Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 21: Государство в политической системе общества.






Политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений, людей, базирующихся на различных формах собственности, отражающих интересы и волю различных слоёв социальных классов, слоёв, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за её осуществление в рамках права через государство.

Структура политической системы:

Ø государство;

Ø политические партии, движения, общественные организации, профсоюзы и т.д.,

Ø политические отношения между элементами системы,

Ø политическое сознание,

Ø традиции политической жизни, политические нормы,

Ø политическая деятельность,

Ø правовые нормы, обеспечивающие функционирование политической системы.

Государство – основной элемент политической системы, роль которого в том, что оно:

Ø представляет организацию всех граждан,

Ø обладает внутренним и внешним суверенитетом,

Ø является собственником государственного сектора экономики и оказывает решающее влияние на экономическую жизнь общества,

Ø издаёт правовые нормы,

Ø осуществляет законодательную, исполнительную, судебную власть,

Ø обладает механизмом государственного принуждения.

Ø является единственной полновластной организацией для всей страны,

Ø определяет основы внутренней и внешней политики страны.

Основным фактором, влияющим на политическую систему, является государственная власть. Каждый элемент политической системы заинтересован в обладании государственной властью. В любом случае власть осуществляется через государство.

Политическая система зависит и от методов осуществления политической власти, следовательно, выделяются политические режимы:

Ø Демократические (либерально-демократические). Это наличие рыночной, товарно-денежной основы экономики, её саморегуляция, государство не руководит экономикой напрямую, человек является целью государства, а не средством решения проблем; признание прав и свобод человека, идеологическое разнообразие, политический плюрализм, нет тотального контроля государства за элементами политической системы, политическая система способствует полному раскрытию творческого политического потенциала,

Ø Недемократические (тоталитарные). Она характеризуется следующими признаками: распределительная система результатов труда, государство собственник основной массы средств производства, государство контролирует политическую жизнь, руководит СМИ, вмешивается в личную жизнь граждан, элементы политической системы подконтрольны государству, а само государство подчинено монопольно правящему классу. Цель такой политической системы стабилизация, консервация политической жизни. Это «азиатский способ производства», тоталитарные государства XX века, общества современных недемократических государств, иные формы обществ.

Ø смешанные. В некоторых обществах политическая система воплощает в себе черты демократических и недемократических политических систем.

В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. И все же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Это обусловлено следующим.

1. Государство выступает, прежде всего, в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. В то же время не что иное, как государство на протяжении всей истории человечества тысячекратно ввергало своих подданных в междоусобные и региональные вооруженные конфликты, войны.

2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания. Как гражданин индивид приобретает устойчивые первичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политических партий и т.д. Прежде всего, через государство индивид «включается» в политическую систему общества. Вместе с тем, между государством и отдельными гражданами существует комплекс противоречий, который резко обостряется, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически господствующим социальным группам.

3. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества.

4. ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права, направить усилия противоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, и классовых проблем.

4. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих интересы различного рода организаций и партий. В этой связи государство играет роль надклассового арбитра. В законодательном порядке устанавливает «правила игры» для политических партий и объединений. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.

5. Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Однако только то государство может считаться демократическим, в котором созданы условия для реализации прав и свобод человека. Для политической системы общества важное значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.

6. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени. Когда же возникают чрезвычайные ситуации, особая роль в разрешении их отводится государству. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.

Лекции: В политической системе общества государство занимает центральное место и выполняет ведущую роль. Но, государство, играя важную роль в политических отношениях, тем не менее, не может подменять собой политическую жизнь всего общества. Государство занимает определенное место и выполняет роль в силу специфических признаков, присущих государству.

1) Государство официально представляет все общество.

2) Государство имеет постоянно действующий механизм, с помощью которого одновременно осуществляет управление делами общества и участие в политической жизни общества.

3) Государство принимает нормы (законы), которые носят общеобязательный характер в пределах территории государства и в пределах населения. Законы не сравнимы с корпоративными нормами (они носят локальный характер, действуют внутри данных общественных отношений).

4) Государство собственник, имеющий широкие материальные ресурсы (природные, человеческие).

5) Государство – собственник наиболее значимых имущественных объектов.

Формы взаимодействия Г с другими субъектами политической системы.

1. Государство по отношению ко всем общественным объединениям (а особенно политическим партиям) выполняет контрольные функции в виде регистрационной процедуры субъектов политической системы. В результате субъекты политической системы получают легальное (законное) положение.

2. Возможно взаимодействие совместного объединения усилий в решении определенных задач (Например: природоохранные меры).

3. Государство может делегировать определенные полномочия общественных объединений (Например: в сфере образования).

Вопрос 22: Понятие, признаки и содержание функций государства. Система и эволюция функций государства. Основные формы осуществления функций государства.

