Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Современная политическая, экономическая и военная ситуация, которую необходимо преодолеть России, необходимость продолжения в сложных обстоятельствах






 

Современная политическая, экономическая и военная ситуация, которую необходимо преодолеть России, необходимость продолжения в сложных обстоятельствах строительства правового государства и демократического общества убеждают, что актуализация в отечественной высшей школе задачи создания адекватной сегодняшним реалиям системы гражданско-патриотического воспитания имеет объективно необходимый, исторически закономерный и педагогически целесообразный характер.

Методологическими основаниями проектирования системы гражданско-патриотического являются следующие положения:

- интересы, права, достоинство личности имеют неотчуждаемый характер, однако их гарантии зависят от прочности государственного устройства, морально-психологической устойчивости общества;

- гражданское общество, обладая относительной независимостью от государства, осуществляет контроль за представителями государственной власти, политических партий;

- в условиях демократических свобод, мировоззренческого плюрализма, рыночных отношений личность должна быть готова как к коллективной, так и к автономной, самостоятельной деятельности, обладать не только адаптивными умениями и навыками, но и способностью противостоять унификации, давлению со стороны общества и государства, иметь критическое отношение к власти, к различным идеологическим течениям.

Выявление признаков гражданского общества, его роли в регуляции взаимодействия между личностью и государством позволяет конкретизировать сущностные характеристики гражданственности как социально-педагогического феномена.

В социально-правовом аспекте гражданственность характеризует степень цивилизованности государства, общества, определяет нормы и принципы взаимодействия государства, власти с институтами гражданского общества, с отдельными гражданами, что находит отражение в правовых актах.

В социально-психологическом аспекте гражданственность - это комплекс чувств, переживаний, отражающих состояние единства со страной, обществом, социальный оптимизм, чувство социальной защищенности, любовь к малой родине, направленность на достижение как личного, так и общественного благополучия, терпимость, готовность к перенесению трудностей.

В социально-педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративное единство качеств и свойств личности, определяющее ее социальную направленность, готовность к достижению частных и социально значимых интересов, целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, принятыми в обществе правовыми и моральными нормами.

В морально-этическом аспекте гражданственность понимается как уровень нравственной, правовой и политической культуры общества, человека, как нравственный императив, оценивающий степень их приближения к таким идеалам, как долг, ответственность, честь, достоинство, совесть, патриотизм, неприятие насилия. В морально-этическом отношении гражданственность - это готовность к защите справедливости.

Таким образом, гражданственность как социально-педагогический феномен представляет собой целостное сочетание интеллектуальной, эмоционально-волевой и деятельностной сфер личности, определяет ее активную роль в системе отношений с обществом и государством. Гражданственность как интегративное личностное образование представляет собой социально-политическую, морально-психологическую, профессиональную готовность личности к реализации частных и социально значимых целей в соответствии в принятыми в обществе принципами, нормами.

Изучение ведущих тенденций становления гражданского общества в России, характера развития в педагогике проблемы гражданского воспитания позволило выявить ее основное движущее противоречие, заключающееся в несовпадении интересов, целей в системах " человек - государство", " человек - общество", " человек - человек". Противоречие это может быть представлено в единстве трех его сторон: социальной, социально-психологической и педагогической. В социальном отношении оно выражается в объективно возникающих конфликтах индивида с обществом и государством, что обусловливает необходимость регулирования этих отношений посредством целенаправленного гражданского воспитания.

В социально-психологическом отношении - это противоречие между потребностями индивида и реальными возможностями их удовлетворения, между стремлением индивида к обособлению и потребностью быть членом общества, что требует поиска социально-психологических механизмов его преодоления.

В педагогическом отношении основное движущее противоречие выражается в расхождении потенциальных возможностей системы образования и воспитания и действительных результатов учебно-воспитательной деятельности, что обусловливает необходимость нахождения новых способов ее оптимизации посредством развития, совершенствования теории и практики гражданско-патриотического воспитания.

Изучение традиционных подходов, развёртывающихся преимущественно на философском и социологическом уровне методологического знания, обнаружило ряд серьезных недостатков, препятствующих достижению положительных результатов в разрешении выявленных противоречий. Главный из них - абсолютизация идеи воспитания в духе преимущественной полезности государству и обществу, что ведет к утрате в понимании сущности гражданского воспитания, его целей и задач, к исследованию проблемы в ее отдельных аспектах.

