Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феноменология межличностных отношений






 

 

Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения весьма противоречивы. С одной стороны, стремление, во что бы то ни, стало быть, такими же, как все, с другой – бравирование собственными недостатками. Поэтому межличностные отношения в подростковом возрасте характеризуются многочисленными феноменами.

Можно выделить такой феномен как потребность в друзьях и дружба. Подросткам нужны близкие друзья, на которых можно положиться и которые могут их понять. Они делятся не только своими секретами и планами, но и чувствами, помогая друг другу в решении внутренних проблем и межличностных конфликтов. Дружеские отношения необходимы подросткам, потому что они не уверены в себе и очень переживают из-за этого. Они ещё не сложились как личности. Друзья и приятели, с одной стороны, придают подростку сил, с другой – помогают определить границы собственного Я. Потребность в товарищеских отношениях подталкивает подростков к установлению устойчивых связей со сверстниками: выбору хорошего друга или нескольких друзей, как правило, того же пола. У них вы­рабатывается эмоциональная привязанность к сверстникам, с которыми мож­но поделиться своими тревогами и сокровенными чувствами. Подростки становятся верными товарищами, живущими в окружении враждебного им мира.

Ещё одним феноменом межличностных отношений подростков является стремление к группированию. По мере расширения круга знакомств, подростки начинают все больше ощущать потребность в том, чтобы войти в какую-нибудь группу. Для детей подросткового возраста главная цель – быть признанными членами компании или группы, которая их больше всего привлекает [23]. На этом этапе они очень чувствительны к критике или негативной реакции со стороны других. Они переживают по поводу того, что о них думают люди, поскольку их представление о собственной личности и самооценка в немалой мере явля­ются отражением мнения окружающих.

Ф. Райс выделяет несколько способов добиться признания группы.

1. Приспособление. Подростки выбирают тех, кто на них похож. Если подросток видит, что взгляды или поведение приятеля не соответствуют его собственным, он, либо разорвёт отношения и будет искать другого товарища, либо будет стремиться изменить своё поведение. Приспособление может иметь позитивную или негативную социальную окраску – всё зависит от того, что представляет собой группа и каковы её ценности.

2. Успехи. Достижение каких-то успехов (в спорте или учебе, работе подросткового коллектива или во время совместного отдыха). Но признание и одобрение действий конкретного подростка зависит еще и от того, насколько высок для его сверстников статус деятельности, в которой он преуспевает.

3. Участие. Вступление в школьные клубы и участие в различных внеклассных мероприятиях. Желание быть членом какого-то коллектива - решающий мотив для участия во внеклассной деятельности.

4. Личность и социальные навыки. Личностные качества и социальные навыки — важный критерий попу­лярности среди подростков. Есть все основания полагать, что именно личностные качества являются основным факто­ром успеха среди сверстников. Личностные факторы включают в себя черты характера, умение дружить и манеру поведе­ния. Таким образом, один из главных способов, с помощью которого подрост­ки стараются добиться внимания сверстников, — это развить в себе каче­ства, которые вызывают восхищение других, и овладеть такими социальны­ми навыками, которые способны гарантировать одобрение товарищей [30].

Одной из серьезных проблем и феноменом подросткового возраста является одиночество. Когда мо­лодым людям кажется, что они отвергнуты или обойдены вниманием, когда они ощущают неуверенность в собственных силах, — они склонны считать это одиночеством. Похоже, что у юно­шей больше подобных проблем, чем у девушек, вероятно в силу все той же «мужской сдержанности», не позволяющий свободно выражать свои чувства. Подростки испытывают чувство одиночества по целому ряду причин. Кому-то трудно разобраться, как следует вести себя с окружающими, приемлемо ли то или иное поведение, как реагировать на различные ситуации. Кто-то имеет заниженное представление о собственной персоне и очень болезненно реагирует на критику в свой адрес. Боясь быть отвергнутыми, такие подростки стараются не совершать ничего, что могло бы привести их в смущение. Подросткам, склонным испытывать чувство по­давленности и тревогу, трудно установить с кем-либо близкие отношения. Кто-то привык никому не доверять и не ждет от окружающих ничего хорошего. Как следствие, такие подростки избегают эмоциональных контактов и близости, чтобы никто не мог воспользоваться ими в своих интересах.

Кроме этого, нужно отметить, что для подростков характерна застенчивость, которая проявляется во взаимоотношениях со сверстниками. Проявление застенчиво­сти в различных ситуациях связано с тревогой по поводу социальной оценки. Подросток боится оказаться в центре внимания, совершить при всех ошибку, опасается проиграть в сравнении с кем-то другим. Застенчивость обусловлена боязнью негативной оценки со стороны окружающих, желанием их одобрения, низкой самооценкой и опасением быть отвергнутыми [21].

Учитывая тему нашей исследовательской работы, остановимся на том, что развитие самооценки подростков под влиянием отношений со сверстниками сталкивается с рядом противоречий (Г. М. Андреева, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн, Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский, О. В. Соловьева, Н. И. Шевандрин, И. С. Кон, А. И. Липкина, и др.):

1) между востребованностью в подростковом возрасте четкого внешнего ориентира для выработки адекватной самооценки и неоднозначностью таковых, вызванной объективной множественностью позиций оценивания подростка окружающими, в том числе сверстниками;

2) между желанием подростка достичь единения с референтной группой сверстников, предполагающим принятие им транслируемых сверстниками оценок, и его стремлением выделиться из этой группы, связанным с определенным отторжением оценочных отношений сверстников;

3) между стремлением подростка наиболее полно и адекватно познать собственные возможности и свойственными этому возрасту трудностями отделения реального от желаемого.

Таким образом, нами была изучены и описаны особенности межличностных отношений, среди которых можно выделить потребность в друзьях и дружбу, стремление к группированию, одиночество и застенчивость. Все они чрезвычайно важны для становления личности подростка, успешной социализации. Наряду с другими отношения со сверстниками выступают в качестве значимого фактора развития самооценки подростка. Корни большинства эмоциональных проблем взрослых кроются в детском и подростковом возрасте. В эти периоды психика человека наиболее сенситивна как к травмирующим воздействиям, так и к усвоению тех или иных способов эмоционального реагирования и поведения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.