Функции государства (переводе с латинского «исполнение»)– это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом и в присущих ему формах и присущими ему методами.

Существенные признаки функций государства.

1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере – в экономике, политике, охране природы и т.д.

2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве – его сущность и социальное назначение.

3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

4. Функции государства – понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

4. Реализуются функции в определенных формах (чаще всего в правовых) и особыми, характерными для государственной власти методами.

Соотношение функций и задач: функции носят объективный характер, задачи определяются субъективным характером. Задачи и функции взаимосвязаны, они не существуют друг без друга. Но эти понятия нельзя отождествлять, хотя нельзя и противопоставлять.

Задачи определяются социальным назначением государства. Она может быть одна, а для её выполнения необходимо несколько функций. Зависимость функций определяется трояким способом:

Ø Задачи могут быть решены только через функции, т.е. функция зависит задач.

Ø Задачи определяют содержание функции.

Ø Задачи влияют на выбор мер осуществления функций.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект – определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функции показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

До недавнего времени было общепризнанно, что все функции государства вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер. В действительности даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может не выступать по ряду его направлений представителем интересов всего общества. Уже восточные деспотические рабовладельческие государства выполняли экономическую функцию – организовали общественные работы по сооружению каналов и плотин, осушению болот и др. Все государства обеспечивали правопорядок, без которого не может обойтись ни одно общество.

Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере. Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, - охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др. Чем больше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и достижения общественного компромисса.

1.По причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на:

а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

2.По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Система внутренних и внешних функций тесно взаимосвязаны и их трудно разграничить между собой. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние – на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций – охраны существующих форм собственности, обеспечения правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и др.

4. В зависимости от сфер деятельности: политическая, экономическая, социальные, др.

5. По периоду времени – постоянные, временные (например: вовремя войны временные).

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Они показывают как государственные органы, и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства – правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Ø Правотворческая деятельность – это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функции государства практически невозможна.

Ø От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя.

Ø Правоохранительная деятельность, т.е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия (Например: подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и др.).

Методы осуществления функций государства многообразны. Выполняя правоохранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Лекции: Под функциями государства понимаются основные направления деятельности государства, в которых проявляется его сущность и социальное назначение. Характеристика функций не связана с описанием самостоятельной деятельности государства, а характеризует предметно-содержательную сторону направлений деятельности. Государство деятельный институт, его активная роль в жизни общества должна проявляться постоянно. Как только государство, так или иначе, устраняется от реализации своего предназначения, оно вытесняется другими видами социальной власти.

Функции государства помимо предметно-содержательной характеристики характеризуется с точки зрения их объективности, носят объективный характер. В этой характеристике: во 1) подчеркивается, что эти направления деятельности производны от содержания общественных отношений, от видов этих отношений и от видов сфер жизни общества. Жизнедеятельность общества проявляется через основные сферы: материальную, экономическую, духовную, политическую. Эти направления деятельности носят объективный характер. Если есть политическая сфера, обязательно должны быть политические направления жизни общества. Бесспорно, в каждой сфере деятельности проявляется и реализуется потребности общества. В конечном счете, осознаются эти потребности обществом. На основе их осознания формируются цели, основные направления деятельности и главные шаги в достижении этих целей, т.е. формируются задачи.

В отличие от функций, цели и задачи носят субъективный характер, т.е. являются результатом осознанной деятельности людей и свое закрепление носят в определении целей и постановке задач, ее достижении.

Представление о функциях дает классификация по содержанию направлений деятельности.

Виды функций:

1) функции экономического содержания, в рамках которых определяется роль государства в экономических отношениях общества, степень участия государства в экономических отношениях: организация рыночного хозяйства, налоговая деятельность, антимонопольное направление деятельности.

2) Функции социально-политического содержания: охрана общественного порядка и всех форм собственности, организация функционирования органов государства: в социальной сфере – организации здравоохранения, социальной помощи, организация инфраструктуры в виде средств коммуникаций (ж/д, связь).

3) направления деятельности в сфере духовной деятельности: охрана памятников культуры, организация библиотечного дела, образование в обществе.

4) природо-охранная функция характеризующая межгосударственные связи.

Цивилизационный подход. Функции делятся на управленческо - обеспечительные, охранительная функция.

Формационный подход – классовая сущность. Социальная направленность имеет второстепенную роль.

Морозова:

1. Внутренние: обеспечения народовластия, экономическая, социальная, налогообложения и финансового контроля, экологическая, охраны прав и свобод граждан.

2. Внешние: интеграции в мировую экономику, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими странами в области глобальных (демографические, экология, энергетические, преступность, космос и т.д.)проблем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.