Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 54. Приведите пример клинической беседы с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, по сбору анамнестических данных.






Сбор анамнеза проводится без посторонних лиц, он строго конфиденциален, учитывает социокультурный уровень семьи (при формулировании вопросов, некоторые вопросы вообще исключаются).

1. Что вас беспокоит? Какие у вас есть жалобы? Какие проблемы у вас возникли?

2. Есть ли подобные заболевания (проблемы) в вашей семье или у ваших близких родственников?

3. Какая беременность по счету? Сколько лет маме, когда она забеременела? Если есть старшие дети, нет ли у них схожих симптомов (проблем, признаков)?

4. Как протекала беременность? Была ли угроза выкидыша? Были ли до этого выкидыши? По какой причине? Были ли аборты? Как давно? В каком возрасте?

5. Как часто во время беременности поднималось артериальное давление? Какими заболеваниями переболела мама во время беременности? Есть ли у родителей хронические заболевания?

6. Есть ли у родителей вредные привычки?

7. Были стрессы (скандалы, проблемы и т.д.) во время беременности?

8. Были ли отличия этой беременности от предыдущих (если были предыдущие беременности)?

9. Как протекали роды? Срок наступления родов (вовремя, раньше срока или позже, насколько). Наличие осложнений во время родов (стремительные роды, затяжные, применение кесарева сечения, щипцов и т.д.).

10. Своевременно ли появился первый крик у ребенка? Своевременно ли выписали из роддома? Когда ребенка приложили первый раз к груди матери? Брал ли он грудь, отказывался от груди, капризничал? Какие эмоции (чувства) вы испытали, когда первый раз взяли ребенка на руки? Покормили его?

11. Как развивался ребенок в младенчестве? Спокойный он был или беспокойный? Какой у него был сон? Как много (как долго) он спал? Были ли проблемы с питанием? Как реагировал на мокрые пеленки? Как реагировал на громкие звуки? Боялся ли чужих? Бывал ли у него плач без видимой причины? Как мать реагировала на своего ребенка: часто ли брала на руки, быстро ли реагировала на плач, каким голосом разговаривала и т.д.? Как ребенок реагировал на мать и других людей? Во сколько месяцев стал держать голову? Во сколько месяцев стал переворачиваться на животик? Когда стал сам садиться? Когда пополз? Когда первый раз встал на ноги? Какие звуки издавал?

12. Как развивался ребенок после 1 года (в раннем возрасте)? Когда пошел самостоятельно? В каком возрасте появились новые слова? Как и с кем ребенок общается? Посещает ли дошкольное учреждение? Какое? Как быстро он адаптировался (привык) к нему или не привык? С желанием ли ребенок посещает учреждение или капризничает (почему, как мама считает)? Когда ребенок (в каком возрасте) стал говорить про себя «я»? Когда в речи появилась простая фраза («Коля гуляет», «Мама, дай» и т.д), а когда появилась развернутая («Я хочу кушать», «Мама, идем гулять» и т.д.)? Адекватны ли у ребенка жесты, мимика? Общается ли со сверстниками и как? Были ли у ребенка негативные особенности в поведении и общении в возрасте от 2, 5 до 3, 5 лет (как протекал кризис 3-ех лет)? Есть ли у ребенка страхи (какие, когда появились)? Каков характер сна и засыпания (сразу засыпает, после сказки, не уложишь в кровать и т.д.)? Как реагирует на чужих людей? Владеет ли навыками самообслуживания (навыками опрятности), какими, когда сформировались? Были ли у ребенка травмы и госпитализации?

13. Как развивался ребенок в возрасте от 3 до 5 лет? Как развивалась речь? Какие эмоции ребенок чаще демонстрирует (проявляет), адекватны ли они ситуации? Рисует ли ребенок, пишет, самостоятельно застегивает пуговицы и завязывает шнурки (как сформирована мелкая моторика)? Знает ли ребенок цвета, геометрические формы? Внимателен ли он? Как развита память? Собирает ли пазлы, умеет включать телевизор, разбирается ли в сложных игрушках (как развито мышление)? В какие игры, игрушки играет? Как ведет себя в дошкольном учреждении (если посещает)? Определился ли он с ведущей рукой (ногой), какой рукой пишет и рисует, левша или правша?

14. Как подготавливали ребенка к школе в возрасте от 5 до 7 лет? Любознателен ли ваш ребенок? Задает ли вопросы, какими вещами интересуется? Возникали проблемы в развитии ребенка? К каким специалистам обращались? Какова у ребенка работоспособность (снижена, быстро ли устает)? Выявлены ли нарушения физического или психического статуса ребенка, какие?

15. Как развивался ребенок в младшем школьном возрасте? Как адаптировался (не адаптировался) к школе? Какие трудности в обучении возникли? Есть ли какое неврологическое неблагополучие? Как часто ребенок болел и пропускал из-за этого занятия? Возникали ли в связи с этим трудности в обучении, какие, по каким предметам? Как протекал кризис 7 лет (какие негативные особенности характера вы заметили в возрасте от 6, 5 до 7, 5 лет)?

 

Разработайте практические рекомендации для сотрудников дошкольного учреждения по разрешению конфликтных ситуаций в детском коллективе. (1 вариант).

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло). Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».

2. Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего)

-утверждение личных притязаний,

- навязывание своего стиля поведения,

- умаление достоинств другой стороны,

- корыстные устремления.

Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них

преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.

3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива (несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть…) Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:

- описание произведенного действия

- описание возможного или неизбежного результата этого действия

- предложение альтернативного варианта поведения

(схема позитивного сообщения может выглядеть так:

Когда ты…

Может случиться, что…

Лучше…)

4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации

- применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть;

вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску). Воспитатель должен владеть техникой активного слушания.

5. Оценка особенностей участников конфликта.

6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.

С детьми группы нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам:

Тебе хочется ходить в детский сад?

Почему?

С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?

Какие игры ты знаешь?

В какие игры ты умеешь играть?

В какие игры ты любишь играть больше всего?

Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?

Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?

Можно ли нарушать эти правила?

Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?

Бывают ли у тебя конфликты (споры) с родителями? Как часто?

Как ты думаешь, конфликт (спор) и ссора – это одно и то же?

Попробуй объяснить свое мнение.

Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?

 

 

(2 вариант). В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку). Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.

Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.

Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял, что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом.

Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Воспитатель не должен приводить к эффекту «самонакручивания».

Обсуждать нужно следующее:

Что произошло? (сформулировать суть конфликта)

Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)

Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)

Как быть в этой ситуации? (найти решение)

Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.