Осознание активной роли человека как созидателя собственной жизни и субъекта социальной деятельности обусловило выделение в структуре личности таких компонентов, как гражданское достоинство, ответственность, готовность к коллективной и автономной деятельности. Данное положение послужило концептуальным для формулирования главной идеи гражданского воспитания: личность гражданина как члена демократического, правового государства формируется в единстве культуры достоинства и культуры социальной полезности.

Под гражданским воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый процесс организации и управления деятельностью растущей личности по овладению социально-политическим, морально-этическим опытом. Целью гражданского воспитания как важнейшей части общего является формирование готовности молодого человека к овладению культурой гражданского достоинства и культурой социальной полезности - к деятельности, направленной на достижение частных и социально значимых интересов в условиях демократического общества и правового государства, мировой социальной и культурной интеграции, создание условий для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей личности как субъекта социальной деятельности.

Цель университетской системы гражданско-патриотического воспитания - подготовка и включение растущего человека в социально значимую деятельность, направленную на реализацию как личных, так и общественно-государственных интересов. С учетом существующей в стране ситуации противостояния существующим историческим вызовам эта цель может быть конкретизирована посредством педагогических задач, являющихся отражением противоречия между потребностью передовой части общества в формировании нового типа личности гражданина как члена демократического государства и реальным уровнем развития гражданской воспитанности подрастающих поколений: достижение необходимого уровня нравственности и последующее формирование гражданской культуры. Соответствующие формы сознания личности (правовая, политическая, экономическая), соединенные с миром развитых нравственных чувств, рождают личность гражданина, способного иметь гражданскую позицию, находящую выражение в социально значимой деятельности.

Основными направлениями работы университета по гражданско-патриотическому воспитанию студентов является:

- разработка концепции, программы подготовки студентов к социально значимой деятельности, создание условий для их реализации;

- организация структур, обеспечивающих управление, интеграцию педагогических сил, координацию их деятельности на всех уровнях;

- обустройство демократического уклада университетской жизни, превращение её в составную часть гражданского общества региона;

- организация деятельности по гражданскому воспитанию в парадигме единства культуры гражданского достоинства и социальной полезности;

- целенаправленное использование средств массовой коммуникации в процессе гражданского воспитания молодежи, в формировании положительного имиджа университета, защиты его репутации;

- укрепление вертикальных и горизонтальных связей между институтами, факультетами, а также установление взаимодействия с социальными партнёрами;

- подготовленность педагогических кадров к гражданскому воспитанию студентов средствами учебной и внеучебной работы;

- творческий подход к отбору содержания и использованию форм гражданского воспитания, системы критериев оценки ее эффективности.

- всесторонняя поддержка общественной инициативы, деятельности общественных организаций и движений, обеспечение правовых и других условий для развития международных связей в воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека.

На технологическом уровне методологического знания основными факторами, определяющими векторы развития у студентов социально значимых и профессионально важных качеств являются следующие: адекватность представлений преподавателей о возрастных и социально-психологических особенностях современного студенчества; поиск и реализация инновационных технологий организации внеучебной работы; применение активных форм и методов воспитания; включение студентов в проектную деятельность, имеющую социальную направленность; нормативно-правовая, психолого-педагогическая поддержка воспитательной работы; развитие института кураторства, тьюторства как средства индивидуализации образования. При этом подчеркнём, что поиск инновационных подходов не исключает усилий в обновлении содержания традиционных, проверенных временем и доказавшим свою эффективность организационных форм воспитания студентов.

Значение организационных форм, активизирующих личность, заключается в том, что все они в той или иной степени способствуют формированию у молодёжи лидерских качеств. Для воспитания в вузе настоящего гражданина, успешного лидера, специалиста необходимо создание достаточных организационно-педагогических условий:

1. Подготовленность и направленность педагогического коллектива к организации и проведению воспитательной работы в учебное и внеучебное время;

2. Интеграция социально-педагогической среды, преодоление разоб­щенности между студентами и преподавателями.

3. Нормативно-правовое, организационно-методическое обеспечение системы воспитательной работы.

