Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательное собрание 3-го созыва по Ивановской области






 

Выборы депутатов Законодательного Собрания третьего созыва состоялись в декабре 2000 года.

Председателем Законодательного Собрания был избран Гришин В.С.

Образованы комитеты:

по бюджету, финансовой и налоговой политике;

по вопросам экономики;

по законности и общественной безопасности;

по труду и социальной политике;

по местному самоуправлению и связям с общественностью.

Депутаты продолжили целенаправленную и последовательную работу над законодательством в финансовой, экономической и социальной сферах. Сформирован крупный и трудоемкий блок законов, касающихся выборов, основ деятельности всех органов государственной власти и местного самоуправления.

Несомненной заслугой депутатов третьего созыва стало то, что принятие главного финансового документа – областного бюджета – проходит ежегодно в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, гласно, с участием глав муниципальных образований, депутатов представительных органов местного самоуправления.

В сфере экономической политики приняты важнейшие законы: " О государственном заказе Ивановской области", " О государственной поддержке предприятий (организаций) текстильной промышленности в Ивановской области", " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ивановской области", " О программе развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств Ивановской области на 2005-2010 годы". Принят ряд законов для регулирования налоговых правоотношений в сфере малого и среднего предпринимательства, поддержки инвестиционной деятельности.

В социальной сфере законодательно утверждены и действуют более 30 законов-программ, направленных на поддержку малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, молодежи, квалифицированных работников социальной сферы, занятых в сельской местности.

В целях реализации Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ принят целый блок областных законов, устанавливающих меры социальной поддержки различных категорий граждан.

В связи с вступлением в силу переходных положений Федерального закона от 06.10.2005 № 131-ФЗ приняты законы по реализации реформы местного самоуправления в Ивановской области.

Большое внимание депутаты уделяют развитию законодательной базы по вопросам укрепления законности и правопорядка. Принят областной закон " Об участковых пунктах милиции", внесены изменения и дополнения в областную целевую программу по борьбе с преступностью, закон " Об административных правонарушениях в Ивановской области".

Фундаментальные ветви власти — законодательная, ис­полнительная и судебная, олицетворяющие единую государ­ственную власть, должны быть дополнены инструментами контроля и сдерживания любой из них. Они обеспечиваются не только с помощью рычагов влияния каждой ветви власти друг на друга, но и с помощью воздействия со стороны функ­ционально самостоятельных правовых институтов, государст­венных органов. В условиях России эту роль, в частности, должны выполнять органы прокуратуры, которая обязана ус­танавливать и принимать меры к устранению любых нару­шений законов, от кого бы они ни исходили.

Прокуратура РФ - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Это ее основная функция. Надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями.

Административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой особый вид государственной деятельности и специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих особо важное значение для общества и государства.

Милиция как основная сила в системе органов внутренних дел традиционно осуществляет три направления деятельности: административное, оперативно-розыскное, следственное. Административная деятельность в своём изначальном виде представляет по существу административный надзор, т.е. надзор за соблюдением и исполнением многочисленных правил поведения граждан и организаций на улицах, площадях, транспортных магистралях, вокзалах и других общественных местах.

Следует отметить, что до настоящего времени не сформи­рован ряд государственных органов, предусмотренных Кон­ституцией и призванных играть важную роль в системе «сдержек и противовесов» и, в частности, контроле за дея­тельностью исполнительной власти (Уполномоченный по правам человека).

К федеральным органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся: Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти (ветеринарного, рыбного, пожарного, геодезического и др.), а также территориальные органы надзора (например, энергетического).

Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например, у Государственного таможенного комитета или Федеральной налоговой службы. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями.

Деятельность органов административного надзора направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных границ. Цель - обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции и услуг.

Указом Президента РФ «О государственных надзорных органах» от 12 ноября 1992 г. ВВС. 1992. № 47. Ст. 2716. установлено, что федеральные надзоры России относятся к организационно-правовым формам федеральных органов исполнительной власти. Компетенция федеральных надзоров России, как и других надзорных органов, по предупреждению, пресечению правонарушений, а в определенных случаях и привлечению к ответственности виновных лиц установлена соответствующими нормативными правовыми актами. Многие надзорные органы наделены полномочиями по разработке и утверждению правил в своей области деятельности.

Указом Президента РФ от 21 января 1997 г. установлено, что органами государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании ядерной энергии являются Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Министерство здравоохранения РФ, Федеральный горный и промышленный надзор России и Министерство внутренних дел РФ.

Так, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности в соответствии с Положением о нем ВВС РФ. 1992. № 24. Ст. 1338; САПП РФ. 1993. № 38. Ст. 3519; Российская газета. 1995. 2 авг. надзирает за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, организациями и гражданами законодательства в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе.

