Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 18. Психологическая характеристика основных свойств внимания умственно отсталых детей.






Внимание – это сосредоточенность сознания на каком-либо объекте или деятельности, соответственно, внимание включается во все психические процессы и является важной характеристикой познавательной сферы. Исследователи подчеркивают существенную роль внимания в выполнении учебной и трудовой деятельности. Среди основных недостатков внимания умственно отсталых школьников отмечают нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемость и объем внимания. У учащихся с нарушениями интеллекта непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного, но и оно отличается своеобразием. Внимание умственно отсталого ребенка находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности и связано с высшей нервной деятельностью. Так, у детей с возбудимым типом нервной системы несколько сохраннее темп, объем и переключаемость внимания, у тормозных детей выше устойчивость. Может иметь место несоответствие внешнего выражения внимания состоянию сознания ребенка. Отмечается адинамичность внимания, которая проявляется в трудности его привлечения к нужным сторонам объекта. Из-за склонности к частому охранительному торможению внимание детей с интеллектуальной недостаточностью носит «мерцательный» характер.

Недостаточность внимания, особенно произвольного, отмечается многими исследователями. Для них свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Причем у одних детей через 10—15 мин работы наблюдаются двигательное беспокойство, подвижность. Другие становятся вялыми и пассивными.

У умственно отсталых детей 1 класса объем внимания ограничивается 1-2 объектами. К концу младшего школьного возраста объем внимания несколько увеличивается. Объем внимания можно расширить: соблюдать предварительную инструкцию, проводить активную деятельность с объектом, соблюдать оптимальное количество одновременно воспринимаемой информации, наличие смысловой связи между объектами.

Устойчивость внимания у умственно отсталых детей гораздо более низкая, чем у сверстников в норме. У детей отмечается большое количество ошибок в работе. Оптимальный период проявления устойчивости внимания – 6-10 минут.

Ошибки переключения внимания связаны с застреванием и соскальзыванием на уже знакомый способ решения задания.

Снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности, поэтому такие дети затрудняются выполнять 2 задания одновременно.

Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразвитием волевых качеств у умственно отсталых детей. Для них характерна также неспособность распределения внимания между различными объектами. Оно обнаруживается в таком поведении ребенка, как нетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикивание отдельных реплик.

У так называемых возбудимых олигофренов особенно резко проявляется отвлекаемость, двигательная расторможенность, в то время как у заторможенных детей эти черты выражены в меньшей мере.

С возрастом у учеников вспомогательной школы несколько возрастает объем произвольного внимания, его устойчивость и возможность распределения, однако по длительности активной концентрации они значительно уступают своим нормально развивающимся сверстникам.

Таким образом, при умственной отсталости ни одно из свойств внимания не остается тем или иным образом не задетым патологическим отклонением. Однако специалистами выявлены возможности коррекции недостатков внимания у детей в процессе обучения.. Для у.о. детей свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Внимание характеризуется повышенной истощаемостью. Нарушение подвижности внимания, способности переключаться с одного объекта на другой, а также неспособность распределения внимания между различными объектами.

Т.о. знания психологических особенностей детей с умственной отсталостью понадобятся спец. психологу при работе с данной категорией детей.

 

19. Научные подходы к трактовке понятия «задержка психического развития». Систематика ЗПР.

ЗПР - синдром врЕменного и временнОго аспектов отставания развития психики в целом или в отдельных её функциях (моторные функции, недоразвитие мелкой моторики рук, сенсорные, речевые или эмоционально-волевые), проявляется в замедленном темпе реализации закодированных в генотипе свойств организма при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития.

Главная особенность ЗПР как специфического вида дизонтогенеза - ФРАГМЕНТАРНОСТЬ или неравномерность развития различных психических функций.

При анализе зарубежной литературы можно выделить 4 разных подхода к проблеме изучения детей интересующей нас категории.

Первый подход широко распространен в большинстве западных стран и основан на рассмотрении проблемы с чисто педагогических позиций. Соответственно в исследованиях этого направления такие дети обозначаются как имеющие недостаточные способности к обучению или дети с трудностями в обучении.

