Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 3. 1 Государственное управление охраной труда осуществляют:






1 Государственное управление охраной труда осуществляют:

-Кабинет Министров Украины;

-специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда;

-министерства и другие центральные органы исполнительной власти;

-Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и органы местного самоуправления.

Кабинет Министров Украины:

-обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда;

-представляет на утверждение Верховной Радой Украины общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды;

-направляет и координирует деятельность министерств, других центральных органов исполнительной власти по созданию безопасных и здоровых условий труда и надзора за охраной труда;

-устанавливает единую государственную статистическую отчетность по вопросам охраны труда.

С целью координации деятельности органов государственного управления охраной труда создается Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения, который возглавляет вице-премьер-министр Украины.

Министерства и другие центральные органы исполнительной власти:

-проводят единую научно-техническую политику в области охраны труда;

-разрабатывают и реализуют отраслевые программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды с участием профсоюзов;

-осуществляют методическое руководство деятельностью предприятий отрасли по охране труда;

-заключают с соответствующими отраслевыми профсоюзами соглашения по вопросам улучшения условий и безопасности труда;

-участвуют в разработке и пересмотре нормативно-правовых актов по охране труда;

-организуют обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда;

-создают при необходимости аварийно-спасательные службы, осуществляют руководство их деятельностью, обеспечивают исполнение других требований законодательства, регулирующего отношения в сфере спасательного дела;

-осуществляют ведомственный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях отрасли.

Для координации, совершенствования работы по охране труда и контроля за этой работой в министерствах и других центральных органах исполнительной власти создаются структурные подразделения по охране труда.

Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики обеспечивает проведение государственной экспертизы условий труда с привлечением служб санитарного эпидемиологического надзора специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области здравоохранения, определяет порядок и осуществляет контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест относительно их соответствия нормативно-правовым актам по охране труда.

Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда:

-осуществляет комплексное управление охраной труда на государственном уровне, реализует государственную политику в этой области и осуществляет контроль за исполнением функции государственного управления охраной труда министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления;

-разрабатывает при участии министерств, других центральных органов исполнительной власти, Фонда социального страхования от несчастных случаев, всеукраинских объединений работодателей и профсоюзов общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды и контролирует ее выполнение;

-осуществляет нормотворческую деятельность, разрабатывает и утверждает правила, нормы, положения, инструкции и другие нормативно-правовые акты по охране труда или изменения в них;

-координирует работу министерств, других центральных органов власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности в области безопасности, гигиены труда и производственной среды;

-получает бесплатно от министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов статистики, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности сведения и информацию, необходимые для выполнения возложенных на него задач;

-участвует в международном сотрудничестве и в организации выполнения международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, изучает, обобщает и распространяет мировой опыт по этим вопросам, разрабатывает и подает в установленном порядке предложения по усовершенствованию и постепенному приближению действующего законодательства об охране труда к соответствующим международным и европейским нормам.

Решения, принятые специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда в пределах его компетенции, обязательны для выполнения всеми министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые в соответствии с законодательством использует наемный труд.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:

-утверждают целевые региональные программы улучшения состояния безопасности, условий труда и производственной среды, а также мероприятия по охране труда в составе программ социально-экономического и культурного развития регионов;

-принимают решения по созданию коммунальных аварийно-спасательных служб для обслуживания соответствующих территорий и объектов коммунальной собственности.

Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов обеспечивают надлежащее содержание, эффективную и безопасную эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, соблюдение требований по охране труда работников, занятых на этих объектах.

Для исполнения функций, указанных в части второй настоящей статьи, сельский, поселковый, городской совет создает в составе своего исполнительного органа соответствующее подразделение назначает специалиста по охране труда.

 

2 Наведенное напряжение. Высоковольтные линии передачи переменного тока могут наводить высокое переменное напряжение в проходящих рядом низковольтных линиях электропередачи, линиях связи, любых протяженных проводниках, изолированных от земли. Может возникнуть даже на автомашине.

Статическое напряжение. Возникает в результате накопления электрического заряда на изолированном проводящем объекте.

Для защиты от статического электричества и наведенного напряжения корпус автомобиля (а также любого другого подвижного устройства из металла) должен заземляться. Поскольку покрышки колес делаются обычно из непроводящей резины, можно использовать цепь, волочащуюся за автомобилем.

Статического электричества (СЭ) на теле человека происходит при его трении о синтетическую одежду, обшивку дивана или полимерные напольные покрытия при ходьбе, вставании со стула и т. д.. При этом электростатический заряд человека обусловлен трением или контактом двух материалов, один из которых должен быть хорошим диэлектриком (напольное полимерное покрытие, синтетическая одежда, обшивка дивана). Использование в помещениях напольных покрытий с высокими значениями удельного объёмного сопротивления приводит к значительной электризации человека.

 

3. Санитарно-бытовое обеспечение работников

Санитарно-бытовое обеспечение работников возлагается на работодателя и регламентируется СНиП 2.09.04-87 " Административные и бытовые здания". В состав санитарно-бытовых помещений входят: гардеробные, душевые, умывальные, уборные, комнаты гигиены женщин, курительные, места для размещения полудушей, сауны, устройства питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды, стирки ее и др.

Предусматривается три способа организации хранения специальной и повседневной одежды:

попеременное в одном отделении шкафа;

в разных отделениях шкафа в одном помещении;

в разных помещениях.

Для хранения одежды предусматриваются следующие виды оборудования: запираемые (закрытые) шкафы, открытые шкафы и вешалки.

В зависимости от списочной численности работающих и группы производственных процессов гардеробные могут быть общительными для всех групп производственных процессов или отдельными для каждой из групп.