Министерство промышленности и энергетики РФ, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства РФ от 27 января 1996г. СЗ РФ. 21.06.2004, N 25, ст. 2566., обеспечивает государственный контроль и надзор за рациональным использованием нефти, газа, угля, горючих сланцев и продуктов их переработки, электрической и тепловой энергии, качеством торфа.

Третьим важным фактором, влияющим на конституцион­ную систему государственных органов России, является ко­ординация взаимодействие разделенных властей. При всей специализированно ветвей власти и соответствующих го­сударственных органов они остаются звеньями единой систе­мы, нуждающейся в повседневной координации. В России эту функцию выполняет Президент, являющийся главой государ­ства (ст. 80 Конституции). В его распоряжении имеется ряд полномочий, дающих ему возможность влиять на функцио­нирование как законодательной (право законодательной ини­циативы, право подписи принятых законов и право вето), так и судебной (представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, назначение судей других федеральных судов) власти. Что же касается ис­полнительной власти, то с ней Президент связан наиболее тесно структурно и функционально и фактически может на­правлять ее работу.

Перед органами законодательной власти несут ответственность правитель­ство и другие органы исполнительной власти, в отношении которых первые, как правило, наделяются контрольными полномочиями (в Российской Федерации они в значительной мере ослаблены). Все органы законодательной власти колле­гиальные, принимают решения большинством голосов.

В результате конституционных реформ в России в 1989— 1993 годах в организацию и деятельность представительных (законодательных) органов был внесен ряд изменений. Во-первых, это отказ от принципа всевластия представительных органов (Советов), соединения в их руках функций законодательствования, исполнения законов и контроля за ними. Во-вторых, органы законодательной власти не образуют единой иерархической системы, что, впрочем, не исключает необхо­димости координации усилий этих органов, обмена информа­цией о своей деятельности. В-третьих, существенно (в ряде случаев — чрезмерно) сокращена численность депутатского корпуса, а работа депутатов на общественных началах замене­на на профессиональную работу яга постоянной основе. В-чет­вертых, из системы представительных органов государства «изъято» низовое звено (органы местного самоуправления), что пока трудно оценить однозначно, поскольку органы мест­ного самоуправления нового типа еще не сформированы.

Органами исполнительной власти являются Правитель­ство Российской Федерации, правительства республик в ее составе, а также правительства ряда иных субъектов России (правительство Свердловской области, правительство Моск­вы и др.), администрации краев, областей, округов, мини­стерства, государственные комитеты и иные центральные ор­ганы исполнительной власти, включая их подразделения в субъектах Федерации, комитеты, отделы, управления и иные отраслевые и функциональные органы исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации.

Пока не сформирована система органов местного самоуп­равления на основе выборов населением (как это и предус­мотрено Конституцией), к числу государственных органов исполнительной власти фактически можно отнести тех глав администраций районов, городов, поселков и других населен­ных пунктов Российской Федерации, которые в настоящее время назначаются вышестоящими органами исполнительной власти и им подконтрольны в своей деятельности.

Хотя, как уже отмечалось, институт Президента Россий­ской Федерации не относится напрямую к ветви исполнительной власти, нельзя не учитывать специфики его взаимоотно­шений с ней. Именно с органами исполнительной власти он связан наиболее тесно, его функции в этой сфере заключены прежде всего в осуществлении общего руководства деятельно­стью Правительствами других звеньев исполнительной власти.

Прежде органы исполнительной власти именовались орга­нами государственного управления. Однако это название не совсем точно отражало суть явления. Управленческие функ­ции присущи не только органам исполнительной власти. На­пример, принятие управленческих решений в виде законов, программ экономического и социального развития — прерога­тива законодательной власти. Поэтому органы исполнитель­ной власти не могут «монополизировать» функцию государст­венного управления. Основное назначение этих органов — де­ятельность по организации исполнения Конституции, других законов, иных нормативных актов Российской Федерации, го­сударственного бюджета, программ экономического и соци­ального развития, решение повседневных, оперативных воп­росов обеспечения жизнедеятельности государства. Для осу­ществления этой деятельности исполнительные органы наде­ляются властными полномочиями распорядительного харак­тера, дающими им возможность распоряжаться материальны­ми, финансовыми ресурсами, управлять имуществом и т. д.

Органы исполнительной власти подразделяются на орга­ны общей компетенции (Правительство России, правительст­ва ее субъектов, администрации края, области) и органы спе­циальной компетенции, действующие по отраслевому прин­ципу (министерства обороны, иностранных дел, комитет по рыболовству) либо по функциональному (Госкомитет по про­мышленной политике, Госкомитет по стандартизации, мет­рологии и сертификации и др.).

В отличие от органов законодательной власти, органы ис­полнительной власти Российской Федерации и органы испол­нительной власти ее субъектов образуют в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного с ее субъектами ведения единую си­стему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77, ч. 2, Конституции). Это означает не только более вы­сокую степень координации деятельности рассматриваемых органов, но и обязательность указаний и решений федераль­ных органов для органов исполнительной власти субъектов Федерации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.