Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки антропологии в век научной революции






1. Век научной революции и подход к изучению человека. XVII век был временем трех революций - в промышленности, политике и науке. Главными идеями научной революции были следующие:

1.Рационализм. Резкое отделение науки от религии. Основы новой философии рационализма разработал французский мыслитель Рене Декарт (1596 - 1650), философ, оптик и математик. По Декарту, все явления мертвой и живой природы можно объяснить разумно из механического движения – аналогией с механизмом часов, и математика должна лежать в основе всякого научного объяснения. Это подрывает веру в чудеса, основу религии. Спиноза (1632 - 1677), развивая идеи Декарта, построил изложение морали и религии как систему аксиом, постулатов и дефиниций.

2. Эмпиризм. Возобладал здоровый практицизм. Английский политик, мыслитель и ученый сэр Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) в своем сочинении " Новый органон" (1620) отстаивал эмпиризм как ведущий метод исследования. Он призвал исходить из наблюдений, положить в основу решения научных проблем практический опыт и специальные эксперименты, опираться на факты, проверять гипотезы фактами, проверять и сами факты на прочность. Прежние ученые делали выводы по аналогии, т. е. заключали по частному случаю. Бэкон противопоставил этому индуктивное обобщение многих фактов. " Наша единственная надежда … заключается в верной индукции", - писал он там же.

3. Специальное образование. Телескоп Галилея и микроскоп Левенгука углубили наше видение и позволили заглянуть в дальние углы вселенной и вглубь веществ. Здравого рассудка стало мало для занятий научной деятельностью. Теперь требовались специальные знания особых законов и методов, найденных предшествующими учеными в исследовании данной проблемы. Проходит специальное обучение. Чтобы стать биологом, надо выучиться у биологов; чтобы быть физиком - у физиков. Разрастаются университеты, появляются учебники, профессора-специалисты. Любительские занятия все больше уступают место исследованиям специалистов.

4. Профессионализм. Из затворника-одиночки (как в XV веке доктор Фауст) ученый становится членом корпорации, признанной обществом. Государство осознавало, что ученые ему необходимы, а поэтому монархи обычно покровительствовали таким обществам. Фрэнсис Бэкон выразил это в лапидарной фразе: " Знание - сила".

5. Натурализм. Все более стали внедряться представления, что общество и природа подчиняются одним законам (натурализм). Стало возможным уподоблять человека животным и говорить о естественном поведении людей, в котором они ведут себя, как животные. То есть законы поведения возникли естественно, а не сочинены искусственно по произволу неких правителей и не спущены Богом отдельно от всей природы. Томас Гоббс (1588 – 1679) утверждал, что люди от природы эгоистичны, и естественным состоянием людей была война всех против всех. Из естественного чувства самосохранения люди пришли к соглашению, гармонизирующему общественную жизнь, и устраняющему анархию – это было нечто вроде общественного договора.

Понятие естественного права использовал голландский юрист Гуго Гроций (1583 - 1645). Он считал природные законы основой социальной жизни. Вставал в этой связи вопрос о частной собственности. Разрабатывая юридический аспект международных отношений («О праве войны и мира» 1625), он оспаривал право любой нации объявлять часть открытого моря своей исключительной собственностью - это противоречит естественному праву. Войны также нарушают естественное право и могут быть терпимы, только если имеют справедливые причины.

Антропологические представления: естествоведческий подход и Библия. Собирание этнографических фактов. С начала XVII века в Магдебурге начала печататься серия книг под общим названием - народоописание мира.

Фрэнсис Бэкон в очерке " О путешествии" (1625) писал: " Странное дело, что в морских странствиях, где ничего не видать, кроме неба и моря, люди обязаны вести дневники, а в наземном путешествии, где есть так много, чего наблюдать, большей частью этим пренебрегают... Пусть поэтому дневники будут введены в применение". Это было первое требование ввести в науку протокол наблюдения.

Традиция собирать данные об уродах, монстрах и мифологических существах и народах нашла свою нишу в системе Бэкона - как факты о " природе ошибающейся и отклоняющейся". Среди фактов, достойных собирания, видное место занимали верования разных народов. В 1613 г. свои разыскания религиозных проявлений во всем мире опубликовал английский священник С. Пёрчес. Сводку брачных обычаев разных народов составил Луи де Гайя - " Брачные церемонии всех народов мира" (1681). Он включил в свою сводку не только евреев, римлян, современных католиков и протестантов, но и негров Гвинеи, восточных индийцев и краснокожих индейцев.