В случае, когда чистка или обезвреживание спецодежды должны производить после каждой смены, вместо гардеробных предусматриваются раздаточные спецодежды.

Число душевых, умывальников и специальных бытовых устройств определяется по численности работающих в смене или этой смены, одновременно оканчивающих работу с учетом группы производственного процесса. Душевые оборудуются кабинами открытого или закрытого типа.

Помещения для личной гигиены женщин предназначены для проведения гигиенических процедур. Они оборудуются биде со смесителями горячей и холодной воды, умывальником со смесителями горячей и холодной воды, бачком для мусора, крючками для одежды и белья, скамьей, индивидуальными кабинами.

Все санитарно-бытовые помещения должны ежедневно убираться и регулярно проветриваться.

Гардеробные, раздевальные, душевые и другие санитарно-бытовые помещения и устройства должны периодически подвергаться дезинфекции.

Нормы площади помещений на 1 человека, единицу оборудования, расчетное число работников, обслуживаемых на единицу оборудования в санитарно-бытовых помещениях, регламентируются вышеуказанным СНиП.

Состав санитарно-бытовых помещений для различных видов производства, а также их устройство, размеры и оборудование должны соответствовать нормативу санитарных характеристик групп производственных процессов.

В санитарно-бытовых помещениях (умывальные, душевые кабины и т.п.) должно находиться мыло и другие моющие средства.

Использование бытовых помещений не по назначению запрещается.

В производственных помещениях при необходимости должна быть доброкачественная питьевая вода. Все элементы питьевого водоснабжения должны находится в исправном состоянии, обеспечивающем доброкачественность воды и непрерывность водоснабжения.

Работники в горячих цехах должны обеспечивать газированной подсоленной водой с содержанием до 5 г поваренной соли на один литр воды.

 

4. Планы ликвидации аварий (ПЛА) разрабатываются на поднадзорных органам госгортехнадзора организациях по хранению, переработке и использованию растительного сырья для всех участков, цехов, отделений, где возможны аварийные ситуации, связанные с взрывами и пожарами в оборудовании, силосах, производственных помещениях и сооружениях, и которые способны привести к разрушению технологического оборудования, зданий, сооружений, к травмированию и гибели людей.

ПЛА разрабатываются с целью выявления всех возможных аварий, их развития, и разработки соответствующих мероприятий по их предупреждению, локализации и ликвидации, а также с целью конкретизации действий производственного персонала и применения технических средств по локализации аварий на соответствующих стадиях их развития в пределах цеха, объекта, организации, близлежащей территории и по защите людей от поражающих воздействий.

Обязанность за своевременное и правильное составление ПЛА и соответствие их действительному положению в производстве возлагается на главного инженера.

ПЛА разрабатываются для объектов организации и утверждаются главным инженером, являющимся ответственным руководителем работ по ликвидации аварии.

Не реже 1 раза в 3 года ПЛА пересматриваются комиссией, в состав которой включаются главный инженер (председатель), главные специалисты, инженер по промышленной безопасности (охране труда), руководители соответствующих цехов и объектов, начальник пожарной охраны.

При реконструкции, техперевооружении или изменениях в технологии, при появлении дополнительных данных, выявленных при обследовании поднадзорной организации или расследовании аварий на аналогичных объектах и показывающих несоответствие мероприятий плана фактическому положению, в ПЛА вносятся в десятидневный срок соответствующие изменения и дополнения.

При утверждении и пересмотре ПЛА должны быть представлены и приложены к ним:

а) акты проверки наличия и исправности средств противопожарного оборудования, средств пожаротушения и средств для спасения людей;

б) акты об исправности запасных выходов из цехов и отделений;

в) акты проверки исправности аварийного освещения, аварийной сигнализации и связи;

г) акты проверки наличия и исправности оборудования и приборов, предусмотренные Рекомендациями по обеспечению пожарной безопасности силосов и бункеров на поднадзорных организациях по хранению, переработке и использованию растительного сырья.

ПЛА и все последующие его изменения согласовываются с региональными органами госгортехнадзора.

В ПЛА должны быть включены следующие основные разделы:

Оперативная часть.

Распределение обязанностей между должностными лицами, участвующими в ликвидации аварий, порядок их действий.

Список должностных лиц и учреждений, которые должны быть немедленно извещены об аварии, взрыве, пожаре.

К плану ликвидации аварий должны прилагаться:

Планы помещений производственных цехов с расположением основного оборудования и с указанием входов и выходов в производственных помещениях, мест расположения средств пожаротушения, пожарных извещателей, телефонов, инструментов, используемых в случае аварии.

Схема расположения основных коммуникаций с указанием мест расположения рубильников, задвижек, вентилей и других устройств, предусматриваемых в мероприятиях ПЛА.

Список лиц, ответственных за выполнение мероприятий, предусмотренных планом, и исполнителей, а также список членов добровольной пожарной дружины с указанием их домашних адресов, служебных и домашних телефонов.

Перечень средств индивидуальной защиты для спасения людей и ликвидации аварий, необходимых инструментов и материалов с указанием мест их хранения.

ПЛА должны находиться у главного инженера, диспетчера, начальника пожарной охраны организации.

У руководителей производственных цехов (объектов), начальников смен, сменных мастеров должны находиться выписки из соответствующих разделов ПЛА. В ПЛА должно быть указано место их хранения.

Не реже одного раза в год по оперативной части ПЛА должны проводиться учебные тревоги по графику и планам, утвержденным главным инженером.

План проведения учебных тревог разрабатывается совместно с начальниками цехов, участков.

План ликвидации аварии и изменения к нему должны быть изучены всеми специалистами, производственным персоналом, членами добровольной пожарной дружины. Работники организации должны быть под расписку ознакомлены с ПЛА в части, определяющей их действия в условиях аварии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.