4. Переход от проведения отдельных воспитательных мероприятий к созданию в университете гуманитарной педагоги­ческой среды как системообразующего начала в жизни университета;

5. Изучение интересов, запросов, ценностных ориентаций студентов и преподавателей как основы планирования воспитательной работы;

6. Организация учебно-воспитательного процесса в контексте бу­дущей профессиональной деятельности студентов, расширение возмож­ностей для их участия в общественной работе;

7. Использование воспитательного потенциала базовых дисциплин, элективных курсов, разнообразных форм внеучебной работы для форми­рования гражданственности, превращения студента в субъекта не только учебной, но и социальной деятельности;

8. Создание системы морального и материального стимулирования преподавателей, студентов, активно участвующих во внеучебной работе.

При этом следует опираться на одно из главных требований принципа личностно-ориентированного подхода: опора на активность, творческую инициативу, самостоятельность студентов. Пассивность – главное препятствие в достижении положительных результатов в воспитательной работе. Поэтому целесообразно привлекать студенческий актив не только к организации, проведению воспитательных дел, но и к планированию внеучебной работы, к анализу ее результатов. Такое привлечение будет способствовать выработке корпоративных норм проведения, соблюдению и развитию традиций вуза. Важно, чтобы и вузовский преподаватель мог подтвердить свою педагогическую актуальность, соответствовал предъявляемым требованиям: обладать такими личностными качествами, как доброжелательность, коммуникативность, оптимизм, терпимость, корректность, тактичность, самокритичность, артистичность, организаторские способности, стремление к постоянному самосовершенствованию.

Успешная реализация воспитательных целей и задач позволит педагогическим коллективам сформировать у будущих специалистов, активных членов гражданского общества, качества, необходимые для жизни в социуме: правосознание, коммуникативная культура, умение работать в команде, толерантность, ответственность, лидерская активность, устойчивость к постоянно изменяющейся среде. Обеспечение целостности гуманитарной педагоги­ческой среды федерального университета - это создание комплекса условий для формирования гражданских компетенций, социального, нравственного, профессионального становле­ния и развития личности молодого специалиста, создание благоприятной атмосферы для самостоятельной инновационной деятельности самих сту­дентов в сфере образования и в сфере свободного времени, превращающей их в субъектов собственной и общественной жизни.

 

Таким образом, смысл гражданского образования в федеральном университете - формирование правовой культуры, российской идентичности, готовности к диалогу в поликультурной среде, приобщение студентов к нормам и ценностям университетского корпоративного сообщества: к нормам вузовской жизни, к традициям факультета, института - ко всему тому, что позволит будущему специалисту стать ответственным гражданином своего Отечества, занять достойное место в культурном авангарде общества.

Результаты исследования могут быть использованы:

-Ассоциацией российских федеральных университетов в разработке стратегии воспитания, в развитии международных связей;

-молодёжными организациями и объединениями в целях развития социальных институтов, гражданского общества;

-региональными органами управления, ответственными за организацию работы с молодёжью.

Общественная значимость проведённого исследования заключается в обосновании возможностей для социального партнёрства федерального университета с субъектами, ответственными за реализацию молодёжной политики, в расширении опыта разработки и внедрения социальных проектов, благотворительной деятельности, в разработке механизмов включения студентов работу общественных организаций, строительство гражданского общества, укрепление правопорядка, противодействие экстремизму и правовому нигилизму.

 

 

Список литературы

 

1. Адольф, В.А. Тьюторское сопровождение студентов: практический оыт [Текст] / В.А. Адольф, Н.В. Пилипчевская // Высшее образование в России.-2011.-№4. - С.143-147.

2. Айнутдинова, И.Н. Студенческие клубы учащейся молодёжи США как фактор их социального воспитания [Текст]: автореф. дис. … канд.пед.наук / И.Н. Айнутдинова.- Ижевск, 2007.- 21 с.

3. Арламов, А.А. Методологические ориентиры воспитания личности гражданина России [Текст] /А.А. Арламов // Педагогика. -2010.-№6.-С.27-30.

4. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367 с.

5. Атаянц, Ж.Г. Клубные объединения высшей школы как фактор социализации студентов (на опыте университетов США) [Текст]: автореф. дис. …канд. полит. наук / Ж.Г. Атаянц. – М, 1995. – 23с.

