Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологические катастрофы, связанные с добычей и транспортировкой нефти и газа. Приведите примеры. Как с этим бороться?






Но еще большие разрушения в биосфере производят аварии на системах транспортировки нефти и газа. Их транспортируют либо по морю в специальных танкерах, либо по трубопроводам. Последних уже проложено для транспортировки газа – 1 млн км, для транспортировки нефти – 400 тыс. км. По морям и океанам в настоящее время ходит примерно 34 552 корабля, перевозящих различные грузы. В том числе 6000 танкеров перевозят 3 млрд т нефти, а 65 – сжиженный газ. Из них 53 % судов, а в танкерном флоте – 57 % эксплуатируется 15 лет. Это значит, что активно используются суда, уже подлежащие ремонту и списанию. Отсюда большая аварийность на морском транспорте, когда не только гибнут люди, на дно идут огромные материальные ценности, но и происходит загрязнение поверхности Мирового океана.

 

За последние 9 лет потерпели аварию 1766 судов, из них 168 танкеров. Авария танкера происходит не только из-за воздействия природных факторов, что неизбежно и создает некий постоянный " аварийный фон", но и по субъективным причинам. Во-первых, океанские и морские дороги перенасыщены транспортными средствами, эффективно управлять этими грузопотоками человеку становится уже не под силу. Во-вторых, условия жестокой конкуренции за фрахт и соответственно погоня за дешевизной эксплуатации судов диктуют уменьшение численности экипажей за счет автоматизации судов. В-третьих, по тем же причинам упрощается технология строительства судов, что для нефтеналивных кораблей крайне опасно. По упрощенной технологии строятся все более и более грузоподъемные, длиной более 300 м танкеры, способные за один рейс перевозить 100 тыс. т нефти и более. И лишенные двойных бортов и других упрочняющих конструкций они без балласта и груза зачастую просто не выдерживают давления воды и трескаются у причалов или ломаются при шторме. Так произошло, например, с 326-метровым танкером " Энеджи Консентрейшен" в 1980 г. во время перекачки нефти из его танков на берег: через огромную трещину в борту в море вытекло более Ют нефти. По расчетам председателя комиссии по расследованию обстоятельств нефтяного загрязнения на Аляске Г. Паркера, примерно на каждые 11 600 рейсов, т. е. каждые 13 лет, будет происходить одна катастрофа с поступлением в море больших количеств нефти.

 

В последние годы такие крупные аварии участились, уже 30 % поверхности морей и океанов покрыто нефтяной пленкой. Несмотря на все оптимистические заявления, эффективных методов ликвидации массивных разливов нефти (а они иногда достигают 20–60 тыс. т за одну аварию) до сих пор не разработано. В районах разлива нефти, как правило, разыгрываются самые настоящие экологические катастрофы. Покрывающая поверхность нефтяная пленка нарушает процессы тепло- и газообмена океана и атмосферы, на больших пространствах гибнет фито- и зоопланктон, являющийся основой океанской пищевой пирамиды. Это закономерно подрывает кормовую базу рыбных стад и морских млекопитающих, влечет за собой снижение их численности, повышенную заболеваемость. Неизбежное следствие – снижение уловов и количества морепродуктов на наших столах, происходящее, как мы видим, не только из-за постоянных переловов, подрывающих воспроизводство морских обитателей, но вследствие насыщения океанской и морской воды как нефтепродуктами, так и стоками промышленных предприятий, населенных пунктов и сельскохозяйственного производства.

 

Аварии на нефте- и газопроводах по объему разлива и нанесенному природе ущербу, уже иногда превышающие последствия аварий с танкерами, тоже происходят с удручающей закономерностью. Их причиной является как обязательный для любой сложной системы " аварийный фон", так и в большей степени естественное старение сооружений, а также нарушение технологии и контроля за качеством в процессе отливки труб и строительства трубопроводов.

 

В последние годы к этим авариям добавились повреждения продуктопроводов террористами, как, например, в Кувейте во время американо-иракской войны, на Северном Кавказе, в Армении, Грузии и т. д. Участились их повреждения злоумышленниками с целью хищения бензина или нефти, после чего выливаются тонны топлива, уничтожая вокруг все живое на сотни метров и километров. Последний вид бедствия чаще всего наблюдается на территории бывшего СССР.

