Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 25. Психология памяти







П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

своем состоянии внешнее предметное действие, которое что-то реально делает. Когда мы обращаемся к памяти, то вопрос заключается в том, что же представляет собой ту исходную деятельность, которая потом, будучи перенесенной во внутренний умственный план и функционируя как типичная автоматизированная деятельность, выступает как память? Что это такое? Какая тут содержится предметная деятельность? В этом случае работа памяти совпадает с работой по восстановлению чего-то вообще, от чего в настоящее время остался только небольшой кусочек. Например, работа археолога, который по остаткам стен восстанавливает все строение. Или работа палеонтолога, который по фрагментам останков животного восстанавливает все его тело. Вспомните, как Кювье по одному только зубу восстановил целое животное. Впоследствии, еще при жизни Кювье, это животное было найдено и оказалось почти точной копией того, что было восстановлено ученым. Этот процесс вдет следующим образом. Восстанавливается кусочек, близлежащий к уже имеющемуся кусочку, и так до полного восстановления целого.

Так вот, работа памяти и есть восстановление того, что было в прошлом опыте человека, по какому-то кусочку, который заставляет нас сегодня вспомнить о прошлом. По какому-то указанию (которое выступает как такой кусочек!) мы пытаемся восстановить прошлое. Идет восстановление прошлого по отдельному элементу этого прошлого. Значит, в основе своей эта работа рациональная. Но в отличие от собственно рационального решения задачи здесь мы имеем одну особенность. Это своеобразие задачи памяти по сравнению с чисто рассудочными задачами. Речь идет о точном восстановлении объекта или события, а не просто восстановлении общего смысла происшедшего. Если вы, например, знакомитесь с каким-нибудь учением по книжке или по изложению и потом восстанавливаете содержание этого учения, так, может быть, для разумного разбора теории этого будет достаточно, а если речь идет о памяти, то ведь нам нужно дословное восстановление, т. е. буквальное, а не только понимание или восстановление смысла.

Ведь существенное содержание может быть восстановлено в разном виде, следовательно, вид, который оно имело в оригинале, не очень важен для сути дела. Задача памяти заключается в том, чтобы восстановить строго однозначные связи и отношения в этом, казалось бы, не очень важном материале Значит, здесь мы имеем

ЕШ


QjQ

довольно своеобразное положение. Как же быть? Здесь можно идти двумя путями, и это тоже важно учесть, так как внешнее различие этих путей может служить как бы для опровержения каждого из них в отдельности.

С одной стороны, если вы имеете текст, который хотите выучить наизусть, что вы должны сделать? Например, вам нужно знать квинтэссенцию учения Маркса, которая дана в предисловии к его «Критике политической экономии* (1859). Эта страница начинается словами: «Общий результат, к которому я пришел и который послужил затем руководящей нитью во всех моих дальнейших исследованиях, нужно формулировать следующим ббразом...» — и далее идет формулировка Марксовой философии истории. Эта страница написана сплошным убористым текстом, без красных строк. Если вы будете его просто прочитывать и даже повторять, то большой материал так не одолеете. Нужно рационально обработать материал, чтобы воспроизвести его не только по смыслу, но и по буквальной форме, т. е. если вы заучиваете страницу, то не для того, чтобы по смыслу помнить, а для того, чтобы точно воспроизвести и потом опираться на эти слова.

Начинать нужно не с запоминания, а с осмысления. А осмысление с чего начинать? Это тоже не простая вещь, так как смысл ведь не всегда явно выступает. А какой смысл в этой знаменитой странице, где дана основная модель философии истории, по крайней мере, той истории, которая охватывает предысторию человеческого общества? А смысл вот в чем. Ведь во времена Маркса и ранее была масса попыток перестройки, изменения общественного строя, и они все исходили из ложных представлений, все кончались неудачами и громадными жертвами. У Маркса есть одно положение, что человек, который берет на себя право указывать другим путь, не имеет права ничего делать, не разобравшись, так как это может привести к большим жертвам. Надо знать, ради чего приносить жертвы. Ведь цели могут оказаться ложными. Так вот, там есть замечательные слова, что человечество ставит себе такие задачи, какие оно может решить, потому, что материальные средства для их разрешения или уже существуют, или находятся в процессе становления.

Чтобы запомнить что бы то ни было, нужно, чтобы в этом была потребность. Но есть специфика потребности. Если вы хотите что-то запомнить для того только, чтобы получить на экзамене пятерку,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.