можем увидеть,что отрывок этот взят в кавычки;следовательно,он был приведён из источника,который автор,однако,не упоминает.Мы можем предположить,что этозаявление,сделанное польским гидом,или что оно было скопировано с мемориальной доски музея в Штутхофе,и автор статьи,легковерно использовав эту цифру,просто не знал никакой другой,и таким образом он совершил непреднамеренную ошибку.Однако для«Франкфуртер альгемайне цайтунг»это больше,чем просто свидетельство о неблагонадежности.Распространяя безо всяких оговорок подобную чушь,эта газета вступает в ряды пропагандистов,выдвигающих моральные обвинения в адрес немецкого народа,далеко выходящие за все разумные пределы.К сожалению,подобное некритичное отношение,похоже,уже стало нормой для немецких журналистов.

 

Критичный читатель отметит и другие постыдные промахи.К примеру,название статьи намекает на то,что существование обуви доказывает преступление.Однако груда обувипри отсутствии доказательств в пользу противногодоказывает только то,что кто-то её туда положил.Как-никак,горы старой одежды и поношенной обуви из секонд-хэнда вовсе не означают,что их бывшие владельцы были убиты.



 

С: Господин Рудольф,это напомнило мне об одном инциденте,который приключился со мной во время визита в Освенцим;я запомнил его очень хорошо.Я шёл мимо музея,в котором можно увидеть одну из тех знаменитых гор обуви,в стеклянном ящике.Что меня поразило,так это то,что ящик с обувью был открыт и персонал музея весьма откровенно показывал его посетителям:под особым углом там располагалась обыкновенная доска,на которой был установлен один-единственный слой обуви.Было видно,что эта гора обувифальшивая.

 

Р: Хм,это интересно.А в какое время года вы посетили тот музей?

С: Зимой1991-1992-го.

Р: Это всё объясняет.Зимой в Освенцимском музее весьма мало посетителей,и в это время они проводят ремонт и реставрацию.Наверное,тогда работники музея чувствовали себя в относительной безопасности.Могу я спросить вас,почему для визита в этот бывший концлагерь вы выбрали такое негостеприимное время года?

 

С: У нас в Верхней Силезии есть родственники,недалеко от Освенцима;в том году мы провели вместе с ними несколько дней на рождество и решили использовать эту возможность для визита в музей.Наши родственники отказались составить нам компанию.Когда по возвращению мы сообщили им об этом инциденте,один пожилой друг семьи,немец по национальности,рассказал нам,что после войны немцев из тех мест заставляли собирать обувь и относить её лагерным властям.

 

Р: Вы только посмотрите!Как вы видите,беседа подобного рода может поведать присутствующим весьма много нового.От себя я могу добавить,что горы обуви из немецких концлагерей могут иметь и другое,весьма безобидное происхождение.Вот один пример. «Освободив»Майданек,советские войска обнаружили там буквально горы обуви,которые немедленно были представлены в качестве доказательства массовых убийств заключённых,как это показано на рисунке1[12].Эта фотография использовалась бесчисленное множество раз,иногда с худшим качеством или заретушированная.Халатность некоторых




 


 
Рис. 1. Обувь убитых узников или склад обувной фабрики?

авторов приводила к просто чудовищным ошибкам.К примеру,Раймунд Шнабель дал к ней следующее пояснение: «Обувь тысяч заключённых,убитых в Освенциме»[13].

 

Что вызвало гораздо меньший ажиотаж,так это поправка,внесённая польскими историками несколько десятилетий спустя.На поверку оказалось,что одна из компаний,нанимавшая заключённых из Майданека,открыла в лагере мастерскую по ремонту старой обуви.Горы обуви,найденные советами,были складами этой мастерской[14].В связи с этим польский историк Чеслав Райца,работавший в музее в Майданеке,констатировал: «Было сделано предположение,что эта обувь происходит от убитых заключённых.Однако из обнаруженных впоследствии документов мы знаем,что в Майданеке был склад,принимавший обувь из других лагерей»[15].

С: Вы хотите сказать,что все предметы,которые демонстрируются посетителям в разных лагерях,происходят не от узников?

 

Р: Нет,я всего лишь хотел обратить внимание на то,

 

что в накалённой атмосфере последних дней Второй мировой войны люди иногда делали выводы,впоследствии оказывавшиеся ошибочными.Вы также должны отдавать себе отчёт в том,что то,что вам говорят СМИ,учат книги,выставляют музеи, —это не обязательно правда и ничего,кроме правды.В этом нет ничего нового,но я хотел подчеркнуть,что это справед-ливо и для холокоста.

 

С первого взгляда коллекцию предметов следует принимать только за то,что она доказывает:кто-то её собрал.Такая коллекция говорит крайне мало о судьбе её бывших владельцев.

 

Но вернёмся к статье,которую я только что процити-

ровал.Даже если мы отбросим все те некритичные детали,подрывающие репутацию«Франкфуртер альгемайне цайтунг»,мы всё равно останемся с констатацией факта,неоспоримого и непреложного в традиционной историографии:холокост с его идеально настроенной машиной уничтожения был преступлением против человечества,единственным в своем роде.Однако здесь мы сталкиваемся с одной серьёзной проблемой,а именно с трудностями в разгребании груды романтических декораций и наслоений пропагандистских преувеличений,под которыми скрывается истина.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал