Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический анализ структуры дефекта при ЗПР. Обратимость дефекта.






Задержка психического развития встречается значительно чаще, чем олигофрения. Это замедление темпа развития, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и главным образом органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального, реже — генетического характера. Отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчинится правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям. Несформированны все структурные компоненты учебной деятельности. При выполнении заданий учебного типа ребенок не проявляет к ним интереса, стремится поскорее закончить непривлекательную для него деятельность, не доводит работу до конца. Он с трудом принимает программу, предложенную взрослым в виде образца и, особенно, в виде словесной инструкции, не удерживает ее на протяжении работы, т. е. эта программа не становится его собственной. Действует недостаточно осознанно, не может вербализовать правила, по которым нужно выполнять задания, не может дать словесный отчет, рассказать, как он выполнял работу. Затрудняется в выборе адекватных способов для выполнения задания, необходимые навыки сформированы на низком уровне. Особые проблемы касаются саморегуляции и самоконтроля. Ребенок не замечает своих ошибок, не исправляет их, не может адекватно оценить результат. Для клинической дифференциации ЗПР весьма существенно установление ведущего фактора в структуре дефекта. Ведущим фактором в структуре психофизического инфантилизма является незрелость (или некоторая недостаточность) эмоционально-волевой сферы, по-разному сочетающаяся с интеллектуальной недостаточностью. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. В структуре дефекта при ЗПР на первый план выступает несформированность познавательной деятельности, при этом чаще всего отмечается и недоразвитие речи. При составлении заключения рекомендуется использовать следующую формулировку: «Задержка психического развития (например, церебрально-органического генеза), недоразвитие речи системного характера, I (II и III) уровень речевого развития». Не следует употреблять термин «Общее недоразвитие речи», т. к. к этой категории относятся дети с первичной речевой патологией. А вот уровень речевого развития указать необходимо. Практически каждый ребенок с ЗПР имеет те или иные речевые нарушения и нуждается в помощи логопеда. Органическое поражение головного мозга носит не тотальный характер, как при олигофрении, а лишь минимальные поражения поэтому – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Следовательно, при правильной коррекционной работе могут пойти в массовую школу и т.д.

22. Современные направления психологической помощи лицам с нарушениями зрения. На конс. Психологическая помощь в разрешении проблем детско-родительских отношений. Очень часто родители стремятся максимально облегчить ребенку жизнь, ограничивая детскую самостоятельность и предлагая свою помощь. Другая крайность - родители как бы не обращают внимания на заболевание ребенка, требуя от него слишком многого. И в том и в другом случае у детей развиваются психологические комплексы, которые усугубляются длительностью лечения. Поэтому очень важно помочь ребенку эффективно использовать осязание, слух, двигательно-тактильную чувствительность, что в какой-то мере компенсирует недостаток зрения.

Психологическая помощь детям: Решение поведенческих проблем.· Гармонизация душевного состояния ребенка пережившего психотравмирующее событие (развод родителей, болезнь или утрату близких).· Решение проблем, связанных с взаимоотношениями с окружающими (конфликтные отношения со сверстниками).· Коррекция эмоциональных нарушений (страхи и тревоги, чрезмерная плаксивость, агрессивность, замкнутость, обидчивость). Психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: · Диагностика и коррекция интеллектуального и психического развития ребенка.

Коррекция психического развития детей с нарушениями зрения, слабовидящих, слепых - развитие зрительного восприятия и связанных с ним позновательных процессов у детей, имеющих среднюю степень слабовидения, различные виды амбпиопии, при небольшом снижении зрения. Обучение пространственной ориентировке слабовидящих и слепых детей (формирование потребности в самостоятельной ориентировке; преодоление страхов пространства и неуверенности в своих силах; овладение ориентировкой на своем теле; обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве; формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем). - Обучение слабовидящих и слепых детей речевым и неречевым средствам общения, что позволит ребенку с тяжелой зрительной патологией полноценно общаться в обществе зрячих.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.