 

Трубопроводы, действующие по принципу " управляемого потока", относят к наиболее выдающимся изобретениям цивилизации. До недавнего времени их сооружение считалось престижной и приоритетной стройкой. За многие годы они сложились в некую систему, которая, как и многие другие военные и промышленные системы, приобрели самоорганизующийся характер и стали диктовать человеку свои условия. Если взять лишь бывший СССР, то начиная с 60-х годов на его территории уложено 200 тыс. км магистральных, в том числе трансконтинентальных, и 350 тыс. км внутрипромысловых нефте- и газопроводов. Из них около 100 тыс. км уложено в начале 60-х годов, и за прошедшие 35 лет из-за " усталости" металла, контролирующих и распределительных конструкций, перешли в так называемый настораживающий режим, усиливающийся в результате коррозии металла. Более 66 тыс. км трубопроводов эксплуатируется более 10 лет. По данным российского отделения международной экологической организации " Гринпис", более 35 лет эксплуатируется 10 % общей протяженности трубопроводов и 32 % – более 20 лет. Но из 5, 3 тыс. км труб, подлежащих плановой замене в год, ремонтируется лишь 4, 5 тыс. км. И, как следствие, ежегодно происходит одна авария на каждые 3 тыс. км трубопроводов. Из разорванных труб во внешнюю среду выливается от 25 до 50 млн т нефти в год, или свыше 10 % всей добываемой нефти.

 

Примеров аварий трубопроводов из-за разрушения труб или нарушения технологии строительства можно привести немало из практики всех стран, на территории которых они проходят. Большими человеческими жертвами сопровождался взрыв с последующим пожаром крупной газораспределительной станции под Уренгоем, произошедший зимой в начале 80-х годов. Этот случай, вероятно, послужил сюжетной основой романа Э.Тополя " Красный газ". Авария на нефтепроводе Западная Сибирь – Урал – Поволжье в 1989 г. под Уфой повлекла за собой человеческие жертвы. Скопившиеся в ложбине летучие вещества, поступавшие в атмосферу из поврежденных коррозией и разорвавшихся труб, взорвались при прохождении через облако газов двух поездов и унесли несколько сотен жизней. Причина – некачественные трубы, уложенные в спешке, чтобы получить премии за досрочный ввод объекта, и снятие контрольных устройств в целях экономии. В январе 1994 г. в Украине произошел разрыв магистрального нефтепровода в Закарпатье, более 50 т нефти вылилось в р.Уж. Загрязнение воды было настолько велико, что нефть собирали даже в Словакии. В декабре 1995 г. из-за аварии на нефтепроводе под Уфой более 100 т нефти попало в р.Белая. Здесь в очередной раз пострадала природа. В 1996 г. произошел разрыв нефтепровода Тихорецк – Лисичанск, и более 500 тыс. т нефти через р. Беленькая загрязнило Северский Донец.

 

По сравнению с транспортировкой газа и нефти перевозки угля в экологическом плане опасны менее всего. Случаи, когда ТЭС и ТЭЦ строятся непосредственно вблизи месторождения угля, крайне редки, и уголь приходится тысячами эшелонов перевозить на значительные расстояния. Транспортировка угля по дорогам и рекам создает определенное напряжение, поскольку объемы перевозок постоянно будут расти в зависимости от количества и мощности энергопотребляющих и производящих объектов, а пропускная способность транспортных артерий небезгранична.

 

Темпы и возможности строительства новых путей имеют определенные технологические, инженерные и территориальные ограничения. Из-за совокупного взаимодействия всех этих факторов, как минимум, возникают транспортные пробки, требующие усилий для их ликвидации, нарушается нормальный режим перевозок и других грузов. Постоянная нехватка обычных и отсутствие специальных вагонов для перевозки топлива не только создают нервозную обстановку на обоих концах транспортного плеча, но и влекут за собой многочисленные нарушения при транспортировке и потерю 8–10 % перевозимого угля, загрязняющего прилегающую к железной дороге и местам перевалки грузов территорию. Однако необходимость постоянной, во все возрастающих объемах перевозки к объектам теплоэнергетики различных видов органического топлива в глазах сторонников альтернативной и особенно атомной энергетики является одним из главных и неустранимых их недостатков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.