Один из результатов сравнения народов и обычаев был очень близок к сути антропологии: уже в 1659 г. инструкция викариям Парижа предупреждала относительно первых апостольских миссий в восточную Азию, чтобы миссионеры были терпимы к нравам аборигенов, не пытались переместить Францию в Китай, поскольку у каждого народа свои обычаи.

Естественное право. Это, в частности, вопрос о " естественном праве " людей, который разрабатывался целым рядом философов и юристов и создавал теоретическую основу для представлений о первобытном праве.

В 1667 г. появилась книга французского монаха-доминиканца Рене Поля дю Тертра " Общая история Антильских островов". В ней автор писал, что туземцы - " дикари" только по имени:

"... дикари этих островов - самые мирные, самые счастливые, отнюдь не порочные, самые общительные, совсем не притворщики... Ибо они таковы, какими сделала их природа, т. е. в величайшей простоте и в естественной наивности. Они все между собой равны, им незнакомы почти никакие преимущества или рабство... Никто не богаче и не беднее другого, и все они в своих желаниях ограничиваются тем, что им полезно и строго необходимо, презирают всякое излишество..." (Tertre 1667: 356 - 358).

Но полную силу таким представлениям придал только Руссо в следующую эпоху (" Золотой век", " Благородный дикарь")..

В то же время сам собой выдвинулся вопрос об объеме человечества и составе человеческого рода. Особенно остро этот вопрос звучал из-за индейцев, которые так названы потому, что Колумб принял их земли за Индию.

Индейцы вне Индии: проблема христианской антропологии. Происхождение индейцев выводили из Иудей (Грсия, 1607) - " заблудившийся флот царя Соломона, пропавшие 10 племен Израилевых". Доводы против: " Но ведь туземцы этих дальних земель так отличаются от нас и живут столь далеко, то могли ли они прибыть из первоначального очага творения - Месопотамии и являются ли они потомками Адама и Евы? Далее напрашиваются весьма опасные рассуждения. Если новооткрытые туземцы не потомки Адама и Евы, то чьи? Если они не наши родичи, то, стало быть, вообще люди ли они? М.Б. Адам и Ева были не первыми людьми, или они произошли от другой пары, но все варианты противоречат Библии!

В 1655 г. в Нидерландах появилась книга кальвиниста Исаака Ла Пейрера (1594 - 1676) " Преадамиты". У Пейрера Адам был предком только евреев, а египтяне и китайцы происходили от преадамитов. Финикийцы, вавилоняне, египтяне ведь древнее библейских евреев и Библии. Потоп не был всемирным (охватывал только Палестину). Где Каин нашел жену, если у Адама не было дочерей, а других людей кроме потомков Адама не существовало? Значит, Адам был не первым человеком. От одного Адама Пейрера производил евреев и другие народы традиционных религий, от другого Адама - язычников. Это идея полигенеза человечества, противопоставленная библейскому моногенезу. По приказу парижского парламента книга Пейрера была сожжена.

Наброски иерархии рас. В эпоху естественнонаучной революции стали проскальзывать отдельные высказывания, близкие к будущему расизму. У врача, статистика, экономиста и музыканта Уильяма Петти (1623 - 1687) появилась идея не ограничиваться помещением человека в целом на " шкале существ", как это делали средневековые ученые и за ними все последующие, а распределить на ней в иерархическом порядке разные виды человека, да и разные виды животных под ним. Есть ведь разные расы (породы) человека, а не только индивидуальные различия!

" есть и другие, более существенные, то есть между гвинейскими неграми и средне-европейцами, да и между неграми - между таковыми из Гвинеи и теми, кто живет около мыса Доброй Надежды, каковые (последние) являются наиболее звероподобными из всех сортов человека, с которыми знакомы наши путешественники. Я скажу, что европейцы не только отличаются от вышеупомянутых африканцев цветом..., но также и... естественными манерами и внутренними качествами своего ума".

Он терялся в поисках, кого расположить непосредственно под человеком - слона (по уму), бабуина (по внешнему сходству), попугая (по речи), пчелу (по одушевленности)? И решил эту проблему на века вперед: по внешнему сходству, то есть по наиболее доступному формальному критерию. Поместил под человеком обезьяну – бабуина. Др. Петти планировал книгу " Шкала существ", но так и не написал ее. Его письма и наброски опубликованы только в ХХ веке (Petty 1927). С реализацией идеи другими мыслителями пришлось ждать до века Просвещения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.