Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В ходе выполнения работы было дано определение понятию «самооценка»






 

 

В ходе выполнения работы было дано определение понятию «самооценка». Самооценка – это форма отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующая принятые ценности, личностные смыслы, меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил установить ряд особенностей динамики самооценки в подростковом возрасте.

1. От младшего подросткового возраста к старшему содержательный аспект самооценки подростков переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества.

2. В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной: подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества.

3. В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля.

4. Происходит постепенная автономизация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.

5. Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы.

6. Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.

7. Наличие акцентуации характера может определять особенности динамики самооценки.

Теоретическая проработка проблем взаимоотношений позволила их представлять как конструкт, сущностью которого выступает специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность ответного личностного отношения. Были описаны особенности межличностных отношений, среди которых можно выделить потребность в друзьях и дружбу, стремление к группированию, одиночество и застенчивость. Все они чрезвычайно важны для становления личности подростка, успешной социализации. Наряду с другими отношения со сверстниками выступают в качестве значимого фактора развития самооценки подростка.

Далее мы обозначили связь удовлетворённости взаимоотношениями со статусом личности и социальной перцепцией. Понятие «социально-психологический статус» носит объективный характер, а в процессе социальной перцепции появляется субъективная картина взаимоотношений и как следствие формируется удовлетворённость или неудовлетворённость ими. Таким образом, формируется удовлетворённость или неудовлетворённость взаимоотношениями в результате преломления статуса подростка в группе процессами и механизмами его социальной перцепции. Удовлетворённость взаимоотношениями со сверстниками способствует удовлетворению потребности в общении, благоприятному эмоциональному самочувствию, самореализации, самовоспитанию. Неудовлетворённость взаимоотношениями со сверстниками сказывается в поведении подростка, влияет на успеваемость, формирует у него целый ряд отрицательных черт личности, толкает на различные, иногда антиобщественные поступки. Самооценка подростка выступает фактором и следствием удовлетворённости или неудовлетворённости взаимоотношениями со сверстниками.

Для подтверждения теоретических положений проводилось эмпирическое исследование.

При изучении самооценки использовалась методиканахождения количественного выражения уровня самооценки С. А. Будасси. Из существующих методов в психологии для изучения удовлетворённости взаимоотношениями нами были выбраны социометрия и анкетирование. Выбор был обоснован и является наилучшим для изучения удовлетворённости взаимоотношениями. В контексте темы исследования были составлены вопросы для социометрии и разработана анкета.

В результате проведённого нами исследования и математической обработки с целью изучения взаимосвязи самооценки подростка и его удовлетворённости взаимоотношениями со сверстниками была выявлена статистически значимая корреляция между данными показателями. Наличие взаимосвязи, полученной в ходе статистической обработки данных по методике С. А. Будасси и социометрии, было подтверждено результатами анкетирования.

Таким образом, на основе теоретической и практической исследовательской работы мы можем утверждать, что существует взаимосвязь между уровнем самооценки подростка и степенью его удовлетворённости взаимоотношениями со сверстниками. Это означает, что определённому уровню самооценки соответствует такой же уровень удовлетворённости взаимоотношениями. Развитие и изменения в данных сферах личности подростка происходят параллельно.

Наше исследование обладает известной долей новизны. Дело в том, что в психологии самооценка в подростковом возрасте чаще изучалась в связи со статусом личности, общением, физическим развитием, однако гораздо более важно изучать развитие личностных образований с позиции удовлетворённости ими самого подростка. Именно изучение субъективной картины социальной ситуации позволяет в полной мере понять особенности формирования личности, поведения подростка. Напрямую тема удовлетворённости взаимоотношениями со сверстниками и самооценкой в подростковом возрасте не изучалась.

Полученные нами результаты психолог может использовать в своей практической работе с подростками. С помощью конкретных знаний можно разрешить сложные проблемы и конфликты, которые возникают с детьми подросткового возраста. При негативных проявлениях в поведении подростка психолог должен в первую очередь изучить его взаимоотношения со сверстниками в контексте самооценки, поскольку взаимоотношения со сверстниками являются отражением ведущей деятельности, а самооценка главным личностным конструктом в данном возрасте. Психолог с учётом полученных нами данных может научить подростков правильно выстраивать, воспринимать и оценивать взаимоотношения со сверстниками для достижения удовлетворённости ими, способствовать развитию адекватной самооценки, грамотно и эффективно при необходимости построить коррекционную работу. Использование знаний данной проблемы поможет повысить эффективность образовательного и воспитательного процессов, способствующих развитию полноценного, здорового, уверенного в себе и своих силах члена общества.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.