6. Баталов, Э. Политическая культура демократии [Текст] / Э.Баталов // Российская Федерация.-1995.-№5.- С.59-62.

7. Белова, Е.А. Опыт студенческого самоуправления в педуниверситете [Текст] / Е.А. Белова, С.В. Горячева // Высшее образование в России.-2011.-№7.-С.65-69.

8. Белоконев С. Нужна ли нам идеология? [Текст] / С.Белоконев // Известия, -2013.-11 ноября.

9. Беляев, А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодёжи: монография [Текст] / А.В. Беляев [Текст].- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997.- 204 с.

10. Бестужев-Лада, И.В. К школе ХХ1 века: Размышления социолога [Текст] / И.В. Бестужев-Лада.- М.: Педагогика»2008.-254 с.

11. Бирюков, А. Все флаги в горы [Текст] // Российская газета.- 2013.-14 августа.

12. Блажеев, В. Чему учит Конституция [Текст] // Российская газета.- 2013.- 5 ноября.

13. Бочаров, О. Е. Социальное проектирование как фактор формирования гражданской позиции студентов [Текст]: автореф. дис. … канд.пед.наук / О.Е. Бочаров. - Кострома, 2009.

14. Брежицкая, Е. «Золотой запас» Кавказа [Текст] / Е.Брежицкая // Российская газета. - 2014.- 6 мая.

15. Буров, Н.В. Образовательно-воспитательная деятельность музея в условиях модернизации общества [Текст] // Педагогика.-2011.- №6. -С.34-42.

16. Быков, А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ [Текст] / А.К. Быков // Педагогика.-2011.-№1. - С.14-24.

17. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания [Текст] /А.К. Быков // Педагогика.-2006.-№2.-С.37-42.

18. Быков, А.К. Формирование патриотического сознания молодёжи [Текст] А.К.Быков // Педагогика.-2010.-№9.- С.10-20.

19. Варданян, М.Р. Практическая педагогика: Учебно-методическое пособие на основе кейс-стадии [Текст] / М.Р.Варданиян, Н.А. Палихова, И.И.Черкасова, Т.А.Яркова. – Тобольск, ТГСПА, 2009.-188с.

20. Вербицкий, А.А., Технология деятельности общественного объединения как образовательной системы [Текст] / А.А. Вербицкий, Е.Н. Сухоленцева // Педагогика.-2013.-№4.-С.65-73.

21. Всемирная декларация. Положение детей в мире на 1991[Текст].-Женева, 1991.-87с.

22. Вудкок, М. Раскрепощённый менеджер: Для руководителя-практик [Текст] / М.Вудкок, Д.Фрэнсис [Текст].-М.: Изд-во «Дело», 1991.- 320с.

23. Вырщиков, А.Н. Российская национальная идея [Текст] / А.Н. Вырщиков, К.М. Никонов [Текст]. –Волгоград: Изд-во ВГУ, 1998.-112с.

24. Гаджиев, Г. Отечество – не корпорация [Текст] // Российская газета.- 2014.- 19 февраля.

25. Гареева, Е.В. Анализиз волонтёрства как процесса социализации совремнной молодёжи [Электронный ресурс] / Е.В. Гареева. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2013/pdf/6348.pdf

26. Глушкова, С. Права человека как ценность образовательного процесса [Текст] / С.Глушкова // Высшее образование в России.-2006.-№3.-С.138-141.

27. Голованова, Н.Ф. Бакалавриат как педагогическая проблема [Текст] / Н.Ф. Голованова // Высшее образование в России.-2009.-№6.-С.36-40.

28. Голованова, Н.Ф. Проблема воспитания студентов в контексте модернизации высшего образования [Текст] Н.Ф. Голованова // Высшее образование в России.-2012.-№7.- С.29-34.

29. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики [Текст] / Под ред. Ф.М. Рудинского.- Волгоград: Изд-во ВГУ, 2004.-157с.

30. Гражданственность и патриотизм в России: ретроспектива и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и студентов [Текст]. / Под ред. Е.С. Саенко, Л.Н. Величко. – Ставрополь: Графа, 2012.- 232с.

31. Груднева, А. [Электронный ресурс] / А.Груднева. - Режим доступа: https://www.ncfu.ru/index.php? newsid=3689

32. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Развитие человеческого потенциала средствами социализации в условиях модернизации России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков // Педагогика.-2011.-№1.-С.3-13.

