Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Пазовский






Областное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Иркутский педагогический колледж №»3

 

Методическая

тетрадь студента

по хоровому дирижированию

1 курс (1-й, 2-й семестр )

Печатается по решению научно – методического совета ИПК № 3

 

ББК 74.58

 

Методическая тетрадь студента по хоровому дирижированию (1-й курс – I, II семестр)/ Сост. Г.А. Камкина – Иркутск: ОГОУ СПО ИПК № 3, 2009. – с.

 

 

Методическая тетрадь содержит информацию об основных принципах, методах и приемах постановки дирижерского аппарата, чтению хоровых партитур, анализу хорового произведения, освоению детского репертуара для детского сада и школы. Рекомендуются в качестве вспомогательного материала для студентов 1-го курса по дисциплине «Хоровое дирижирование».

 

 

Составитель: Камкина Г.А., преподаватель дисциплин дирижерско-хорового цикла ОГОУ СПО ИПК №3

Рецензенты:

Маркидонов С.А., доцент кафедры пения ИГПУ, Заслуженный работник культуры РФ

Усманова Л.М., преподаватель дирижерско-хоровых дисциплин ОГОУ СПО ИПК №3, член Экспертной комиссии АК

 

 

©Камкина Г.А.

©ИПК №3

Воля и творческая устремленность – два качества, без которых музыканту, пусть самому выдающемуся, не стоит становиться за дирижерский пульт.

А.Пазовский

Учебная дисциплина «Хоровое дирижирование» занимает одно из центральных мест в подготовке учителя музыки, формирует его профессиональные качества, практические навыки управления классным и внеклассным хоровым коллективом, воспитывает хороший ху­дожественный вкус, развивает инициативу и организаторские спо­собности, умение самостоятельно творчески мыслить и работать.

Процесс передачи исполнительских намерений осуществляется при помощи системы специальных мануальных жестов — знаков, именуемой дирижированием. Исследователи дирижирования отмечают три главные стороны этого феномена — музыкальную, психологическую и физиологическую.

С музыкальной стороны дирижирование является процессом отражения в выразительной жестикуляции главнейших элементов музыки в их совокупности и обобщенности. Дирижерский жест не состоит из разрозненных движений, он состоит из логически связанных, функционально напряженных жестов, вызванных такой же сопряженностью элементов музыки в их логике развития и становления.

С психологической — дирижирование есть процесс эмоционального переживания музыки, опирающийся на выразительность человеческих телодвижений: жестикуляцию рук, мимику лица, выражение глаз. Каждый жест дирижера должен быть эмоционально окрашен, психологически достоверен, естественно выражен.

С физиологической — правильность дирижирования обуславливается периодичностью процессов возбуждения и торможения нервных клеток мозга, что определяет и правильность работы мышц - антагонистов рук дирижера, их попеременное включение и выключение, напряжение и «расслабление».

Дирижирование предполагает не только навыки и умения правильного тактирования в указанной дирижерской сетке, — иначе говоря, приемы дирижерской техники, — но и комплекс сопутствующих обязательных условий, включающих степень образно-эмоционального воздействия на коллектив (сообразно художественным задачам произведения), исполнительский артистизм и др. Причем моменты дирижерского управления хором существуют в своей последовательности и четко регламентированы.

Дополнительно нужно подчеркнуть непременное условие дирижирования — наличие дирижерской воли, без чего коллективное музицирование может просто не состояться.

Как в любой музыкально-исполнительской деятельности, в дирижировании есть собственные профессиональные установки: дирижерский аппарат и дирижерская сетка; они в итоге определяют понятие — средства дирижерского управления.

В понятие дирижерский аппарат входят: лицо (мимика, глаза, артикуляция), положение корпуса дирижера (плечевой пояс, корпус, ноги), а также руки дирижера в их составляющих — кисть, предплечье и плечо, локоть.

Дирижерская сетка — это графический рисунок, осуществляемый дирижерским мануальным аппаратом. Средства дирижерского управления включает передачу темпа, метроритма, динамики, штрихов музыкального сочинения во взаимосвязи с вокально-хоровыми особенностями (ансамбль, строй, литературное произношение), а также аспект психологического воздействия на исполнителей.

 

Профессионал - это компетентный специалист, отличающийся непрерывным стремлением к совершенствованию. Для студентов колледжа тяга к самообразованию, выражающаяся в постоянном желании пополнять свои музыкальные, педагогические и общекультурные знания и умения, это качественно новая форма присвоения художественного и педагогического опыта.

Процесс профессионального становления студентов колледжа основан на первичном накоплении опыта практической деятельности, приобретении стартового мастерства.

Ожидаемый результат профессиональной подготовки по дисциплинам дирижерско-хорового цикла:

· положительная мотивация выбора профессии;

· личностное и профессиональное самоопределение студентов;

· положительная динамика состояния деятельностной сферы студентов;

· готовность к профессиональному саморазвитию.
Из этого следует:

· мобильность выпускника колледжа, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений для профессиональной деятельности;

· овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типом деятельности.

 

 

Программное содержание 1 курса






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.