Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение






Упражнениеэто основной способ закрепления навыка. Одним из важнейших практических вопросов

является вопрос о количестве упражнений, необходимых для полной отработки навыка. Количество

используемых упражнений зависит от скорости формирования психологической системы действия. Чем

быстрее формируется психологическая система действия, тем меньше требуется упражнений. Наличие у

учащегося психологической системы действия определяется по таким признакам, как:

__ясное осознание цели действия и наличие четкого мотива для его

выполнения;

— наличие ориентировочной основы действия в виде системы необходимых и достаточных
информационных признаков, на которые ориентируется учащийся при выполнении действия;

— частичная автоматизация действия;

— наличие системы обратной связи и сформированный на ее основе внутренний самоконтроль выполнения действия;

— «запуск» системы саморегуляции действия, направленной на устранение недостатков и исправление ошибок;

— систематическое улучшение показателей качества работы и увеличение темпа деятельности. Наличие данных признаков позволяет считать навык сформированным и закончить регулярные упражнения по его отработке. Однако если упражнения прекратить полностью и одновременно не выполнять действие,

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 50


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru


51 of 147


навык может постепенно разрушаться. Для его восстановления требуется новая серия упражнений. Наиболее полную теорию психофизиологического механизма формирования сенсомоторного навыка предложил Н. А. Бернштейн. Конструктивно дополнена эта теория была концепцией П. К. Анохина модели поведенческого акта и анализом структуры психической функции, предложенным Б. Г. Ананьевым. Таким образом, на сегодняшний день имеются серьезные теоретические основы для разработки практических способов формирования навыков и включения их в систему профессиональной подготовки. 2. Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе полученного знания, но не достигшего уровня навыка, называют умением. Умениеэто знание, которое понято учащимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты оперативности. На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием, и по мере тренировки достигается преобразование умения в навык, при котором происходит изменение ориентировочной основы действия. Умение включает в себя сложную систему психических и практических действий. При наличии умения под контролем сознания человек успешно выполняет то или другое действие. Результативное выполнение сложного действия и есть внешнее выражение выработанного умения. Формирование умений, по мнению К. К. Платонова, проходит ряд стадий:

— первоначальное умение;

— недостаточно умелое действие;

— развитые отдельные умения (умелые, относительно законченные элементы действия);

— высокоразвитые умения;

— мастерство.

На этапе умения полный сознательный контроль обеспечивает оперативную перестройку системно-структурной основы действия при существенном изменении условий его осуществления. В этом плане умение отличается от навыка. Навык имеет стандартизированную форму и при радикальном изменении условий осуществления может стать неадекватным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.