33. Дебаты. HYPERLINK [Электронный ресурс]. – Режим доступа: “https://vk.com/ideauniversity” \t “_blank”

34. Демократизация общества и гражданин [Текст] // Преподавание истории в школе.-1994.-№7.-С.39-50.

35. Дмитриев, Г.Д. Анатомия американского университета [Текст] / Г.Д. Дмитриев // Образовательные технологии.-2005. - №1.- С.5-141.

36. Добрынина, Е. Как по-русски «демократия»? [Текст] / Е.Добрынина // Российская газета.- 2014.- 10 января.

37. Докторов, Г. Знакомьтесь: АЙРЕКС [Текст] /Г.Докторов // Международное сотрудничество.-1998.-№1.- С.18-22.

38. Дульзон, А.А. Опыт обучения управлению проектами [Текст] / А.А. Дульзон // Высшее образование в России.-2013.-№10.- С.83-90.

39. Екимова, С. Волонтёрское движение в гуманитарном вузе [Текст] / С.Екимова // Высш. образ. в России.- 2006.-№12. - С.95-97.

40. Жигалев, Б.А. Организационные основы управления развитием вуза [Текст] / Б.А.Жигалев // Высшее образование в России.-2010.-№12.-С.35-40.

41. Жураковский, В.М. Актуальные задачи модернизации профессионального образования [Текст] / В.М. Жураковский, З.С. Сазонова // Высшее образование в России.- 2010. -№5.- С.4-12.

42. Захарова, С.М. Социальное партнёрство и качество образования [Текст] / С.М. Захарова // Высшее образование в России.-2013.-№3. - С.119-122.

43. Иванова, И.Н. Молодёжный рынок труда в контексте социальной политики [Текст] / И.Н.Иванова // Высшее образование В России. -2010.-№2.-С.63-69.

44. Ильин, И.А.Национальная Россия. Наши задачи [Текст] / И.А. Ильин.- М.: Алгоритм, 2011. -520 с.

45. Катаева Н. Наступает минута прощания [Текст] / Н.Катаева // Союзное вече.-2014.-№21.-14-21 мая.- С.5.

46. Кирой, В.Н. Новые университеты России: проблемы и пути их решения [Текст] / В.Н.Кирой // Высшее образование в России.-2010.-№3.-С.7-23.

47. Кодекс волонтёра (добровольца) СКФО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://волонтер-скфо.рф/normativno-pravovaia-baza

48. Конвенция о правах ребёнка [Текст] // Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М.: Международные отношения, 1992.-С.100- 124.

49. Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета.- 2013.- 24 декабря.

50. Кострюков, А. Социально-воспитательная работа в Оренбургском государственном университете [Текст] / А.Кострюков // Высшее образование в России. – 2007. - №12.-С.64-70.

51. Кочетова, Н.Д. Социальная ответственность как составляющая профессиональной компетентности будущих специалистов [Текст] Н.Д.Кочетова // Высшее образование сегодня. – 2011.-№11.-С.38-41.

52. Крапивина, Л.А. Причины кризиса скаутских патрулей, дружин и пионерских отрядов России [Текст] /Л.А.Крапивина // Педагогика.-2010.-№3.-С.62-69.

53. Красовицкий, М.Ю. Педагогика А.С. Макаренко: Какой она видится в конце ХХ столетия? [Текст] / М.Ю. Красовицкий // Педагогика.-1996. - №1.-С.61-68.

54. Кудрявцев, В.Н. Новое политическое мышление и права человека [Текст] / В.Н.Кудрявцев, Е.Л Лукашева // Вопросы философии. – 1990. - №5.- с.3-11.

55. Кутняк, С.В. Карьерообразующий потенциал воспитательной среды [Текст] / С.В.Кутняк // Высшее образование в России.-2012.-№5.-С.79-84.

56. Лайкерт, Р. Социология управления. Теория стилей [Электронный ресурс] / Р.Лайкерт. - Режим доступа: https://socyus./teoriya stiley rucovodstva rlaykerta/htme

57. Лесин, А.М., Фомина, Н.А. Типы направленности личности и особенности ценност.ных ориентаций студентов[Текст] / А.М.Лесин, Н.А.Фомина // Альма матер (Вестник высшей школы). -2014.-№4.-С.34-38.