Приверженцы второго подхода рассматривают трудности в обучении детей, прежде всего, как результат неблагоприятных условий жизни и воспитания, приводящих к ограничению сенсорного опыта ребёнка и его общения с окружающими и задерживающих тем самым его интеллектуальное развитие, создающих трудности в формировании его личности. Дети, требующие специального обучения для преодоления последствий неблагоприятных условий, определяются как «неприспособленные», педагогически запущенные.

Третий подход представляют дефектологи Германии, определяющие группу детей с отставанием в развитии и нуждающихся в специальном обучении для преодоления этого отставания как детей с нарушениями поведения.

Четвёртый подход связан с разработкой психиатрами, психоневрологами и психологами США концепции, предложенной А. Штраусом и Л. Летинен. Согласно этой концепции всё разнообразие форм отставания в развитии, появляющегося в трудностях обучения, оказывается связанным с наличием резидуальных состояний после относительно слабовыраженных органических повреждений мозга на ранних этапах развития ребёнка. Детей этой категории называют детьми с минимальными повреждениями мозга.

Международная классификация болезней 10-ого пересмотра Всемирной Организации Здравоохранения задержка психического развития получила название «F81 Специфические расстройства развития школьных навыков». Это расстройства, при которых нормальное приобретение навыков нарушено с ранних стадий развития. Они не являются следствием отсутствия благоприятной возможности для обучения или какой-либо полученной мозговой травмой или болезнью. Скорее считается, что расстройства возникают из нарушения в обработке когнитивной информации, что во многом происходит в результате биологической дисфункции.

Как и при большинстве других нарушений развития, данное состояние существенно более часто отмечается у мальчиков, чем у девочек.

Хотя данные нарушения связаны с биологическим созреванием, всё же это не значит, что дети с подобными расстройствами находятся просто на более низком уровне нормального развития и, следовательно, «догонят» со временем сверстников. Во многих случаях признакам этих нарушений могут продолжаться в подростковом возрасте, сохраняясь и у взрослых. Тем не менее необходимой диагностической особенностью является то, что расстройства появляются в определенных формах в ранние периоды школьного обучения. Дети могут отставить в своём школьном совершенствовании и на более поздней стадии получения образования (в связи с отсутствием интереса к учёбе; плохой образовательной программой; эмоциональными нарушениями; возрастанием или изменениями в требованиях заданий и т.д.).

Систематика ЗПР. В основе классификации Власовой – Певзнер лежит этиологический принцип: - ЗПР конституционального хар-ра (прич. возникновения – не созревание лобных отделов голов. мозга). Сюда относ-ся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младш. возраста, у них преобладает игровой интер., не развив-тся учебный. Эти дет. при благоприят-ых усл-ях показывают хорошие результаты выравнивания. - ЗПР соматогенного происхождения (прич. - перенесение реб. соматич-ого забол-ния). К этой группе относят дет. с соматической астенией, признаками кот. явл-ся истощаемость, ослаблен-сть организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настр-ния и т.п. - ЗПР психоген-ого происхожд-ия (прич. – неблагоприятные усл-ия в семье, искаженные усл-ия воспитания реб. (гиперопека, гипоопека) и т.п.) - ЗПР церебрально-астенического генеза (прич. - мозговая дисфункция). К этой группе относят дет. с церебральной астенией – повыш-ной истощаемостью нервной системы. У дет. наблюд-тся: неврозоподобные явления; повыш-ная психомот-ная возбудимость; аффективные наруш-ния настр-ния, апатико-динамическое растр-ство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность. На основе патогенетич-ого принципа В.В.Ковалев все пограничные формы интел-ной недостаточ-сти условно разделил на четыре группы: 1) дизонтогенетические формы, при которых недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного психического развития ребенка; 2) энцефалопатические формы, в основе которых лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза; 3) интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств (слуха, зрения) и обусловленная действием механизма сенсорной депривации; 4) интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства («социо-культуральная умственная отсталость» по терминологии, принятой Американской ассоциацией по проблеме умственной неполноценности).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.