Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. В комнате на столе стоит 10 бутылок






В комнате на столе стоит 10 бутылок. За другим столом помещается испытуемый и 10 деревянных колец, а сбоку — стол, за которым сидит протоколист. Испытуемый должен набросить кольца на бутылки. Если он промахивается, то опыт начинается снова с первой бутылки.

Испытуемому объяснили, что задача перед ним нелегкая, но он может не торопиться. Экспериментаторы следили за формированием у него этого двигательного умения. А протоколист все записывал. Испытуемый начинает бросать кольца на бутылки. Настроение у него хорошее, экспериментатор вначале его подбадривает, но потом начинает делать критические замечания в адрес испытуемого. Испытуемый озадачен. Вначале он принял всё за игру, а это оказалось каким-то испытанием. Выполнить это задание почти невозможно. Он понял, что попал в неловкую ситуацию. Его внутреннее напряжение начинает нарастать. А экспериментатор ведет себя по отношению к нему все более и более оскорбительно. Ситуация для испытуемого из безразличной становится личностно значимой. Дело не только в том, что ему трудно набросить кольца на все бутылки, а и в том, что он попался в ловушку и не знает, как из нее выйти.

В этом эксперименте важно создать постоянное колебание между надеждой и разочарованием. Происходит эмоциональное расшатывание испытуемого. Если задача явно невыполнимая, то испытуемый отказывается в ней участвовать, и всё Если задача простая, легко решаемая — он выполняет упражнение, и всё. А вот когда возникает неопределенная ситуация- а вдруг я наброшу все коль-ца'^ — тогда испытуемый вовлекается в действие и у него происходит эмоциональное расшатывание и нарастает напряжение Теперь испытуемый не знает, как выйти с честью из такого сложного положения.

Опыт длится 3-5 часов, и испытуемый доходит до «внутреннего кипения». И когда экспериментатор видит, что испытуемый достаточно «созрел», то производит провокационную вылазку. Когда очередная попытка набросить кольца не получилась, он пренебрежительно бросает «Да... у вас ничего, видимо, не выйдет». И тут испытуемый впадает в такой аффект, что готов убить экспериментатора Аффект здесь является средством, позволяющим человеку вырваться из создавшейся ситуации. Это интересные исследования, и условия их проведения описаны очень хорошо.

Ш


В конце 1940-х годов я решил повторить эти опыты. Но я создал другую ситуацию и вызывал не чувство гнева, а чувство радости. Задача была простая: по заданному образцу из кусочков материала выложить фигуру. Хотя кусочков давалось много и среди них было много лишних, но одного, без которого выложить эту фигуру было невозможно, не хватало. Испытуемый этого не знал. Я себя вел так же, как в опытах Дембо: вначале его подбадривал, а потом стал делать замечания. И когда испытуемый был уже на грани аффекта, я незаметно подбросил недостающий кусчек, он его находил, и тут проявлялась его радость — радость человека, который наконец справился с задачей. С самого начала он не понял, в какую ловушку его завлекают. Потому не мог выложить простую фигуру. И это на него очень сильно влияло, он переживал, и поэтому в конце была такая радость, настоящая большая радость. Вот таким образом можно вызвать эффект положительного характера. Один раз я, не зная условий жизни моего испытуемого (а они были тяжелыми), вел себя обычно, так же, как и с другими испытуемыми. И когда он выполнял задачу, вдруг расплакался и заявил: «Мне в жизни всегда не везет, и сейчас я не могу выполнить задание. Одни неудачи». Какой урок можно извлечь из этих опытов? Они раскрывают условия возникновения острого аффекта.

Сначала мы не распознаём личностное значение ситуации. Поэтому легко втягиваемся в них и оказываемся в таком положении, когда не так просто выйти из них. И удерживает нас в этих ситуациях то «почти возможное» выполнение действия А может, все же выполню задачу" И мы не хотим себе признаться, что не можем выполнить задание Для этих ситуаций характерным является прилив и отлив надежд и разочарований Они создают эмоциональную расшатанность на фоне все нарастающего напряжения Это ситуация психологического барьера, и мы не знаем, как его преодолеть

Аффективное состояние наступает, как правило, по случайному и ничтожному поводу. По основной линии испытуемый старается вести себя в рамках приличия. А вот там, где он не успевает себя сдержать, происходит вспышка Это наиболее характерные и содержательные исследования аффективных вспышек

А теперь перейдем от анализа характерных ситуаций, в которых возникает аффективное состояние, к анализу того, что представляет из себя сам аффект Не с точки зрения его описания, а как






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.