58. Лидер в формировании студенческих отрядов Ставрополья [Электрон-ный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ncfu.ru/index.php? newsid=2152

59. Лихачёв, Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания [Текст] Б.Т. Лихачёв // Педагогика.-2007.-№9.-С.60-65.

60. Луков, В.А. Социализация студентов и социальное проектирование: Применение технологии социального проектирования для развития социальных умений будущих специалистов [Текст] /В.А. Луков, Я.В. Миневич. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. -189с.

61. Лутовинов, В.И. Проблемы воспитания патриотизма [Текст] / В.И.Лутовинов, С.И. Мешкова // Педагогика.-2008.-№7.-С.50-53.

62. Макаренко, О.В. Интерактивные образовательные технологии в вузе [Текст] / О.В. Макаренко // Высшее образование в России.-2012.-№10.-С.134-139.

63. Максименкова, М.В. Подготовка кадрового резерва молодёжной политики (опыт работы) [Текст] / М.В. Максименкова // Высшее образование в России.-2011.-№6.-С.90-93.

64. Малова, О. Социальное проектирование как средство гражданского воспитания студентов [Текст] / О.Малова // Высшее образование в России.- 2007.-№10. –С.125-128.

65. Малоокая, Ж.Ю. Развитие опыта гражданского воспитания молодёжи в США и России[Текст]: дис. …канд. пед. наук / Ж.Ю. Малоокая.- Ставрополь, 2005.- 199 с.

66. Мандель, Б.Р. Интеллектуальная игра: на перекрёстке научных дисциплин [Текст]. // Педагогика. – 2006. -№7.-С.44-48.

67. Материалы шестого этапа социологического мониторинга (декабрь 2012 – январь 2012) [Текст] /Отв. Ред. Ю.Р. Вишневский. – Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2012.-112с.

68. Международная образовательная ассоциация «Дебаты» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: HYPERLINK https://cyclowiki.org/wiki/

69. Международные волонтёрские проекты [Электронный ресурс].- Режим доступа: HYPERLINK https://studentravel.ru/volunteers

70. Международный волонтёрский лагерь [Электронный ресурс].- Режим доступа: HYPERLINK “https://chedd.ru/? id=8”

71. Мелихов, А. Право на тишину [Текст] А.Мелихов // Российская газета.- 2014.- 9 января.

72. Методика преподавания педагогики: учебное пособие [Текст] / Д.А.Хохлова, Т.Н.Таранова, И.Ю. Соколова / Под ред. Д.А.Хохловой. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005.- 515с.

73. Минзарипова, Р. Университет – среда социализации молодёжи [Текст] / Р.Минзарипова // Высшее образование в России. -2006.-№10.- С.97-99.

74. 80. Модели ювенальной юстиции в России: достижения и перспективы развития [Текст] / А.Автономов, Б.Альтшулер, Г.Боукетт, Р.Лутес. – М.: «П-Центр», 2009. – 168 с.

75. 81.Моргунова, Ю. Цвета огня, пороха и славы [Текст] / Ю.Моргунова // Союзное вече.-2014.-№18. - 5 мая. - С.6.

76. Никитина, Г.В. Потенциал социальной практики [Текст] / Г.В.Никитина // Высшее образование в России.-2012.-№12.- С.141-144.

77. Никишин, А. Муниципальные заметки [Текст] / А.Никишин // Российская газета.- 2013.- 25 декабря.

78. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. -М.: Изд-во БРЭ, 2003. – 528 с.

79. Персикова, Т.Н. Межкультурная коммуникация и коммуникативная культура [Текст] / Т.Н. Персикова. - М.: Логос, 2006.- 224 с.

80. Петров, В. Есть идея – заходите [Текст] / В.Петров // Российская газета.- 2013.- 25 ноября.

81. Петров, В. Оторвать от гаджетов [Текст] / В.Петров // Российская газета.- 2014.- 30 мая.

82. Плотникова, М. Школа волонтёров [Электронный ресурс] / М.Плотников. – Режим доступа: https://волонтер-скфо.рф/normativno-pravovaia-baza

83. Пономарёв, А. Формирование лидерских качеств у студентов [Текст] / А.Пономарёв // Высшее образование в России. – 2007.-№12.- С.99 - 105.

84. Попова, И. Образование – человеческий и социальный капитал молодёжи [Текст] / И.Попова // Высшее образование в России.-2007.-№10.-С.104-108.

85. Послание президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию [Текст] // Российская газета.- 2013.- 13 декабря.

86. Программа «Социальное проектирование» [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.pandia.ru/text/77/29/77766.php

87. Программа развития Северо-Кавказского федерального университета на 2012 – 2021 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ncfu.ru/programma-razvitiya-skfu.html

88. Психология личности. Т.1. Хрестоматия [Текст] / Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд. дом «Бахрах», 2008.-512 с.

89. Пылаева, Т.В. Тьюторская система в условиях дистанционного обучения в Великобритании [Текст] / Т.В.Пылаева // Альма матер (Вестник высшей школы). -2014.-№4.-С.91-94.

90. Социологический портрет молодёжи [Текст] //Российская газета. – 2012. - 23 августа.

91. Послании президента РФ Федеральному собранию [Текст] // Российская газета.- 2012.-13 декабря.

92. Путин В.В. О национальных ценностях граждан России [Текст] / В.В. Путин // Известия.- 2013.- 11 ноября.

93. Савотина, Н.А. Гражданские ценности в контексте проблем социализации студенческой молодёжи [Текст] / Н.А. Савотина // Педагогика.-2010.-№7.-С.37-45.

94. Сенашенко, В.С. Социально-воспитательная среда вуза как основа воспитания и социализации студенчества [Текст] / В.С.Сенашенко, Е.А. Конькова, М.Н. Комбарова // Высшее образование в России. -2011.-№6.-С.103-113.

95. Серых, А.Б. Формирование правосознания у будущих специалистов социальной сферы [Текст] / А.Б.Серых, В.С. Зайцев // Высшее образование в России.-2011.-№5.-С.104-107.

96. Сироткин, Л.Ю.Теория и практика формирования социально устойчивой личности[Текст]: дис. …д-ра пед.наук / Л.Ю. Сироткин. - Казань, 1993.- 323 с.

Соколов, А.В. Молодёжные общественные организации в политическом пространстве современной России: стратегии государственной и молодёжной политики[Текст]: автореф. дис. …канд. полит. наук / А.В. Соколов. -Ростов- на-Дону, 2011.-23с.

98. Стёгний, В.Н. Социальный портрет современного студечества [Текст] / В.Н. Стёгний, Л.Н. Курбатова // Высшее образование в России.-2010.-№2.- С.57-63.

99. Студотряды Ставрополья в СКФУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ncfu.ru/index.php? newsid=2088

100. Cун, Лэй. Дебаты как инновационная образовательная технология // Высшее образование в России. – 2012. - №12. – С.145-146.

101. Фарафонова, Л. Некоторые аспекты гражданского образования молодёжи [Текст] / Л.Фарафонова // Высшее образование в России.-2006.- №12.- С.71-74.

102. Хартия Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: /; www.coe.int/edc

103. Шапошников, Л.Е. Новые горизонты [Текст] / Л.Е Шапошников, А.А.Фёдоров // Высшее образование в России.-2011.-№11.-С.14-19.

104. Юдин, Б. О гуманитарной составляющей высшего образования [Текст] / Б.Юдин // Альма матер (Вестник высшей школы).- 2004.- №5. -С.3-5.

105. Яновский, К.П. К вопросу о наших высших учебных заведениях, и об университетах в особенности [Текст] / К.П. Яновский // Антология мысли в России второй половины Х1Х – начала ХХ века / Сост. П.А.Лебедев.-М.: Педагогика 1990. – С.271-307.

106. Bernie Dodge и Tom March https://ozline.com/learning/index.htm

107. https://krestikhobby.ucoz.ru/index/istoricheskaja_rekonstrukcija/0-16

108. https://revolution.allbest.ru/sociology/00260461_0.html

109. https://ru.wikipedia.org/wiki/Флешмоб#

110. https://www. rusconstitution.ru

111. https://www.allbest.ru/

112. https://www.fp-k.ru/news1/arhiv/23092013_studprofkom_skfu_provel_vyezdnoj_seminar_profsoyuznogo_aktiva_iniciativa_2013/






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.